Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» (далее – Программа) нацелена на:
- обеспечение гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности;
- социально-коммуникативное развитие дошкольников в части присвоения ими системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- организацию образовательной деятельности на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений в рамках программы дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dou_no4_rodnichok_programma_kuvatovoy_g.a._na_konkurs.doc | 301.5 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley_dvuyazychie_v_seme.docx | 74.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Родничок»
Юридический, фактический адрес ДОУ
628462 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный, 6 микрорайон, дом 6
Адрес сайта rad_dou4. caduk.ru
Электронная почта и контактные телефоны руководителя
rodnichok.rad@mail.ru; 8(34668)42112
Электронная почта и контактные телефоны лица, ответственного за заполнение заявки
kolokolchik_01@mail.ru ; 8(34668)42121
Программа
«Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
г. Радужный 2019
Паспорт программы
«Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Название учреждения | Год основания | |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Родничок» | 2012 |
Фамилия, имя, отчество руководителя | Место нахождения организации | |
Музыка Ольга Ивановна | Фактический адрес: 628462 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Радужный, 6 микрорайон, дом 6 Адрес сайта: rad_dou4. caduk.ru Электронная почта: rodnichok.rad@mail.ru |
Цель программы
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» (далее – Программа) нацелена на: - обеспечение гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности; - социально-коммуникативное развитие дошкольников в части присвоения ими системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей; - организацию образовательной деятельности на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений в рамках программы дополнительного образования. |
Задачи программы
1. Создать условия для: 1.1.формирования эффективных механизмов социальной интеграции и адаптации детей из семей мигрантов в образовательном пространстве ДОУ; 1.2.социально-коммуникативного развития ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России. |
2. Определить формы и методы системного подхода к процессу воспитания позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие многообразия культур, культуры толерантности, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. |
3. Разработать модель проектной деятельности дошкольников, нацеленную на их социальную интеграцию, приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, определив критерии, уровни и механизмы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. |
4. Описать алгоритм поэтапной проектной деятельности как объединяющей всех субъектов образовательных отношений на достижение целей приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России в образовательном процессе ДОУ. |
5. Создать обучающие, игровые и другие программы на основе проектной деятельности для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на обеспечение гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности, формирование социокультурных установок у воспитанников ДОУ. |
6.Взаимодействовать с родителями воспитанников в целях обеспечения гармоничного и конструктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, формировать активную педагогическую позицию родителей в целях социокультурного и духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. |
7. Взаимодействовать с общественными организациями города как социальными партнерами детского сада в совместном решении задач по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности, а также социально-коммуникативному развитию ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России. |
Основная идея, новизна проекта
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» нацелена на создание условий для социокультурной интеграции детей из семей мигрантов. Программа исходит из того, что формирование толерантности – это встречный процесс и уважение личности каждого участника образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей (законных представителей), а взаимную толерантность нужно воспитывать. Новизна данной Программы обусловлена потребностью педагогов в разработке конкретных методических путей по включению метода проектов в образовательный процесс ДОУ по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. |
Обоснование значимости Программы для развития системы образования
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» позволит обеспечить условия для успешного развития дошкольников, реализации задач духовно-нравственного воспитания в соответствии с ФГОС ДО будет иметь позитивный эффект в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды ДОУ повысит уровень активности детей МАДОУ ДС № 4 «Родничок», что обеспечит активное осуществление мероприятий программы в сфере межличностных отношений и включения воспитанников ДОУ в общественную жизнь на этапе завершения дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, работа по Программе будет способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности в МАДОУ ДС № 4 «Родничок», способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечит качественные результаты педагогической деятельности. Программа раскрывает системные связи ДОУ по приобщению дошкольников к их базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России дошкольного и начального общего образования, а также социальные учреждения города Радужный. |
Содержание Программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» направлено на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и уважительного отношения, чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Фамилия, имя, отчество ответственного за реализацию проекта | Должность | Электронная почта и контактные телефоны лица, ответственного за заполнение заявки | ||
Куватова Гульсасак Альмасовна | Старший воспитатель | kolokolchik_01@mail.ru ; 8(34668)43385 |
Программа
«Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Актуальность темы.
Культурно-образовательная среда современной дошкольной образовательной организации способствует гармоничному развитию личности ребенка, формированию его морально-духовных качеств и общечеловеческих ценностей. К ним относятся такие личностные качества как межкультурная, межэтническая толерантность.
Процесс формирования этнокультурной компетентности личности наряду с овладением поликультурных знаний с самого раннего возраста приобретают общенациональное значение.
Прежде чем приступить к разработке программы гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности у дошкольников, мы поставили целью разобраться, чем же является гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, толерантность, как возникает и становится качеством личности. Изучив литературу, мы полагаем, что гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности является универсальным свойством личности, на формирование которого огромное влияние оказывает окружающая среда, причем усвоение ребенком ее стандартов и ценностей в большей степени идет через неосознанное подражание. Универсальность проявляется в том, что, сформировавшись в одной области социального опыта и интериоризировавшись в личностное свойство, межкультурные и межэтнические отношения, толерантность будут проявляться и в других областях жизнедеятельности, повышать общую адаптивность человека.
В ходе рассмотрения данного вопроса выяснили, что в зависимости от контекста эти понятия можно рассматривать как принятие кого-либо, чего-либо, предполагают качественные изменения личности и выступают ее свойством.
Основы содержания деятельности по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний и представлений об окружающем мире в соответствии с основной образовательной программой ДОУ (особенности культуры, быта, уклада и т.п.).
- Воспитание активной жизненной позиции на основе:
- осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
- осознание своих возможностей; формировать умение поступать в соответствии с ними;
- проявление критичности и др. закладываются у дошкольников в процессе образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, экскурсий, в частности посещение библиотеки, музея.
В рамках данного содержания важной задачей образования сегодня является приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям. Выступая смысловыми основаниями жизнедеятельности, социокультурные ценности раскрывают главные стороны общественных отношений, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют оценочные действия, поведение. Успешная реализация этого направления позволит обогатить детей яркими выразительными образами, питающими их духовное и нравственное развитие, возможность самостоятельной творческой самореализации в разных видах деятельности привнести в жизнь ребенка индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношения к нему.
Исследования А.И. Арнольдова, И.И. Громова, О.Г. Дробницкого, Н.З. Чавчавадзе и др. позволяют говорить о социокультурном развитии детей. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин речь идет о возрастных особенностях, позволяющих формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о социокультурных ценностях. Рассмотрены педагогические условия формирования данного процесса и выявлены психологические особенности детей 5-8 лет, которые дают возможность формировать у дошкольников «представления о социокультурных ценностях».
В силу возрастных психофизиологических особенностей у детей 5 – 8 лет закладывается фундамент отношений в социуме. Период старшего дошкольного возраста является чувствительным в духовно-нравственном развитии, в этом возрасте развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный ответ на воспитательное действие (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).
