Занятие на день открытых дверей «Стимуляция сенсорной деятельности дошкольника». Элементы занятия «Улитка-путешественница».
план-конспект занятия по теме

Шкуратова Светлана Вячеславовна

Занятия на день открытых дверей проходят в очень сжатой форме, а всегда хочется показать еще очень много нового. Представленное вашему вниманию занятие-экскурсия по сенсорной комнате включает в себя рассказ того, что имеется в сенсорной комнате и элементы практики - как можно заниматься в данной комнате не только с оборудованием, но и используя подручные средства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sen_komnata.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на день открытых дверей

«Стимуляция сенсорной деятельности дошкольника».

Элементы занятия «Улитка-путешественница».

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.

В нашем детском саду создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста:

  • для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
  • для проведения развивающих занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
  • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
  • активизации различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д., развитие двигательных функций;
  • создания и стабилизации положительного эмоционального состояния и развития детей.

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: 

релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната используется в педагогической и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

  • обучение на основе сенсорной стимуляции;
  • психотерапии;
  • социальной адаптации.

В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует:

  • нормализации адаптационного периода;
  • улучшению эмоционального состояния;
  • снижению беспокойства и агрессивности;
  • снятию нервного возбуждения и тревожности;
  • нормализации сна;
  • активизации мозговой деятельности;
  • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.

Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их проведения зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.

Свето-звуковая интерактивная панель «Радуга»

Свето-звуковая интерактивная панель предназначена для развития свето-звуковосприятия у детей и взрослых, применяется как элемент игровой, сенсорной комнаты, как осветительный прибор помещения. В комплект подсветки входит мини-микрофон, который встроен в панель корпуса. Микрофон реагирует на звуки (хлопки, крики), и в зависимости от громкости звука загораются одна или несколько полосок панели.

Панель-панно предназначена для создания релаксационного светового эффекта в сенсорных комнатах, уголках релаксации, игровых комнатах, а также для рисования.

Светильник с водой «Воздушно-пузырьковая колонна»

Предназначен для освещения и создания дизайна помещений, а также для использования в комнатах психологических разгрузок (сенсорных комнатах).

Прибор интерактивный световой «Радость»

Прибор выполнен в виде солнышка (декор комнаты). При прикосновении к носику – загораются глазки. К ротику – лицо. К лучику – лучик.

Улитка-путешественница

(сенсорная сказка)

Здравствуйте, дорогие гости и коллеги, я рада приветствовать Вас, меня зовут Светлана Вячеславовна, я – педагог-психолог детского сада.

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие включает в себя эмоциональную окраску. Поэтому для многих взрослых сенсорная комната – это место где можно лечь удобно, включить музыку и закрыть глаза, а для многих детей сенсорная комната – это где можно порезвиться, поиграть, увидеть и потрогать что-то необычное.

Поэтому волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным никого!

Вам, как первооткрывателям нашей сенсорной комнаты, предоставляется возможность посмотреть, послушать и принять участие в сенсорной сказке. Поздравляю Вас! Итак…

Чтобы войти в нашу сенсорную комнату нужно разуться и пройти по волшебным дорожкам – пройдите и почувствуйте мягкость травы, жесткость камней и приятное прикосновение шипов.

Сказка, которая очень нравится детям нашего детского сада, называется «Улитка-путешественница».

Я хочу вас познакомить с нашей улиткой, звать ее Боня и она очень любит путешествовать. Каждый день просыпаясь в своем маленьком пруду, она говорит своим друзьям (лягушатам, улиткам, черепашкам, уткам) – «Доброе утро, друзья, я сегодня решила путешествовать!» И уползает…

Сегодня Боня решила путешествовать к морю, она очень давно не видела своих друзей дельфинов.

Но так случается, что на пути нашу улитку-путешественницу всегда подстерегают трудности и опасности, поэтому пойдемте помогать ей в ее большом путешествии.

Первыми на пути нам встречаются колючие ежи (массажные мячи) и не пропускают нас дальше. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ёжики стали добрыми? Правильно, поиграть с ними!

Этот мячик не простой,

Весь колючий он такой

Меж ладошками кладем-

Им ладошки разотрем

Вверх и вниз его катаем –

Наши ручки разминаем.

Ёжики были очень рады и побежали играть дальше.

Тут Боня увидела море и очень обрадовалась. Как вы думаете, вы умеете радоваться так же задорно и весело как наша улитка? Давайте проверим!

У нас есть волшебная радуга (свето-звуковая интерактивная панель «Радуга»), которая показывает хорошо и правильно мы радуемся или нет. Если наша радость задорная и очень веселая, как у Бони, радуга загорится всеми цветами. Давайте попробуем.

Вот Боня увидела своих друзей дельфинов, она поздоровалась с ними, но они были очень грустными, оказывается вода в море загрязнилась. Давайте вместе с Боней поможет очистить воду в море (предлагаю сачками вычерпать гидрогель-грязь из моря).

Посмотрела Боня на берег и увидела кита, который лежал на песке и ему было плохо дышать, тк он не мог выбраться в море. Пока приедут спасатели и спасут кита, мы с Вами и с Боней поможем киту и будем поливать его водой. (предлагаю разбрызгиватели).

Устала улитка от всех препятствий и сложностей на своем пути, села на берег и оглянулась по сторонам и увидела свой родной прудик и своих друзей.

Рассказала она своим друзьям про своё путешествие, рассказала где была и что видела, какие препятствия встречались ей на пути, как она помогла спасти море. «Молодец, улитка – сказали ей друзья - ты так много путешествовала, что очень устала и тебе нужно отдохнуть!»

Отдохнуть можно сев на наше волшебное, мягкое покрытие и закрыв глаза послушать музыку, можно порисовать на световом столе – радостную Боню, а можно порезвиться в сухом бассейне.

Релаксация.

Примерно так проходят наши сенсорные сказки с детьми. Конечно для детей заданий, вопросов чуть больше, времени уходит тоже больше, детей в группе до 6ти человек, так как каждое задание должен попробовать каждый ребенок.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

« В гости к нам пришли зайчата » (День открытых дверей. Занятие по сенсорному развитию детей раннего возраста)

Вашему вниманию педставлен конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста....

Конспект открытого занятия на день открытых дверей В средней группе Путешествие в КИТБУРГ Сюжетно-ролевая игра "Скульпторы"

В декабре 2017 года, в рамках всего комплекса, в нашем дошкольном учреждении прошел день открытых дверей. Воспитатели нашего корпуса показали сюжетно ролевые игры  по теме Путешествие в КИТБУРГ ...

Конспект занятия на день открытых дверей на тему: «Открытка для мамочки»

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ НА ТЕМУ: «Открытка для мамочки» Цель: формировать творческие и музыкальные способности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Способст...

Конспект открытого занятия на день открытых дверей по сюжетно-ролевой игре на тему: «Парикмахерская» подготовительной группы для детей с нарушением слуха и речи. 2018г.

Закреплять с детьми представления о профессии «парикмахер», воспитывать культуру общения, расширять словарь детей новыми терминами и учить взаимодействовать с партнёрами по игре. Развивать...

Конспект занятия на день открытых дверей в подготовительной группе "К школе готовы"

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙв подготовительной группе «Дельфинчики»ООД интеграция образовательных областейТема: «К школе готовы!»Подготовила воспитатель Кушен Е.В. Цель: Выявить у...