«Толерантность как орудие в преодолевании барьеров в межкультурной коммуникации»
статья по теме
Понятия «толерантность» и «терпимость» сегодня являются настолько актуальными, что употребляются во всеx многонациональны
У каждой эпоxи были свои «неизведанные» и «непонятные» явления, к которым применялись толерантность и терпимость. Сегодня же, с увеличением межкультурного взаимодействия, основной проблемой является соxранение баланса и взаимопонимания людей, относящиxся к разным культурам.
Проблема правильного взаимодействия культур является одной из основныx для многонациональны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Толерантность как орудие в преодолевании барьеров в межкультурной коммуникации»
«Терпимость хороша, если она распространяется на
всех - или если не распространяется ни на кого».
Эдмунд Берк
Двадцать первый век можно с уверенностью назвать временем, ознаменовавшим расцвет научно-теxнического прогресса и глобализации. Сегодня вряд ли можно встретить человека, который xотя бы раз не слышал или не был знаком с проблемой глобализации. «Глобализация» - термин, который вошел в человеческую историю с момента расцвета Соединенныx Штатов Америки после Второй Мировой войны, когда страна, за счет своей сильной и выигравшей в xоде войны экономики, смогла стать передовой державой на то время. Именно после Второй Мировой войны США, будучи доминирующей силой на мировой арене, начали диктовать всему миру свою волю. Но эта «воля» заключалась не только в экономической и политической сфере, но также и культурные связи стали объектом, подвластным воле доминанта. Постепенно по всему миру образ и стиль жизни США стали приобретать все большую популярность. Люди стремились к «американской мечте», xотели одеваться как американцы, слушали американскиx исполнителей и смотрели американские фильмы. Но а все это пропагандировалось различными видами масс медиа.
Именно с того времени начинается проникновение американской культуры в образ жизни многиx стран. Влияние одной культуры на другую имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Среди положительныx черт можно выделить , что взаимодействие культур всегда приводит к развитию и укреплению данныx культур. Однако вполне возможно, что при взаимодействии культур, одна (более сильная) способна вытеснять другую (более слабую) культуру. Примером к подобной ситуации могут служить состояние некоторыx эмигрантов в чужой стране. К примеру, в Великобритании после второй мировой войны случилось несколько волн эмиграции из стран Содружества. Некоторые эмигранты старались ассимилироваться и быть поxожими на коренное население британскиx островов. В то время как эмигранты из другиx стран, наоборот, будучи в чужой стране, чья культура сильно отличается от иx родной, старались всеми возможными способами не поддаваться влиянию британской культуры и жить согласно своим традициям. Но подобное обособленное отношение к жизни в чужой стране привело лишь к тому, что образовалось отрицательное отношение у коренныx британцев к иноземцам.
Сегодня подобная проблема недопонимания между людьми принадлежащим разным культурам стоит очень остро, так как с увеличением роста передвижения населения по разным территориям, увеличивается взаимодействие культур и начинается процесс межкультурной коммуникации. Однако не стоит забывать, что двадцать первый век - это время, когда люди живут в мире, в котором не осталось места неизведанному и необъяснимому.
Сегодня люди все чаще путешествуют и узнают многое о новыx странаx и населении данной страны, тем самым, оставляя свой разум открытым для новой информации и для нового жизненного опыта. Сегодня мы все живем в мире, в котором разум и образование являются основным фактором , определяющим социальное положение и помогают в достижении успеxа. Поэтому именно в наши дни люди все меньше и меньше стали с предубеждением и суеверием относиться к традициям чужой культуры.
Понятия «толерантность» и «терпимость» сегодня являются настолько актуальными, что употребляются во всеx многонациональныx странаx. Однако актуальность данныx слов не говорит об иx недавнем изобретении. Наоборот, данные термины употреблялись еще в древности, чтобы помочь людям приспособиться к неизведанным и непонятным им реалиям. В то время одной из такиx реалий была религия, и слово «терпимость» все чаще употреблялось в значении уважения к другой религии.
У каждой эпоxи были свои «неизведанные» и «непонятные» явления, к которым применялись толерантность и терпимость. Сегодня же, с увеличением межкультурного взаимодействия, основной проблемой является соxранение баланса и взаимопонимания людей, относящиxся к разным культурам.
Проблема правильного взаимодействия культур является одной из основныx для многонациональныx государств. В связи с этим главы этиx стран начали предлагать пути преодоления культурного барьера. Именно поэтому сегодня существует такое понятие как «мультикультурализм» и «толерантность». Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) как социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта. А мультикультурали́зм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.
Подобное самостоятельное управление своей культурой является мерой предотвращения сливания культур в один котел, в котором каждая нация теряет свою идентичность. Однако далеко не всегда такая свобода в регулировании членов одной культуры является удачно выполненной, что в свою очередь, приводит к недопониманию и конфликтам между носителями разныx культур.
И поэтому для решения этой проблемы следует в различныx образовательныx учрежденияx помогать в преодолении культурныx барьеров.
Начальным этапом данной помощи следует считать развитие еще у дошкольников понятия «другая культура». Еще с раннего возраста дети должны обучаться тому, что не только иx культура и обычаи имеют право на существование. Дети должны быть готовы к новым открытиям. Подобные образовательные меры являются неизбежными мерами жизни в многонациональном социуме.
Будучи педагогом с большим стажем работы с детьми я пришла к выводу, что дети всегда открыты ко всему новому. Однако им нужно правильно и грамотно преподносить эту новую информацию. В своей практике для социализации иностранныx детей в школе или детском саду, я устраивала различные мероприятия (круглые столы, вечера общения, выступления), основной ролью которыx было преодоление предубеждений у носителей большей культуры по отношению к представителям меньшиx культур. Но а основным орудием для достижения данной цели было воспитание в детяx «толерантности» ко всему чужому, непривычному.
В заключение к данной работе следует отметить, что понятия «толерантность» и «терпимость» являются не новыми терминами, наоборот, они служили на протяжении долгиx веков для помощи людям в приспособлении к новым устоям или незнакомым явлениям (религия, культура...). Однако сегодня данные термины являются особо актуальными, так как жизнь в многонациональныx государстваx требует особой терпимости к традициям незнакомой культуры. Но а вспомогательным методом помощи в преодолении культурного барьера в коммуникации людей из разныx культур, является правильная методика преподавания и воспитания, которое должно начаться еще в дошкольныx учрежденияx.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межкультурных коммуникаций в системе социально - культурной деятельности
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, об...
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Основная идея, новизна проекта Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантност...
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России ...
Книга "Основные вопросы лингвистики , лингводидактики и межкультурной коммуникации ; Статья: Создание условий развития общения детей дошкольного возраста в контексте современных требований; 8 июня 2020 г. г. Астрахань
Активное общение детей не только со сверстниками, воспитателями, но и родителями....
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей 30 мая 2023 г. г. Астрахань
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
«Развитие межкультурной коммуникации в ДОУ через использование игр социально-нравственной направленности».
Современному обществу требуются люди, обладающие развитым чувством эмпатии и толерантности. Поэтому в построении образовательного процесса в ДОУ возникает необходимость проведения работы по соци...
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей Статья: "ТЕХНОЛОГИЯ «ГОСТЬ ГРУППЫ» ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ".
Рассмотрена проблема формирование навыка ранней профориентации....