Изучение проблемы приобщения детей к социокультурным ценностям предполагает обращение к различным сферам научного знания: аксиологии, социальной психологии, культурологии, педагогики. Социокультурное развитие дошкольника в процессе приобщения к ценностям включает в себя ряд компонентов. Ссылаясь на работы С. В. Кахнович, К. И. Чижовой, О. В. Федоскиной можно выделить основные компоненты социокультурного развития детей:
- познавательно-нормативный: представления о ценностях своей страны; культуре других народов, стран; знания в области норм поведения, общения в соответствии с культурой общества (общее и специфическое);
- коммуникативно-творческий: (соблюдение правил взаимодействия в повседневной практике общения, владение средствами общения);
- деятельностный: выражение своего отношения к различным сторонам жизни с ориентацией на ценности; творческое применение ценностных представлений в продуктивной деятельности. Применительно к дошкольному возрасту процесс приобщения детей к социокультурным ценностям имеет ограничения, обусловленные особенностями возраста.
Во-первых, ребенок-дошкольник постигает весьма ограниченное количество ценностей. В их число входит Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. Основаниями для их отбора являются: доступность для восприятия и понимания, ориентировка на духовные традиции общества, опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкретного народа, гуманистическая направленность, ограниченность в количественном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармонизацию отношений человек – природа – общество.
Во-вторых, для дошкольников характерен образный характер постижения социокультурных ценностей, на уровне наглядно-образного мышления и представлений о них.
В-третьих, образное постижение ценностей должно включать в себя, как обязательный элемент содержания, эмоциональные переживания, возможность проявления отношения ребенка к ценностному образу.
Образование дошкольников не может быть успешным без ориентации на социокультурные ценности. Постижение социокультурных ценностей должно осуществляться в процессе постепенного погружения детей в этнокультурное и поликультурное пространство, социокультурный опыт в целом с приоритетом эмоционально-образного характера их постижения.
Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления.
Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта, переходящего в межкультурную, межэтническую толерантность.
Однако движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в педагогическом процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим является актуальной задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
В настоящее время образовательные учреждения имеют разный национально-языковый состав. Для ребенка национальный фактор не является решающим. Однако многонациональное окружение входит в жизнь ребенка звучанием иной речи, многоликостью имен, иных национальных колоритов.
В детском саду происходит первое общение детей, средством межнационального общения является русский язык. Воспитатель в своей деятельности исходит из того, что культура межнациональных отношений является общечеловеческой ценностью и базируется на общечеловеческой нравственности.
ДОУ является одним из звеньев системы образования, где дети могут и должны получать необходимые знания, умения, навыки межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности должен быть активным, значимым и интересным для детей. Следует широко задействовать интерактивные методы обучения и воспитания, которые помогают ребенку занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя активным субъектом учебно-познавательной деятельности. При таком подходе дети непосредственно обмениваются результатами своей познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Согласно исследованиям (Алиева Э.Ф., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Трубина Е.С.), процесс мышления и усвоения знаний становится более эффективным, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а коллективно. Поэтому занятия и другие мероприятия результативны при совместном проведении и обсуждении выдвинутых вопросов каждым воспитанником.
Игровое экспериментирование свойственно процессу объединения детей, они учатся понимать друг друга, завязывается дружба. Через разработку и реализацию познавательно-игрового проекта возникают и отрабатываются бытовые ситуации. При этом необходимо продумывать целенаправленное руководство образовательным процессом и вопросы межнационального воспитания через всю систему отношений в коллективе групп и ДОУ. Только при таких условиях, возможно избежать формального объединения детей разных национальностей.
Другой вид общения осуществляется с целью гармонизации межэтнических отношений, созданием благоприятной социально-этнической и психологической атмосферы в ДОУ, а также формирования гуманистических этнокультурных связей, вовлекая воспитанников в многоплановые виды деятельности – проекты.
Анализ имеющейся литературы позволил сделать вывод, что акцент в работе по развитию межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности, приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России возможен через проектную деятельность, организуемую взрослыми совместно с детьми. Именно детям, растущим внимательными ко всем и всему, что их окружает важно формирование навыков жизнедеятельности, превращение их в устойчивые привычки, что является достаточно сложным, длительным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Воспитание у дошкольников культуры межнационального общения – это процесс, направленный на развитие у детей уважительного отношения к человеческой личности, стремления понять и принять другую этнокультуру, воспитание доброжелательного отношения к представителям разных национальностей.
Культура межнационального общения, сотрудничества и взаимодействия народов возникает на основе обмена культурного и социального творчества, раскрытия духовно-нравственного потенциала на основе идеалов свободы, равенства и справедливости.
Таким образом, проблема межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности у дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России на данный момент является актуальной.
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельность».
В рамках подготовки Программы проведено исследование сформированности у детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет) представлений о социокультурных ценностях при следующих педагогических условиях:
-включение информации о социокультурных ценностях в содержание разных видов деятельности детей;
-целенаправленное формирование у детей норм и правил поведения, соответствующих социокультурным ценностям, принятым в обществе;
-расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений о социокультурных ценностях в практической деятельности.
Анализ указывает на то, что у детей отсутствуют системные представления о культурных особенностях народов России, недостаточны знания основ истории и культуры народов России, что не способствует развитию у детей интереса к этим источникам формирования культурно-духовных ценностей.
Следует углубить содержание в направлении социально-коммуникативного развития, разработать педагогические условия приобщения дошкольников к социокультурным ценностям народов России. Это определяет актуальность и правильность сформулированной темы программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности».
Содержательный блок Программы строится в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы), комплекса парциальных программ социокультурной направленности «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте" (авторы Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю. Твардовская).
Основные термины, рассматриваемые в рамках разработки Программы: межкультурные, межэтнические отношения, толерантность, ценность, социокультурное развитие детей, вид деятельности, культура, представление, социокультурный опыт, окружающий мир, проект.
В ДОУ сложилась система работы по социально-коммуникативное развитие дошкольников. Высококвалифицированные воспитатели самостоятельно адаптируют имеющиеся программы социокультурной направленности на уровень понимания старших дошкольников, содержание интегрируют с другими образовательными областями: рассматривание иллюстраций, чтение детям сказок, что в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задачи гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности, социокультурного развития детей, а потому не вызывает у них интереса и не дает желаемого эффекта.
Была разработана программа, направленная на гармонизацию межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельность.
Выбор темы обусловлен потребностью в разработке конкретных методических путей воспитания культуры толерантности, приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России.
Определены пути и способы приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России, воспитания толерантности через проектную деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» нацелена на:
- обеспечение гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности;
- социально-коммуникативное развитие дошкольников в части присвоения ими системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
- организацию образовательной деятельности на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений в рамках программы дополнительного образования.
