Картотека упражнений для стимуляции сенсорных ощущений для детей с нарушениями сенсорной интеграции
картотека по коррекционной педагогике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений для сенсорной интеграции
Методические рекомендации к организации сенсорно – интеграционным занятиям
Общие рекомендации:
¬ Упражнения направлены на развитие потенциала, который не в полной мере развит у ребенка.
¬ Перед началом упражнений необходимо повести предварительную оценку развитию ребенка, для оптимального подбора соответствующих игр.
¬ Необходимо постепенно вводить в деятельность ребенка упражнения сенсорно-интегративной коррекции.
¬ Упражнения целесообразно делать регулярно и систематически.
¬ Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке)
¬ Целесообразно начинать коррекцию с тех сенсорных каналов, которые достаточно
развиты, а постепенно вводить стимуляцию слабых каналов.
¬ Упражнения могут быть использованы как для стимуляции отдельных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного и гравитационного), если в каком либо, из них обнаруживаются элементы дезинтеграции, так и в
комплексе.
1.Занятия по данной методике отличаются своей непосредственностью.
2.Создаются ролевые ситуации, в которые вовлекаются различные подручные инструменты и приборы.
3.Педагог дает шанс ребенку самому выбрать игру из нескольких предложенных. Такие занятия способствуют развитию потенциала, который не в полной мере раскрыт у ребенка. Через некоторое время ребенок выбирает другую, уже более сложную игру, которая ставит перед ним новые задачи.
4. Перед началом работы проводится предварительная оценка развития ребенка. Зная уровень развития, педагог подбирает соответствующие игры.
5. Осознайте реальность проблемы и уважайте реакции каждого ребенка на разные ситуации.
6. Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх.
7. Упражнения по сенсорной стимуляции нужно делать регулярно, систематически, только тогда будут, видны результаты.
8. Этот процесс не обязательно организовывать как специализированные занятия, а можно ловить каждую минутку в свободной игре или жизни ребенка.
9. Важным аспектом терапии является мотивация ребенка.
10. Занятия должны быть основаны на игре, выборе видов активности - соответствовать интересам и предпочтениям ребенка.
11. Следует помнить, что избыток ощущений вредит нервной системе.
12. Многие дети с нарушениями сенсорной интеграции страдают из-за низкой самооценки, поэтому необходимо поощрять любым малейшие успехи детей.
13. Для улучшения конечного результата необходимо начинать стимулировать те сенсорные каналы, которые достаточно развиты для работы с новыми стимулами.
14. В процессе занятия необходимо создавать паузы для того, чтобы мозг успел обработать влияние раздражителей и сформировал адаптивный ответ. Упражнения могут усложнять, могут вводить элементы тренингов для улучшения моторики и телесной координации, все в зависимости от индивидуального результата. Метод помогает ребенку научиться постепенно, интерпретировать свои сенсорные ощущения и адаптироваться к новым; лучше познавать мир, и ощущать его, а именно с помощью этой методики мы формируем у ребенка необходимые для этого механизмы.
Игры помогут сбалансировать сенсорные системы ребенка и сконцентрироваться ему перед началом занятий или выполнением домашнего задания. Благодаря этим упражнениям ребенок будет чувствовать себя более свободно, раскрепощено, сбалансировано, что позволит ему легче выполнять задания.
Игры и упражнения для развития тактильной системы
Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции. Некоторые задания призваны также улучшить способность ребенка к различению материалов на ощупь. Игры и упражнения на развитие тактильной системы поощряют стремление ребенка к осознанному исследованию окружающего мира. Поэтому используемые материалы должны различаться текстурой, температурой, весом.
«Платочек для куклы»
Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений (определение предметов по фактуре материала, в данном
случае определение типа ткани).
Ход игры: детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
Шариковый бассейн
Материал: надувной бассейн, наполненный шариками
Ход упражнения: попросите ребенка залезть в бассейн и сесть. Спрячьте под шариками одну из частей тела ребенка. Назовите часть тела, прикрытую шариками, или попросите его сделать это.
Варианты проведения:
¬ Предложите ребенку подвигаться как- будто он плавает.
¬ Спрячьте среди шариков различные предметы и попросите ребенка их найти.
