«Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, вкусового восприятия)».
консультация (младшая группа) по теме

Важно, чтобы ребенок как можно раньше освоил все богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, чтобы у него вырабатывались зрительные, слуховые, тактальные, обонятельные и вкусовые ощущения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.38 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

МО – Северский район

Консультация для воспитателей

на тему:

                                               

«Стимуляция сенсорной активности

(зрительного, слухового, вкусового восприятия)».

        

Воспитатель: Городынская Н.Н.

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также на закрепление восприятого предмета и свойства в слове и формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами. Сенсорное воспитание предлагает развитие ориентировочно – исследовательских реакций и ориентирьвки на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. Важно, чтобы ребенок как можно раньше освоил все богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, чтобы у него вырабатывались зрительные, слуховые, тактальные, обонятельные и вкусовые ощущения.

Развитие зрительного восприятия.

        Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения на определеном объекте. Взрослый стимулирует развитие зрительной фиксации сначала на лице взрослого, а затем на игрушке. В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз, возникающих при плавном прослеживании глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта (лицо взрослого, игрушки) необходимо чтобы ребенок поварачивал голову в направлении движения объекта. Для занятий подбирают игрушки, различные по цвету, величине, форме. Взрослый показывает ребенку какие действия можно с ними выполнять, и предлагает ребенку сделать это самостоятельно. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводится различные игры («Прятки»).

        После того как ребенок научится выделять и воспринимать предметы и игрушки, проводится работа по развитию ориентировки на величину, цвет и форму предметов по следующим этапам:

  1. Сличение величины, цвета или формы («дай такой», «это такгй же»);
  2. Выделение по слову величины, цвета или формы («дай красный», «дай большой», «дай круглый»);
  3. Называние признака – величины, цвета, формы – ребеноком.

При обучении детей различению предметов по форме могут быть предложены следующие задания: закрыть крышками различные по форме коробки, опускать фигурки в прорези, вставлять фигурки в пазы, раскладывать предметы в две емкасти (в коробку – кубики, в миску – шарики). Результат практических действий взрослый обобщает словом. После этого ребенка учат выбирать предметы определенной формы из трех предложенных форм по речевой и нструкции, учат выполнять первую группировку по основному признаку (по форме).

        Наряду с развитием ориентировки на величину предметов. Ребенка учат брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, опускать различные по величине предметы в две коробки: в одну – маленькие, в другую – большие. Далее выполняется задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать матрешку, собирать пирамидку с учетом величины колец.

        Кроме того, проводится работа по развитию ориентировки на цвет. Ребенку предлагают игры и упражнения, направлены на выделение вначале желтого цвета: «Найди все желтые шарики», (в бассейне с шариками), «Привяжи к желтому шарику желтую веревочку», «Собери все желтые игрушки в желтый мешочек». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета из двух цветов, а затем из трех или четырех. После этого ребенка учат называть цвет, а далее выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

        Важным направлением в развитии зрительного восприятия является задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Ребенка учат также выделять парные картинки. Проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: ребенка учат собирать игрушки из двух частей, складывать разрезные картинки из двух, а затем из трех частей.

Развитие слухового восприятия

        Развитие слухового восприятия начинается с формирования слухового сосредоточения на голос и звук.   Для этого используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии, - период несильного плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокаения.

        Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, звучащие по разному: громко, тихи, высоко или низко, пищащие, звенящие, а также различно интонируемый голос взрослого. Сначала предлагая ребенку озвученную игрушку, а затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами.

        Далее детей обучают дифференциации тембровой окраски и интонации голоса матери и чужих людей, испольсуя приэтом зрительные подкрепление. Параллельно ведется формирование других дифференцированных реакций: различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, дифференциация характера мелодии: веселой и грустной, тихой и громкой. С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудочки, барабана, погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.

        Затем ребенка учат различать звучание музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, дудочка, металлофон – выбор из двух), формируют у ноге ориентировку на бытовые шумы (льется вода, звонит телефон, сыплется горох – выбор из двух), продолжают совершенствовать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух.

Развитие обонятельных и вкусовых ощущений

        Начинать работу следует с наиболее сильных запахов. При сенсорной стимуляции запахами (кофе, цитрусовые, пряности, парфюмерия) желательно следить за выражением лица ребенка: как только он отреагирует на запах, необходимо убрать источник запаха и в зависимости отмимики малыша прокомментировать его ощущения. Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, следует перейти к более слабым запахам. Стимуляция запахами включает в себя определение источника запаха, различение приятных и неприятных, сильных и слабых запахов. Можно учить определять по запаху съедобное – несъедобное, вкусное – невкусное.

        Сенсорная стимуляция вкусовых ощущений включает в себя различение основных (доминатных) ощущений (сладко, кисло, горько, солено); продуктов различной консистенции (жидкость, пюре, крем, твердые продукты).



Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39

МО – Северский район

Консультация для воспитателей

на тему:

                                               

«Стимуляция сенсорной активности

(зрительного, слухового, вкусового восприятия)».

        

Воспитатель: Городынская Н.Н.

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также на закрепление восприятого предмета и свойства в слове и формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами. Сенсорное воспитание предлагает развитие ориентировочно – исследовательских реакций и ориентирьвки на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. Важно, чтобы ребенок как можно раньше освоил все богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, чтобы у него вырабатывались зрительные, слуховые, тактальные, обонятельные и вкусовые ощущения.

Развитие зрительного восприятия.

        Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения на определеном объекте. Взрослый стимулирует развитие зрительной фиксации сначала на лице взрослого, а затем на игрушке. В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз, возникающих при плавном прослеживании глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта (лицо взрослого, игрушки) необходимо чтобы ребенок поварачивал голову в направлении движения объекта. Для занятий подбирают игрушки, различные по цвету, величине, форме. Взрослый показывает ребенку какие действия можно с ними выполнять, и предлагает ребенку сделать это самостоятельно. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводится различные игры («Прятки»).

        После того как ребенок научится выделять и воспринимать предметы и игрушки, проводится работа по развитию ориентировки на величину, цвет и форму предметов по следующим этапам:

  1. Сличение величины, цвета или формы («дай такой», «это такгй же»);
  2. Выделение по слову величины, цвета или формы («дай красный», «дай большой», «дай круглый»);
  3. Называние признака – величины, цвета, формы – ребеноком.

При обучении детей различению предметов по форме могут быть предложены следующие задания: закрыть крышками различные по форме коробки, опускать фигурки в прорези, вставлять фигурки в пазы, раскладывать предметы в две емкасти (в коробку – кубики, в миску – шарики). Результат практических действий взрослый обобщает словом. После этого ребенка учат выбирать предметы определенной формы из трех предложенных форм по речевой и нструкции, учат выполнять первую группировку по основному признаку (по форме).

        Наряду с развитием ориентировки на величину предметов. Ребенка учат брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, опускать различные по величине предметы в две коробки: в одну – маленькие, в другую – большие. Далее выполняется задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать матрешку, собирать пирамидку с учетом величины колец.

        Кроме того, проводится работа по развитию ориентировки на цвет. Ребенку предлагают игры и упражнения, направлены на выделение вначале желтого цвета: «Найди все желтые шарики», (в бассейне с шариками), «Привяжи к желтому шарику желтую веревочку», «Собери все желтые игрушки в желтый мешочек». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета из двух цветов, а затем из трех или четырех. После этого ребенка учат называть цвет, а далее выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

        Важным направлением в развитии зрительного восприятия является задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Ребенка учат также выделять парные картинки. Проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: ребенка учат собирать игрушки из двух частей, складывать разрезные картинки из двух, а затем из трех частей.

Развитие слухового восприятия

        Развитие слухового восприятия начинается с формирования слухового сосредоточения на голос и звук.   Для этого используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии, - период несильного плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокаения.

        Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, звучащие по разному: громко, тихи, высоко или низко, пищащие, звенящие, а также различно интонируемый голос взрослого. Сначала предлагая ребенку озвученную игрушку, а затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами.

        Далее детей обучают дифференциации тембровой окраски и интонации голоса матери и чужих людей, испольсуя приэтом зрительные подкрепление. Параллельно ведется формирование других дифференцированных реакций: различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, дифференциация характера мелодии: веселой и грустной, тихой и громкой. С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудочки, барабана, погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.

        Затем ребенка учат различать звучание музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, дудочка, металлофон – выбор из двух), формируют у ноге ориентировку на бытовые шумы (льется вода, звонит телефон, сыплется горох – выбор из двух), продолжают совершенствовать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух.

Развитие обонятельных и вкусовых ощущений

        Начинать работу следует с наиболее сильных запахов. При сенсорной стимуляции запахами (кофе, цитрусовые, пряности, парфюмерия) желательно следить за выражением лица ребенка: как только он отреагирует на запах, необходимо убрать источник запаха и в зависимости отмимики малыша прокомментировать его ощущения. Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, следует перейти к более слабым запахам. Стимуляция запахами включает в себя определение источника запаха, различение приятных и неприятных, сильных и слабых запахов. Можно учить определять по запаху съедобное – несъедобное, вкусное – невкусное.

        Сенсорная стимуляция вкусовых ощущений включает в себя различение основных (доминатных) ощущений (сладко, кисло, горько, солено); продуктов различной консистенции (жидкость, пюре, крем, твердые продукты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Занятие на день открытых дверей «Стимуляция сенсорной деятельности дошкольника». Элементы занятия «Улитка-путешественница».

Занятия на день открытых дверей проходят в очень сжатой форме, а всегда хочется показать еще очень много нового. Представленное вашему вниманию занятие-экскурсия по сенсорной комнате включает в себя р...

Система игр и упражнений по развитию слухового фонематического восприятия

Игра «Поставь по порядку»Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает...

Картотека упражнений для стимуляции сенсорных ощущений для детей с нарушениями сенсорной интеграции

http://Поступление ребенка в ДОУ – это очень сложный период в его жизни. Одним из основных требований ФГОС ДО, является осуществление психолого - педагогического сопровождения ребенка в процессе...

Дидактические игры для развития обонятельного и вкусового восприятия у детей с ЗПР

Предлагаю дидактические игры по формированию обонятельного и вкусового восприятия, которые направлены: на знакомство детей с различными природными и бытовыми запахами, вкусовым многообразием; на прове...

Стимуляция сенсорного развития у детей с синдромом Дауна

Развитие некоторых чувств начинается еще до появления ребенка на свет. Эти чувства иногда называют базовыми. Их стимуляция в течении первого года жизни ребенка оказывает решающее влияние на развитие е...

Игры на развитие слухового внимания, восприятия и слухоречевой памяти.

Подборка игр и упражнений на развитие слухового внимания, восприятия и слухоречевой памяти для дошкольников....