Разработка и научно-методическое обоснование включения метода проектов в воспитательно-образовательном процессе ДОУ осуществлялась для:
- социально-коммуникативного развития дошкольников в части присвоения ими системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
-организации образовательной деятельности на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения, обеспечивающей высокую познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями (законными представителями) и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений в рамках программы дополнительного образования.
-создание модели воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего развитие личности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развитии индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса Программа будет способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.
Гипотеза. Если в ходе подготовки программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» будет разработана и реализована модель социально-коммуникативного развития дошкольников с включением метода проектов, то это позволит сформировать у дошкольников 5-8 лет базовые духовные, нравственные и социальные ценности России в соответствии с ФГОС ДО.
Таким образом, реализация Программы:
-позволит обеспечить условия для успешного развития дошкольников, реализации задач духовно-нравственного воспитания в соответствии с ФГОС ДО;
-будет иметь позитивный эффект в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды ДОУ;
-повысит уровень активности детей, что обеспечит активное осуществление мероприятий программы в сфере межличностных отношений и включения воспитанников ДОУ в общественную жизнь на этапе завершения дошкольного образования.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, работа по Программе будет способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности в МАДОУ ДС № 4 «Родничок», способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.
Программа раскрывает системные связи ДОУ по приобщению дошкольников к их базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России дошкольного и начального общего образования, а также социальные учреждения города Радужный.
Задачи.
1.Создать условия для:
1.1.формирования эффективных механизмов социальной интеграции и адаптации детей из семей мигрантов в образовательном пространстве ДОУ;
1.2.социально-коммуникативного развития ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России.
2.Определить формы и методы проектной деятельности дошкольников по воспитанию у участников образовательных отношений культуры толерантности, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
3.Разработать модель проектной деятельности дошкольников по приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России, определив критерии, уровни и механизмы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
4.Описать алгоритм поэтапной проектной деятельности как объединяющей всех субъектов образовательных отношений на достижение целей приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России в образовательном процессе ДОУ.
5.Создать обучающие, игровые и другие программы на основе проектной деятельности для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на обеспечение гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности, формирование социокультурных установок у воспитанников ДОУ.
6.Взаимодействовать с родителями воспитанников в целях обеспечения гармоничного и конструктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, формировать активную педагогическую позицию родителей в целях социокультурного и духовно-нравственного развития и воспитания ребенка.
7. Взаимодействовать с общественными организациями города как социальными партнерами детского сада в совместном решении задач по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания у участников образовательных отношений культуры толерантности, а также социально-коммуникативному развитию ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России.
Теоретической основой разработки проекта являются:
-положение о социокультурном развитии детей (А.И. Арнольдова, Л.М. Архангельского, И.И. Громова, О.Г. Дробницкого, Ю.А. Ефимова, В.А. Малахова, В.П. Тугаринова, И.Т. Фролова, Н.З. Чавчавадзе);
- положение о возрастных особенностях, позволяющих формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о социокультурных ценностях (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин);
- этнокультурный подход к отбору содержания, форм, методов, условий построения этнокультурной среды, положения о роли и месте педагога в организации педагогической деятельности в поликультурной среде (А.Г. Абсалямова, Т.А. Антонова, М.И. Богомолова, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.Д. Маханева, Э.К. Суслова).
Исследования в области этнокультурного образования дошкольников (М.И. Богомолова, Г.Н. Волков, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, Т.В. Поштарева, Т.Ю. Купач, С.Н. Федорова, А.Н. Фролова и др.) о необходимости учета потенциала дошкольника, пути формирования этнокультурной личности дошкольника.
Методологической основой разработки проекта являются: концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Каменская), исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Р.С. Буре, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Д.В. Сергеева); исследования проблемы взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева), концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Е.Н. Герасимова С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, М.Н. Полякова и др.).
При разработке проекта были использованы идеи Ю.А. Афонькиной, Т.И. Бабаевой, Н.Е. Веракса, А.Г. Гогоберидзе, А.З. Зака, З.А. Михайловой, В.А. Петровского и др., позволяющие определить наиболее приемлемые и эффективные технологии развития инициативы и любознательности с учетом современной образовательной практики.
Новизна обусловлена разработкой конкретных методических путей по включению метода проектов в образовательном процессе ДОУ по приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельность» нацелена на создание условий для социокультурной интеграции детей из семей мигрантов.
Программа исходит из того, что формирование толерантности – это встречный процесс и уважение личности каждого участника образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей (законных представителей), а взаимную толерантность нужно воспитывать.
Реализация Программы будет иметь позитивный воспитательный эффект и повысит уровень активности детей, что даст преимущество в сфере межличностных отношений и включения в общественную жизнь при завершении дошкольного образования.
Работа строится на комплексном подходе в организации таких видов детской деятельности, в которых дети, приобретя жизненно необходимые нормы поведения, могут применять их в реальной жизни.
Методы деятельности по реализации Программы
В рамках реализации Программы использованы методы:
-прогнозирования и поиска инноваций;
-методы стратегического управления и управления сопротивлением инновациям,
-методы контроля и мониторинга;
- теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, моделирование, прогнозирование;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;
- методы мотивации и стимулирования (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);
- метод проблемного изложения – постановка проблемы и ее решение;
- эвристический метод (частично-поисковый);
- исследовательский метод – составление и предъявление проблемных ситуаций.
Практическая значимость:
1) Разработана система социокультурных ценностей, обеспечивающей высокую
познавательную активность детей, эффективное общение друг с другом, с родителями и воспитателями как объединяющей субъектов образовательных отношений в условиях непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности, а также в рамках программы дополнительного образования;
2) Разработана серия заданий, активизирующих процесс приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России в условиях интеграции видов детской деятельности;
3) Разработано методическое обеспечение обеспечения образовательного процесса по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России на основе метода проектов, включая обучающие, игровые и другие программы, направленные на формирование социокультурных установок у воспитанников ДОУ.
4) Определены критерии, уровни и механизмы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
5) Представлен алгоритм поэтапной проектной деятельности как объединяющей всех субъектов образовательных отношений на достижение целей приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России в образовательном процессе ДОУ.
6) Разработаны планы, проекты взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках проектной деятельности в семье и ДОУ.
7) Разработана система взаимодействия ДОУ с общественными организациями города как социальными партнерами детского сада в совместном решении задач по социально-коммуникативному развитию ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России.
Ожидаемые результаты:
1) апробированный новый подход к социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность;
2) модифицированные варианты применения проектного метода в приобщении дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в соответствии с ФГОС ДО:
- владение выпускниками ДОУ навыками уважительного отношения и интереса безопасности жизнедеятельности в окружающей среде и осознание ответственности за свою безопасность, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем (качество усвоения не ниже 90%);
- интеграция в воспитательно-образовательном процессе станет основой для самовыражения личности ребенка и формирования безопасности жизнедеятельности;
- повысится уровень воспитанности, навыков общения и культуры поведения;
- воспитатели, как участники образовательного поля, будут строить воспитательно-образовательный процесс через поиск современных педагогических технологий и повышение педагогической культуры.