¬ Это задание можно выполнять в уменьшенном масштабе, спрятав предметы в
миске с макаронами или рисом
Меры предосторожности: обращайте особое внимание на детей, которые могут положить в рот небольшие предметы
Тактильная дорожка
Материал: ортопедические резиновые коврики, куски картона, пузырчатой упаковочной пленки, линолеума, ткани и т.д
Ход упражнения: выложите на полу дорожку из различных материалов: плотных
ковриков, упаковочной пленки, линолеума, картона и т.д. Попросите ребенка пройти
по ней босиком или проползти по дорожке на четвереньках.
Варианты проведения:
¬ Используйте разнообразные материалы.
¬ Выкладывайте различные маршруты (изогнутые, извилистые, круговые).
Общие рекомендации по работе с детьми с тактильно-защитным поведением (защитным поведением по отношению к тактильным стимулам):
¬ Иногда ребенок может некоторое время терпеть тактильную стимуляцию, прежде
чем начнет открыто проявлять признаки защитного поведения.
¬ Ребенок может плохо осознавать границы собственного тела, поскольку не чувствует их.
¬ Способность к тактильному различению у разных детей может находиться на противоположных концах возможного диапазона – от практически отсутствующей до прекрасно развитой.
¬ Постепенно вводите новые тактильные материалы и позволяйте ребенку самостоятельно определять, как долго он сможет вытерпеть каждое упражнение.
¬ Не заставляйте ребенка доводить до конца задание, которое вызывает у него от-
вращение. В случае проявлений защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание в себе, недовольные возгласы) немедленно прекращайте занятие. Возобновляйте работу постепенно, применяя достаточно плотный нажим.
¬ Позвольте ребенку выполнять задания в комфортном для него темпе.
¬ При нарушении сенсорной чувствительности всегда предупреждайте ребенка, что
вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди.
¬ Помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими.
¬ Учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).
¬ Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
¬ Если же у ребенка наблюдается постоянная потребность в тактильном контакте
(дети постоянно обнимаются, причем, делают это очень крепко, любят залезать в тесные места), то в работе с такими детьми целесообразно использовать тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности.
Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.
Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.
Игры с водой и песком
Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.
• Игры с водой, включая смешивание воды различной температуры.
• Изучать визуально и на ощупь фигуры различной формы. Нахождение с закрытыми глазами подобных предметов, например, камней, шишек, деревьев и палочек.
• Играть в "куличи", играть песком, грязью, снегом, папье-маше, рисовать красками с помощью пальцев, разрисовывать тело.
• Чертить что-нибудь на спине ребенка, после чего он угадывает, что было нарисовано.
"Три старые тетушки"
• Завязать глаза ребенку, который должен на ощупь угадать, кто из его друзей находится перед ним.
Положить в ящик стола куски различных тканей и ощупывать их. Затем описать каковы они на ощупь.
• Осязание предметов, которые имеют различную толщину.
• Осязание предметов, которые имеют различную температуру.
• Ощупывать книги, напечатанные по системе Брайля (их можно сделать самостоятельно).
• Чувствовать руку во время какого-то действия. Все садятся в кружок, держа за спиной какой-либо предмет. Эти предметы передаются по кругу и каждый ребенок должен на ощупь определить, когда к нему вернется тот предмет, который был у него с самого начала.
• Рассортировать наждачную бумагу в зависимости от степени ее шероховатости.
• Рассортировать буквы на наждачной бумаге.
• Рассортировать, не глядя, кирпичи (кубики-строительные блоки).
Сенсорная коробка/сумка
Ещё одно полезное предложение - завести "сенсорную сумку" или "сенсорную корзину", которая может сопровождать ребенка, куда бы он не отправлялся из дома: ... в детский сад ...в школу ... к бабушке - повсюду!
Идея состоит в том, что, если ребенок начинает терять самообладание и контроль из-за сенсорных раздражителей или перегрузок, то "сенсорная сумка" предоставляет возможность использовать сенсорный подход, чтобы помочь ему справиться с возбуждением или нежелательным поведением.
Поскольку содержимое "сенсорной сумки" для каждого ребенка подбирается, исходя из его индивидуальных сенсорных потребностей, ниже приведено несколько примеров, которые позволят вам начать работу:
• Сенсорные мягкие шарики (сжимать-разжимать)
• Два отпечатка следов ног (можно положить на пол, чтобы прыгать или топтать)
• Лосьон с одним их наиболее успокаивающих ароматов (таких как ваниль)
• Два отпечатка следов рук (можно разместить на стене для глубокого надавливания или толкания)
• Салфетка или небольшое полотенце (чтобы убрать последствия гнева)
• Что-нибудь на чем писать, маленькая доска для письма сухими стирающимися маркерами (например, магнитная)
• Небьющееся зеркало (чтобы ребенок мог видеть свои эмоции)
• Карточки со словами или изображениями (чтобы помочь ребенку идентифицировать свои эмоции)
• Визуальный или звуковой таймер (чтобы стимулировать ребенка успокоиться в течение времени сенсорной стимуляции)
• Движущаяся, если на нее подуть (как в свисток) игрушка, любым способом издающая отдаленные (приглушенные) звуки.