В результате реализации Программы будут разработаны, апробированы и описаны:
- система психолого-педагогического сопровождения воспитательно- образовательного процесса в ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность;
- модель воспитательно-образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность;
- система работы по созданию единого поля социального партнерства: воспитатели – дети – родители (законные представители) и взаимодействие ДОУ с общественными организациями города как социальными партнерами детского сада в направлении межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
Основными критериями эффективности реализации Программы являются:
- высокая познавательная активность детей;
- формирование межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения личности, эффективное общение друг с другом, с родителями (законными представителями) и воспитателями;
- влияние знаний и представлений на формирование осознанно-правильного поведения в разных ситуациях.
Методы проведения мониторинга реализации Программы:
- педагогическая диагностика с целью дальнейшего планирования работы
- проведение микроисследований за влиянием воспитательно-образовательного процесса на формирование межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения личности, эффективное общение друг с другом, с родителями (законными представителями), отношение родителей и воспитателей к воспитательно-образовательному процессу в целом (анкетирование, опрос, наблюдение);
- анализ полученных психолого-педагогических данных с целью коррекции и дальнейшей разработки сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
- сравнение, обобщение, систематизация, анализ;
- метод видео- фотосъемки.
Срок реализации Программы рассчитан на три года (2019-2021).
Основными участниками реализации Программы являются: педагогический коллектив ДОУ, воспитанники ДОУ – дети старшего дошкольного возраста (5-8 лет) и их родители (законные представители).
Условия для реализации Программы
-кадровые: педагогический коллектив, осознающий необходимость решении задач по социально-коммуникативному развитию ребенка, его познавательной сферы в проектной деятельности в части формирования базовых духовных, нравственных и социокультурных ценностей России на этапе дошкольного детства; наличие в штате педагога-психолога первой квалификационной категории;
- материально-технические;
- обеспечение научно-методической литературы по социально-коммуникативному развитию дошкольников и приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
-сотрудничество с организациями:
- ОГИБДД МОВД по г. Радужный;
- Пожарная часть г. Радужный;
- Телевидение; Городская газета «Новости Радужного».
- МБОУ СОШ № 6; МБОУ СОШ № 8;
- Библиотечная система города Радужный;
- городской эколого-этнографический музей;
- Детские спортивные организации города;
- БУК «Библиотечно-музейный центр» города Радужный;
- МАУ ДО «Детская художественная школа».
Апробация результатов реализации Программы осуществляется на всех этапах.
Теоретические позиции, методики, результаты реализации Программы докладываются на педагогических советах в ДОУ. По материалам работы проводятся консультации.
Для наибольшей эффективности реализации Программы необходимы:
Выделение средств на приобретение научно-методической литературы, дидактических материалов.
Перспектива.
- Разработка и распространение программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности», методических рекомендаций на уровне города (городские методические объединения).
- Разработка программно-методических, дидактических материалов по темам Программы.
Сроки и этапы реализации программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
2019 год | Анализ воспитательно-образовательной работы и деятельности по социокультурному развитию. | Повышение компетентности и уровня знаний педагогов в области дошкольной педагогики, психологии (проблемные семинары, педсоветы, практикумы). |
Организация и проведение методических мероприятий по разработке Программы (семинары, практикумы и др.) | Создание условий, необходимых для проведения реализации Программы: 2.1. Кадровые условия:
2.2.Научно-методические условия:
2.3. Организационные условия:
2.4. Материально-технические условия:
| |
Прогнозируемые результаты (2019г.) 1) Разработаны и созданы: - пакет нормативной и методической документации; -определены формы и методы проектной деятельности дошкольников по приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России; -план повышения квалификации педагогов по социально-коммуникативному развитию дошкольников на 2019-2021 гг.; -диагностический инструментарий; 2) создан банк научно-методической литературы, программно-методического обеспечения для реализации проекта по вопросу социально- коммуникативного развития дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России; 3) пополнение предметно-пространственной среды 4) разработан алгоритм поэтапной проектной деятельности как объединяющей всех субъектов образовательных отношений с целью приобщения дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России в образовательном процессе ДОУ. 5) проведен анализ воспитательно-образовательной работы педагогов и деятельности ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников и приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России на основе проектной деятельности; 6) семинар для педагогов «Инновационная деятельность в ДОУ»; 7) проведено анкетирование педагогов с целью выявления готовности их к инновационной деятельности; 8) созданы творческие группы по реализации проекта; 9) разработан и реализуется план постоянно – действующего семинара по построению образовательного процесса в ДОУ через приобщение дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность. | ||
2020 год | Организация воспитательно-образовательного процесса на основе социально-коммуникативного развития дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность: | Разработка мониторинга Программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» |
Организация психолого-педагогического сопровождения. | Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность. Включение в непрерывный воспитательно-образовательный процесс педагогов ДОУ, детей, родителей (законных представителей): 1. Педагоги ДОУ:
2. Дети старшего дошкольного возраста:
- в непосредственно образовательной деятельности; - в совместной деятельности воспитателя с детьми; - в самостоятельной практической деятельности детей.
3. Родители:
деятельности ДОУ и путями их реализации: - родительские собрания, - дискуссионные клубы, - проведение «круглого стола» и др.
учебного плана, отражающего инновационные подходы к воспитательно-образовательной с детьми старшего дошкольного возраста в системе задач, ориентированных на приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность. Организация психолого-педагогического сопровождения. 1. Диагностическое обследование участников эксперимента.
2. Просветительская работа:
3. Профилактическая работа. - Создание благоприятного психологического климата в группах детского сада. - Создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. - Профилактика профессионального выгорания среди воспитателей. 4. Проведение развивающих занятий с педагогами, детьми:
| |
1) Разработаны и внедрены: -алгоритм поэтапной проектной деятельности; -модель проектной деятельности дошкольников по приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России; -критерии, уровни и механизмы в соответствии с возрастными особенностями дошкольников; -проведен мониторинг предварительных результатов по реализации проекта; -создан банк презентационных материалов и авторских разработок педагогических работников по реализации и инновационного проекта с возможностью дальнейшего распространения собственного педагогического опыта. 2) активное вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений (педагогов ДОУ, детей и родителей (законных представителей); 3) повышение компетентности профессионального мастерства педагогов по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников и приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность»; 4) публикации и освещение информации о ходе поэтапного внедрения проекта на сайте ДОУ. 5) проведение конференции «Инновационные технологии в ДОУ: достижения, проблемы, перспективы»; 6) участие педагогического коллектива, воспитанников, родителей (законных представителей) в городских и региональных мероприятиях, посвященных памятным датам, конкурсах творческих работ и др; 7) создание информационных, обучающих, игровых и других программ (включая с применением IT-технологий) для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование толерантности у воспитанников ДОУ. | ||
2021 год | Анализ полученных результатов. | 1. Обработка всех полученных данных. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями. 2. Мониторинг эффективности реализации программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности» |
Соотнесение и обобщение результатов с целями Программы. | 3.Оформление и описание хода и результатов реализации инновационного программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности». 4. Обобщение опыта работы ДОУ по заявленной проблеме; представление результатов инновационного проекта педагогической общественности (городская методическая служба), конференция в ДОУ с участием родителей (законных представителей) и социальных партнеров детского сада (представителей общественных организаций города). | |
Направленная организация опыта по реализации разработанной Программы среди ДОУ города. | 5. Разработка программы методических семинаров (в рамках Положения о распространении опыта работы, утвержденного в ДОУ) на уровне ДОУ, города, округа. | |
1) анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте; базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность; 4) публикации опыта работы педагогов в педагогических сообществах, журналах; 5) выпуск методических рекомендаций по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность; 6) созданы обучающие, игровые программы на основе проектной деятельности для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование социокультурных установок у воспитанников ДОУ. 7) Результаты работы на этапе завершения Программы: -педагогическая позиция родителей в целях гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитания культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности в семье и ДОУ, активность родителей составит 100%; -уровень профессиональной компетенции педагогов в области дошкольной педагогики, психологии, по социально-коммуникативному развитию дошкольников и приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России на основе проектной деятельности составит 100%; -участие общественных организаций как партнеров детского сада в реализации Программы составит 100%; -результативное участие педагогов ДОУ в городских конкурсах профессионального мастерства составит не менее 70% от общего количества педагогов; -распространение опыта работы ДОУ в педагогических сообществах города и округа. |
В результате реализации Программы межкультурные, межэтнические отношения, культура толерантности дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России будут сформированы у воспитанников с позиции преемственности образования на ступенях дошкольное и начальное общее образование.
Перечень конечной продукции (результатов)
1. | Методическое пособие (рекомендации) для педагогов и родителей (законных представителей) по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность. |
2. | Информационные, обучающие, игровые программы (включая с применением IT-технологий) на основе проектной деятельности для методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование социокультурных установок у воспитанников ДОУ. |
3. | Планы, конспекты, методические рекомендации по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитанию культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельность. |
4. | Анкеты родителей (законных представителей). |
5. | Анкеты педагогов по готовности к реализации программ (проектов) по гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитанию культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России. |
6. | Паспорта групповых уголков по социально-коммуникативному развитию дошкольников и приобщению их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. |
7. | Публикации опыта работы педагогов в педагогических сообществах, журналах. |
Комплексно-целевая программа по разработке и реализации инновационного проекта «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность»
Цель: формирование и развитие целостной системы управления МАДОУ ДС № 4 «Родничок» в режиме разработки и реализации инновационного проекта, обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по результатам инновационной работы педагогов.
Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года и направлена на решение следующих задач:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах социально-коммуникативного развития дошкольников, приобщения их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность;
- приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий и т.д.); систематизация и обобщение целенаправленной работы в ДОУ по направлению социально-коммуникативного развития дошкольников;
- создание единой системы мониторинга сформированности безопасности жизнедеятельности детей (анкетирование, тестирование, программы наблюдений) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей (законных представителей), детей);
- взаимодействие ДОУ и семьи в популяризации работы по приобщению детей к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России;
- осуществление взаимодействия ДОУ и школы в работе по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность;
- разработка системы стимулирования участия педагогического коллектива в разработке и реализации инновационного проекта и учета овладения детьми базовыми духовными, нравственными и социальными ценностями России (в соответствии с их возрастом);
- диссеминация результатов инновационной деятельности по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность» планируется:
на муниципальном уровне:
-представление опыта на городских методических объединениях:
-методическом объединений заместителей заведующего, старших воспитателей, «стратегического резерва»; воспитателей возрастных групп;
-презентация опыта в рамках сетевого проекта на базе дошкольных образовательных учреждений города;
-представление родительскому сообществу на родительских собраниях, в рамках проведения круглых столов, конференций;
-публикаций в СМИ;
-публикация проектов в периодических изданиях разных уровней;
-участие профессиональных конкурсов фестивалях, конференциях разного уровня на уровне города, округа;
-трансляция опыты на официальном сайте ДОУ в разделе «Инновационная деятельность».
Содержание комплексно-целевой программы по разработке и реализации программы «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельность» (2019-2021)
Задачи | Содержание деятельности | Срок выполнения | Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 |
Информационное обеспечение Цель: Нормативно-правовая база по вопросам социокультурного развития дошкольников; гармонизации межкультурных, межэтнических отношений, воспитанию культуры толерантности дошкольников | 1. Подготовить педагогические кадры для работы в условиях реализации Программы. 2. Разработать план для работы творческой группы. | 2019 | Требования к педагогам, работающим в рамках Программы План для работы творческой группы |
Система мониторинга Цель: Сбор информации об условиях и результатах развития овладения детьми базовыми духовными, нравственными и социальными ценностями России | 1. Создание единой системы мониторинга (анкетирование, тестирование, программ наблюдения) для всех участников воспитательно-образовательного процесса (администрации, воспитателей, родителей, детей): информационный мониторинг – сбор, накопление и систематизация информации; управленческий мониторинг – отслеживание и оценка эффективности принимаемых управленческих решений; педагогический – изучение эффективности педагогического процесса, способствующего овладению детьми базовыми духовными, нравственными и социальными ценностями России; психологический – определение уровня сформированности социальных, духовно-нравственных, познавательных процессов в ходе приобщения детей к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность.