Мешок для ощупывания малышами "Ощупываемый мешок".
Положите в мешок различные предметы. Ребенок может ощупать рукой (не глядя внутрь) и сказать, что лежит в мешке. Ниже даны три примера таких мешков.
Различные фигуры из дерева, например, кубики, цилиндры, овалы, круги; различные столовые приборы; различные куски ткани: мягкой, грубой и т.д.
«Коробка с текстурами»
Материал: обувная коробка с прорезанным отверстием достаточного размера, чтобы
в него проходила рука; карточки размером 5x5 см с различными текстурами (наждачная бумага, ткань, алюминиевая фольга, мех, атлас, кожа, вата, перья, дерево, пластик); подготовьте по две карточки с текстурой каждого вида.
Ход игры: положите карточки с текстурами в коробку или мешок. Попросите ребенка просунуть руку в коробку, вытащить одну карточку и описать ее: шероховатая, гладкая, мягкая, твердая, легкая, тяжелая, липкая, скользкая и т.д.
Варианты проведения:
¬ По мере того как ребенок будет все лучше осваивать задание, добавляйте текстуры, которые сложнее описать: твид, шелк, целлофан и т.д.
¬ Попросите ребенка найти две карточки с одинаковой текстурой.
¬ Предложите ему выложить текстурные карточки в ряд от самой шероховатой к
самой гладкой, от самой тяжелой к самой легкой, от самой жесткой к самой мягкой.
¬ Изготовьте карточки разных форм: квадраты, круги и т.д.
"Коробка Харрнер" ("волшебный сундук").
Ребенку необходимо обнаружить, исследовать, ощупать и назвать различные интересные предметы, которыми заполнена коробка, причем все эти предметы абсолютно не связаны друг с другом, изготовлены из различных материалов и имеют различную форму.
Рисование пальцами / Кремом для бритья Игровое тесто (см. рецепт)
1 чашку муки
½ чашки соли
1 столовую ложку винного камня или квасцов
½ столовую ложку растительного масла
1 чашку кипятка
перемешайте все ингредиенты в кастрюле. Готовьте на среднем огне, постоянно помешивая пока это возможно. Получится комковатая масса! Выложите ее на стол и остудите. Слепите небольшой колобок. Храните в герметичном контейнере.
Флаббер (см. рецепт)
1 чашка воды
1 чайная ложка стирального порошка, добавьте бесцветного клея и размешивайте, пока не собьете в шар (размером примерно с 118 мл бутылку) раскрашивание пищи для забавы.
Кухонная керамика
Возьмите немного муки, добавьте воду, размешайте до получения тестообразной массы. Из этого теста вылепите шарики и разные фигурки. Поместите их в разогретую духовку до затвердевания. Охладив, раскрасьте.
Липкая масса
Коробка майцены
Пищевой краситель
Вода
Перемешивайте воду и майцену в пластиковом контейнере до загустения. Полученная масса должна таять в Ваших руках. Вы можете хранить ее пару дней. Если она подсохнет, добавьте воды.
«Тяжелая работа»
Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.
В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.
Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.
Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.
Программы для сна:
Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:
- аппараты, производящие звуки природы;
- аппараты белого шума;
- ароматические лампы;
- ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;
- расслабляющая музыка;
- утяжеленные одеяла;
- физические нагрузки перед отходом ко сну;
- вибрирующие матрасы и подушки;
- спальные мешки.
Ароматерапия
Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).
Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.
Массажеры, вибрирующие игрушки
Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:
- вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
- ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
- ротовые массажеры;
- массажные маты;
- детские вибрирующие стульчики;
- Массажные кресла и раскладушки;
- вибрирующие зубные щётки.
Щётка Wilbarger
Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.
Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.
Игры с туннелями и палатками
И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.
- Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
- Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
- Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
- Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
- Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).
Проприоцептивная деятельность
Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.
Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.
Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.
Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.