| 2020 | Программа мониторинга |
1. Микроисследование, анкетирование воспитателей. Цель: выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах формирования у детей базовых духовных, нравственных и социальных ценностей России. 2. Подведение итогов сформированности представлений детей о базовых духовных, нравственных и социальных ценностей России (по результатам педагогической диагностики). Цель: сбор информации об условиях и результатах социокультурного развития детей, включения их в проектную деятельность в процессе работы в рамках инновационного проекта. | В течение всего периода | ||
Контроль, анализ и регулирование реализации инновационного проекта Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы. | Тематический контроль, диагностика результативности работы воспитателей. Смотр-конкурс «уголков социокультурного развития», изучение документации, перспективный план в группа по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность. | В течение всего периода | Контроль за ходом образовательной деятельности в группах |
Методическое обеспечение Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя; систематизация и обобщение целенаправленной методической работы ДОУ по теме инновационного проекта. | 1. Создать банк данных о научно-методической и педагогической литературе по проблеме инновационного проекта. 2. Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность. 3. Работа с педагогическим коллективом. Цель: включение каждого члена педколлектива в педагогический поиск решения проблемы инновационного проекта. 4. Собеседование с воспитателями. Цель: выявление степени владения методикой приобщения их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность. 5. Постоянно действующий семинар «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность». 6. Заседания педагогического Совета по определению новых подходов к решению задач и проблем инновационного проекта. 7. Ежегодные выставки-отчеты о работе творческой группы по направлению социально-культурного развития дошкольников, включения метода проектов в систему работы по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность Цель: показ результатов педагогической деятельности и стимулирование педагогического творчества воспитателей. 8. Семинары-практикумы. «Повышение результативности педагогической деятельности по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность» (обмен опытом). «Метод проектов в реализации направления социально-коммуникативного развития дошкольников». Цель: выявить резервы педагогической работы в решении проблемных вопросов в ходе реализации Программы. | В течение всего периода 2021 В течение всего периода В течение всего периода | Каталог научно-методической и педагогической литературы по теме Программы Наличие у воспитателей информации о целях, содержании, ожидаемых результатах проекта Повышение компетентности воспитателей Анализ результатов работы по реализации Программы. Рекомендации для педагогов Повышение компетентности воспитателей. Модель интеграции метода проектов в социально-коммуникативное развитие дошкольников |
Взаимодействие с семьями воспитанников Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска по приобщению дошкольников к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность; организация сотрудничества с родителями (законными представителями). | 1.Родительские собрания. 1.1. Разработать тематику родительских собраний. 1.2. Проинформировать родителей о целях, содержании и предполагаемых результатах эксперимента. Цель: ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта. 2. Лектории для родителей. Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. 3. Проинформировать родителей о результатах о ходе работы в рамках инновационного проекта. 4. Лучшие практики профилактики экстремизма и развития толерантности (Тест «Оцени себя») | Август 2019 Октябрь 2019 В течение всего периода | Тематика родительских собраний Общее родительское собрание. Рекомендации для родителей |
Взаимодействие МБОУ СОШ № 6; МБОУ СОШ № 8. Цель: развитие педагогического сотрудничества со школой. | 1. Совместный педсовет. Цель: ознакомление педагогов МБОУ СОШ с направлениями инновационного проекта ДОУ в решении проблемы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, приобщению их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России через проектную деятельность, развитие педагогического сотрудничества с педагогическими коллективами МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ №8. 2. Взаимопосещения образовательного процесса, культурно-массовых мероприятий педагогами образовательных учреждений. 3. Экскурсии с детьми в школу. 4. Совместные мероприятия (по плану образовательных учреждений) 5. Участие педагогов ДОУ в семинарах, форумах, проводимых в МБОУ СОШ по теме инновационного проекта. 6. Выступление педагога-психолога ДОУ на семинарах в МБОУ СОШ по преемственности в рамках темы инновационного проекта. | В течение всего периода | Договор о сотрудничестве с МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ №8 |
Взаимодействие с социальными партнерами детского сада (представителями общественных организаций города). Цель: пропаганда и распространение опыта работы педагогического коллектива по ОБЖ в городе. | ГИБДД Пожарная часть Телевидение. Газета «Новости Радужного». Проведение семинарских занятий на базе детского сада, Участие в конкурсах, смотрах: - региональных; - городских. | В течение всего периода | Преемственность в работе, реализация совместных проектов. Создание учебно-демонстрационных фильмов. Выступления педагогов по теме межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников |
Финансовое и материально-техническое обеспечение Цель: создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов ДОУ в рамках разработки и реализации инновационного проекта. | 1.1.Обновление оборудования групповых «уголков», кабинета «Умники и умницы», их оформление. 1.2. Конкурсы «уголков социально-коммуникативного развития» в группах. Цель: выявление тенденций развития материальной базы ДОУ и возникших затруднений. 1.3. Изготовление наглядных пособий. 1.4. Приобретение дидактических материалов для оснащения методического кабинете по Программе. Цель: создание условий для эффективного труда воспитателей по успешной реализации Программы. Комплектование ДОУ методической литературой, содействующей гармонизации межэтнических отношений, профилактики экстремизма и формирование культуры межнационального общения. | В течение всего периода | Смета расходов Расширение методической основы реализации инновационного проекта |
Перспективно-тематический план основных мероприятий
по гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитанию культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России
в ходе проектной деятельности
Ответственные за реализацию мероприятий: воспитатели; специалисты ДОУ
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения | Творческие проекты (продуктивная деятельность) |
Организационно-профилактические мероприятия | |||
1. | Определение основных направлений работы с дошкольниками по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания детей в условиях ДОУ и семьи | Сентябрь, октябрь, 2018 | Определение направлений и задач деятельности по данной проблеме |
2. | Консультации для родителей: - Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу. - Памятки для родителей с маршрутами экскурсий по родному городу «Куда повести ребенка в выходной день?» и др. | Ноябрь, 2018 | Оформление стенда в уголке для родителей «Нравственное воспитание дошкольников» |
3. | Круглый стол с участием родителей и специалистов ДОУ «Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств» | Декабрь, 2018 | Изготовление и подбор дидактических развивающих игр: папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами народных росписей. |
4. | Родительский лекторий «Формирование толерантного сознания в семье и дошкольном образовательном учреждении» | Январь, 2019 | Анкетирование родителей по теме лектория |
Образовательные мероприятия с воспитанниками | |||
1. | «Наша новая группа». Новоселье – празднование дня перехода в новую группу. | Сентябрь, 2018 | Дизайн «Украсим новую группу» |
2. | «Радужный – город труженик» Беседы с детьми о предприятиях, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции радужнинских предприятий. | Сентябрь, 2018 | Оформление иллюстрированного альбома «Радужный – родина моя малая» |
3. | Дидактическая игра «Дружная семейка» | Октябрь, 2018 | Оформление выставки творческих работ «Моя семья» Презентация минипроектов с родителями «Один выходной день моей семьи» |
4. | Игра – развлечение «Осенины» | Октябрь, 2018 | Художественное творчество «Дары осени» Осенняя прогулка по экологической тропе детского сада. |
5. | Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере» | Ноябрь, 2018 | Аппликация «Украсим хантыйский костюм» Лепка «Сани для оленьей упряжки» |
6. | «Ты родился таежным посёлочком…» Рассказ воспитателя о том, как основался город, почему так назван. Красная Книга Югры. Рассказ воспитателя о заповедниках ХМАО (Малая Сосьва, Сибирские Увалы), об их значении для охраны природы. Занятия, наблюдения, прогулки на экологической тропе детского сада. | Март, 2019 | Создание «Красной книги» с участием родителей (законных представителей) |
7. | Мероприятия, посвященные Международному Дню толерантности | Ноябрь, 2019 | Праздник многодетных семей. «Я люблю тебя, Россия!» Выставка ко Дню народного единства «Разные, но дружбою едины» |
8. | Акция «От сердца к сердцу» в рамках Международного дня пожилых людей | Ноябрь, 2019 | Поздравительные открытки, изготовленные руками воспитателей, детей и родителей для пожилых людей |
9. | Тематическое занятие «Сказание о земле Хантыйской», «Сказание о земле Югорской» | Декабрь, 2019 | Подборка сказок о Югорской земле, оформление буклета |
10. | Музыкальное путешествие по странам мира с воспитанниками 4-5 лет и их родителями | Январь, 2019 | Сценарий музыкального путешествия |
11. | Праздник «Русская береза-символ Родины моей!» | Июнь, 2019 | Сценарий праздника |
12. | Демонстрация электронных презентаций для воспитанников «Наш флаг», «Все флаги в гости к нам!», «Радужный – малый город России большой» | Июль, 2019 | «Вьется над Россией флаг» Выставка детских рисунков |
13. | Акция «Украсим наш «Родничок» триколором» | Август, 2019 | Создание плакатов |
14. | Тематическая беседа «Я живу в России, я живу в Югре». Знакомство детей с Гимном Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | Август, 2019 | Разучивание гимна ХМАО-Югры |
15. | Международный день родного языка в рамках открытого городского конкурса «Говорю и пишу по – русски» | Апрель, 2020 | Конкурс чтецов |
16. | Неделя воинской славы | Май, 2019 | Встречи с интересными людьми города (с ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны, воинами интернационалистами, художниками, поэтами, музыкантами и др.) |
17. | Мероприятия, в рамках участия воспитанников в окружном экологическом марафоне «Моя Югра – моя планета» | Март-апрель, 2019 | Детско-родительские проекты по экологии |
18. | Мероприятия, в рамках участия в окружном конкурсе детского творчества «Мой мир: семья, Югра и я» | Ноябрь, 2019 | Выставка детского творчества |
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников | |||
1. | Размещение информации на сайте ДОУ по теме «История российского флага» | Август, 2019 | |
2. | Дискуссия с родителями воспитанников «Пусть мы разные и что ж, только ты меня поймешь…» | Сентябрь, 2019 | Выставка детского творчества с участием родителей |
3. | Родительский лекторий «Формирование толерантного сознания в семье» с участием представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | Ноябрь, 2019 | Разработка и реализация детско-родительского проекта «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я!» |
4. | Праздник, посвященный Дню пожилых «Бабушки, дедушки, вас поздравляют внуки» | Ноябрь, 2019 | Сценарий праздника |
5. | Круглый стол «Деятельность ДОУ по формированию нравственных качеств и патриотических чувств у детей» | Март, 2019 | Представление опыта работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей |
6. | Консультация для родителей «Особенности гражданского воспитания дошкольников» | Апрель, 2019 | Мультимедийная презентация для родителей «Воспитываем патриотов» в рамках подготовки к празднованию 74-летию Победы |
7. | Выставка творческих работ детей и родителей «Радужный город – любимейший на свете» в рамках участия в городской акции | Июнь, 2019 | Выставка творческих работ детей и родителей |
8. | Праздник многодетных семей «Моя семья – моя крепость» | Апрель, 2019 | Конкурс «В талантливой семье – талантливые дети» |
9. | Трудовой десант в рамках городской акции «Сделаем наш город ярче» | Июнь, 2019 | Информация на сайте об итогах трудового десанта |
Информационные мероприятия | |||
1. | Фотовыставка «Путешествие по родному городу» | Декабрь, 2018 | Выставка творческих работ родителей |
2. | Выставка новинок детской книги для родителей воспитанников по формированию у дошкольников чувств гражданственности и патриотизма | Октябрь-декабрь, 2018 | Мультимедийная презентация с каталогом книг, литературы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста для домашнего просмотра |
3. | Посещение родителями БУК «Библиотечно-музейного центра» города Радужный в рамках Всероссийской образовательной акции «Ночь искусств» | Ноябрь, 2018 | |
Взаимодействие с социальными институтами | |||
1. | Музыкально-литературная викторина «Хорошо ли ты знаешь свой родной город?» с участием первоклассников МБОУ СОШ №6. | Октябрь, 2019 | Сценарий игры - викторины |
2. | Праздник «Югра - территория дружбы и согласия», посвященный Дню образования Ханты-Дню Конституции России с участием школьников МБОУ СОШ №6. | Декабрь, 2020 | Сценарий праздника |
3. | Спортивный праздник, посвященный Дню Победы «Нужен мир тебе и мне!». Мини-тренинг для воспитанников и учащихся 1-х классов МБОУ СОШ №6. | Май, 2019 | Встреча с ветеранами; возложение цветов к памятнику защитников ВОВ |
4. | Встреча с сотрудниками эколого-этнографического музея города | Апрель, 2019 | Виртуальная экскурсия по музею |
5. | Информационно-просветительские акции для воспитанников и их родителей во взаимодействии с социальными институтами города по предупреждению фактов националистического и религиозного экстремизма «Защитим себя и своих детей!», «Мы – будущее Югры!», «Радужный – город многонациональный!» и др. | 2019-2020 | Выпуск листовок, групповых газет, организация выставок |
Используемая литература
1.Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность //Семья и школа.2001 - №1.
2.Алиева Э.Ф. Педагогическое обеспечение воспитания толерантности посредством этнического игрового материала: Автореф…., канд. пед. наук. М., 2009. 22с.
3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент исторического образования: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 78с.
4.Обухов А.С., Смагина И.В. Межличностные отношения детей в полиэтнической группе детского сада // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии. Смоленск: Маджента, 2012. с. 173-176.
5.Трубина Е.С. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, 521с.
6. Хухлаева О.В. Этнопедагогика. Учебник и практикум: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 333с.
7.Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.:, 2017.
8.Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условия\х многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. -М., 2010.
9.Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая память России. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.- СПб.:, 2013.
10.Методические рекомендации (по совершенствованию пропагандисткой работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах РФ). Москва, 2013.
11.Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под.ред. Н.В. Микляевой. -М.:, 2013.
12.Программа «Социокультурные истоки» /под общей редакцией И.А. Кузьмина, 2015.
13.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537.
14.Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. - М.:, 2013.
15.Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия /авт. Сост.И.Н. Панасенко. – Волгоград.
16.Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО – Югре на 2011-2015 годы».
17.Экстремизм – идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. – М.: Просвещение. 2011 г.
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад №264»
Консультация для родителей
«Двуязычие в семье»
Барнаул
Два разных языка для одного малыша – хорошо это или плохо? Может ли маленький ребенок овладеть несколькими языками одновременно? Как влияет двуязычие в семье на ребенка? Пойдет ли это ему на пользу? Иногда родители в семье, где говорят на нескольких языках, теряются и не знают, как себя вести по отношению к ребенку.