Игра «Веселые мячики»
Цель: эмоциональная разрядка, развитие моторной координации, умение
работать с группой, снятие напряжения.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: Дети встают в круг в руке у каждого маленького мяча. По
команде педагога дети перекладывают мяч из одной руки в другую, или за
спиной, далее соседу и так далее. Команды могут быть разнообразные вправо,
влево, вперед, назад, соседу, вверх, вниз и т.п. Главное сохранять темп, заданный
педагогом. Темп тоже можно менять или передавать мячики в темпе
сопровождающего стихотворения или музыки.
Игра «Горка»
Цель: развитие моторной координации, быстроты реакции, снятие
психологического напряжения.
Материал: доска из любого материала, шарики, плоские фишки, бумажный
стаканчик.
Ход игры: Педагог ставит доску под наклоном, сверху спускает шарики или
фишки. Ребенок должен поймать шарики в стаканчик. Усложнение: доска
поднимается выше и выше, увеличивается скорость.
Игры и упражнения для развития вестибулярной и гравитационной системы
Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат,
улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.
Вестибулярные движения
Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:
- крытые батуты;
- качели;
- раскачивающиеся игрушки;
- самокаты;
- скейты;
- ролики;
- шведская стенка;
- большие терапевтические мячи.
Вестибулярное раскачивание
Материал: доска-качалка с мягким верхом, вестибулярная доска, скамья-качалка,
лодка-качалка, кресло-качалка
Ход упражнения: посадите ребенка на качалку. Попросите его взяться обеими руками за стороны качалки. Предложите ему покачаться несколько минут вперед-назад.
При необходимости помогите: даже если раскачивать качалку будете вы, ребенок извлечет пользу из этого упражнения.
Варианты проведения:
¬ Используйте различные устройства-качалки.
¬ Качайте ребенка из стороны в сторону.
¬ Предлагайте ему различные позы: качаться на четвереньках, на коленях, стоя на
одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя.
Кружимся вокруг оси
Материал: вращающаяся доска
Ход упражнения: посадите ребенка на крутящуюся доску и попросите его скрестить ноги. Попросите ребенка покружиться, отталкиваясь обеими руками от пола. Ребенок может начать кружиться в любую сторону, затем следует сменить направление. Позвольте ему самостоятельно выбирать скорость и продолжительность движения. Можно установить разумное ограничение по времени – пять или десять минут.
Если ребенок очень боится, не заставляйте его выполнять задание. В этом случае
медленно покрутите ребенка (с его разрешения!) от трех до пяти раз, а затем увеличивайте число поворотов и скорость постепенно, пока ребенок не захочет самостоятельно выполнить задание.
При необходимости помогите: ребенок извлечет пользу из упражнения даже в том
случае, если его крутит педагог.
Варианты проведения
¬ Используйте мини-карусель.
¬ Используйте вращающийся конус.
¬ Попросите ребенка скатиться вниз по склону холма, наклонной доске или любой
плоской поверхности.
¬ Катайте ребенка в бочке: быстро, медленно, под разную музыку
¬ Закрутите качели вокруг оси, затем отпустите и дайте учащемуся покружиться;
следите, чтобы качели не ударили других.
Меры предосторожности
¬ Никогда не кружите ребенка, склонного к эпилептическим приступам.
¬ Никогда не кружите шунтзависимого ребенка (часто детям с гидроцефалией устанавливают шунтирующую систему, в которой «избыточный» ликвор выводится в естественные полости организма).
Кроме того, для стимуляции вестибулярной и гравитационной системы можно использовать такие упражнения, как прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту, хождение по гимнастической скамейке, традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.
Поощряйте использование ребенком качелей, горок и другого оборудования на детской игровой площадке.
Помните о мерах предосторожности. При использовании качалки, карусели и
другого оборудования следите за тем, чтобы ребенок не упал во время движения.
Проводя активные игры, убирайте из помещения все предметы, о которые ребенок
может удариться.
Следите за проявлениями защитного поведения (уклонение, гримасы, замыкание
в себе, недовольные возгласы). В случае негативной реакции немедленно прекратите занятие. Возобновляйте его постепенно, позволяя ребенку контролировать процесс. Он должен сам определить, в каком объеме он способен вытерпеть вестибулярную стимуляцию.