Конечно же, с ребенком надо говорить на языке, который вы лучше знаете, который является для вас родным, и вы используете его в своей повседневной жизни. Но как быть ребенку, который привык дома говорить на одном (скажем Русском или Таджикском) языке, а приходится идти в детский сад или школу, где говорят на другом (Русском) языке? Эта ситуация типична для детей эмигрантов.
Билингвизм или двуязычие дает детям шанс чувствовать себя принадлежащими к различным культурам, жизнь с двумя языками означает жизнь двух культур. Важно помнить, что двуязычие может только тогда успешно развиваться у ребёнка, когда оба языка и обе культуры имеют важное значение в повседневной жизни. Для большинства детей с нормальным развитием двуязычие не представляет никаких проблем. Если дети от рождения находятся в такой среде, они говорят на обоих языках без ошибок и акцента.
Двуязычие в раннем детстве НЕ ведет к замедленному развитию или проблемам речи. Нет никаких научных данных, свидетельствующих о замедленном развитие двуязычных детей, так же как нет подтверждения, что один язык усваивается лучше, чем два.
Билингвизм в семье, имеет положительные моменты. Детям, с детства владеющим двумя языками, в будущем открываются дополнительные возможности. Говоря на двух языках, ребенку приходится быстро переключаться с одного языка на другой. Таким образом, развиваются интеллектуальные способности, память, сообразительность, логика. Такому ребенку легче изучать новые языки, так как он с детства знает, что одни и те же вещи можно назвать по-разному, и что в каждом языке свое произношение и грамматика.
Специалисты утверждают, что ребёнок, который изучает второй язык, проявляет больше творческих способностей, лучше решает сложные задачи. Исследования показывают, что двуязычные дети перегоняют своих «одноязычных» сверстников в словесных и любых других интеллектуальных тестах и достигают лучших результатов в стандартных тестах. Степень овладения языком зависит от слышимой окружающей речи и от практического использования языка самим ребенком. При этом, конечно, решающее значение имеет ситуация в семье.
В современном многоязычном мире возможны следующие варианты распределения языков среди членов семьи.
Если один из родителей не русскоговорящий, то каждому из родителей рекомендуется говорить с ребенком на своём языке и в каждой отдельной ситуации использовать свой язык.
Разделение языков должно быть четко различимо ребенком.
Если оба родители не русскоговорящие и принадлежат к одноязычной культуре, тогда целесообразно следить за тем, чтобы ребёнок не потерял, а в совершенстве изучил родной язык.
Русский же язык будет изучаться в процессе образования, свободного времени и очень скоро станет основным языком ребенка.
Если родители не русскоговорящие и принадлежат к различным языковым группам, тогда семейным языком должен быть тот, на котором оба родителя лучше всего понимают друг друга (это не обязательно должен быть русский язык). На этом языке будет говорить ребёнок дома. Русский выступает как второй язык вне дома.
В особенно сложных случаях могут быть найдены индивидуальные решения для соответствующих семейных ситуаций и лучше всего при помощи компетентных консультантов, которые могут оценить социальную ситуацию в семье и языковые проблемы.
Возможны некоторые затруднения. Это нормальное явление, что у детей, развивающихся в двуязычной среде, словарный запас несколько меньше. Грамматика, однако, развивается нормально.
Родители должны заботиться о том, чтобы ребёнок ощущал, что он в обоих языках одинаково способен.
Тогда развивается высокая мотивация к изучению языков.
Конечно, все выше сказанное относится к здоровым детям, с отсутствием проблем в развитии речи. Если малыш легко и просто может выучить русский или таджикский, то нет причин для отказа от изучения любого другого иностранного языка (английского или французского).
Что же делать, если развитие не соответствует возрасту? В таком случае необходима консультация логопеда. Конечно, каждая семья и каждый малыш индивидуальны.
Однако, при наличии нарушения общего развития (например, нарушение слуха, нарушение умственного развития), одноязычное воспитание может быть благоприятнее двуязычного. Причины для этого очень просты. Ребенок в будущем должен будет жить и общаться в русскоязычной среде. Поэтому как бы не было важно для родителей сохранить родной язык и культурные традиции у ребенка, от этой идеи возможно придется отказаться.
В таких случаях для принятия решения об одноязычном воспитании, родителям рекомендуется обратиться к логопеду.
Совсем другое дело, когда речь заходит о детях с задержками речи, не сопровождающимися тяжелыми сопутствующими диагнозами, так называемые ”latetalkers”. В настоящее время нет научно обоснованных данных о том, что изучение второго языка тормозит развитие первого. Поэтому в данном случае все будет зависеть от желания родителей и от самого малыша. В случае, когда родители хотят сохранить родной язык и ребенок еще не ходит в русскоязычный детский сад - основным языком общения для него остается русский, таджикский или иврит.
Это значит, что терапию целесообразно проводить на его родном языке.
Необходимо помнить о том, какую важную роль играет первый (родной) язык в процессе развития речи ребенка. Родной язык несет в себе культурные знания, что помогает ребенку выражать его духовные и социальные способности. Владение родным языком является предпосылкой и стратегией для овладения вторым языком. Если родной язык не используется, то ухудшается и общая языковая способность. Дети, которые учат второй язык, делают это всегда на основе уже имеющегося опыта в родном языке.
Поэтому отказ от родного языка в пользу языка страны, в которой ребенок живет, происходит только в исключительных случаях, сопряженных с тяжелыми сопутствующими диагнозами.
Очень часто нельзя обойтись без помощи логопеда. Обычно родители начинают беспокоиться, когда крохе уже исполнилось два года, но он еще совсем не начал говорить или никто не может понять его речь. Не нужно слушать друзей и соседей, которые говорят, что все пройдет и малыш заговорит как все дети. В таком случае ребенку нужна помощь специалиста и чем раньше – тем лучше. Своевременная помощь сделает менее заметным отставание, а нормальное развитие речи быстрее восстановится.
Если ребенок растет в двуязычной семье, то обследование рекомендуется проводить на языке, который ребенок лучше знает и обращаться в таком случае следует к двуязычному специалисту.
Если у ребенка есть проблемы с жеванием и глотанием еды, нарушение слуха или зрения и при наличии каких-то других причин задержки развития речи, которые были описаны выше, то консультация логопеда понадобится уже в возрасте одного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общес...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к их народной культуре
Участие в семинаре...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие спосо...
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре...
Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантности дошкольников через приобщение их к базовым духовным, нравственным и социальным ценностям России в ходе проектной деятельности»
Основная идея, новизна проекта Программа «Гармонизация межкультурных, межэтнических отношений, воспитание культуры толерантност...
«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
"Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре"...
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность»
Инновационный проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников, приобщение их к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через проектную деятельность» (Опыт...