Большой вклад обогащения сенсорной интеграции имеет гамак, сшитый из эластичного материала. Особенностью этого сенсорного гамака является то, что он сразу воздействует на 3 базовых органа чувств: осязание, вестибулярная система и проприоцептивная система (глубинное ощущение мышц, суставов, связок). Во-первых, это уникальное устройство, преобразующее весь вес в равномерно распределенное по поверхности тела давление. Он очень плотно обнимает границы нашего тела. Он является прекрасным тренажером для проприоцепции. Во-вторых, гамак – тренажер, дающий богатую «пищу» вестибулярной системе. В отличие от обычных качелей он предоставляет возможность кручения и вращения в совершенно разных плоскостях и осях тела. Его можно подвешивать в одной точке, и тогда он превращается в «каплю», а можно крепить в растяжку (две точки подвешивания).
«Покачай головой»
Ход упражнения: ребенок должен знать понятия «да» и «нет» и правильно отвечать, качая или кивая головой. Удостоверьтесь, что ребенок удобно сидит на полу или на стуле. Задавайте ему шуточные вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» (например: «В группе идет снег?», «Ты любишь есть мороженое на завтрак?»). Попросите его отвечать с помощью движений головы. Позвольте ему самому решать, сколь долго он сможет кивать и качать головой.
Варианты проведения: если ребенок не понимает значение слов «да» и «нет», адаптируйте задание: попросите ребенка просто качать головой.
«Прыгаем как животные»
Материалы: гимнастический коврик или другая мягкая поверхность, мягкие игрушки – животные
Ход упражнения: попросите ребенка встать на мягкую поверхность, например на
гимнастический коврик или ковер. Он должен выбрать животное, прыгать, как это животное, и изображать его голос и повадки (он может вести себя как кролик, изображая руками длинные уши; как кенгуру, прижимая к животу мяч вместо кармана; как обезьяна, почесываясь и издавая звуки). Помогите, если это необходимо.
Варианты проведения: ребенок может прыгать по комнате, следуя за педагогом или источником звука (держась за плечо проводника).
«Кто меня толкнул»
Ход упражнения: посадите ребенка на пол и попросите его вытянуть ноги вперед и
положить расслабленные руки на колени. Прошагайте» пальцами вверх по телу ребенка от ступней до плеч. Дойдя до плеч, слегка толкните его вправо, влево, вперед или назад. Ребенок должен восстановить равновесие.
Варианты проведения:
¬ Предлагайте ребенку выполнять задание в разных позах: на четвереньках, на коленях, стоя на одном колене (одно колено поднято, другое опущено), стоя.
¬ Попросите ребенка сесть на качающуюся поверхность, например на доску-качалку с мягким верхом, вестибулярную доску или скамью-качалку.
¬ Если у ребенка зрение сохранно, попросите его закрыть глаза или наденьте на
глаза повязку.
«Прыгаем на мяче»
Материал: гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры – выберите
подходящий для ребенка размер (ему должно быть удобно сидеть, поставив ступни на пол).
Ход упражнения: предложите ребенку сесть на гимнастический мяч, поставив ноги
на пол и положив руки на мяч по бокам. Попросите ребенка попрыгать вверх и вниз пять-десять минут, не падая с мяча.
Варианты проведения:
¬ Используйте мяч с ручками.
¬ Попросите ребенка раскачивать мяч из стороны в сторону, перенося вес.
¬ Поиграйте с ребенком в ладушки, когда он сидит на мяче.
¬ Положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.
«Катаемся на скутерборде»
Материал: доска на колесиках, веревка
Ход упражнения: посадите ребенка на доску и попросите его скрестить ноги. Завяжите большой узел или сделайте петлю на одном конце веревки и попросите ребенка держаться за эту петлю. Медленно потяните ребенка вперед. Постепенно повышайте скорость, позволяя ребенку контролировать нагрузку. Изменяйте скорость и маршруты.
Варианты проведения:
¬ Ребенок может лечь на живот.
¬ Ребенок может самостоятельно толкать доску в разных направлениях и принимать различные позы.
Вместо веревки можно использовать эластичную веревку или эспандер
Прыжки на батуте. Ребенку необходимо прыгать вверх-вниз, пытаясь сохранить
равновесие. Ребенку, возможно, потребуется помощь – опираться на педагога. При выполнении данного упражнения необходимо следить за техникой безопасности.
«Поймай меня»
Ход игры: ребенок выполняет падание на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем
спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.
«Перейди через пропасть»
Ход игры: под присмотром взрослого ребенку предлагается перейти с одной возвышающейся поверхности на другую, не становясь на пол.
«Перелезание через стулья»
Ход игры: ставится 2 стула спинками друг к другу, ребенку необходимо перелезть с одного стула на другой. Упражнение хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу.
«Колечко»
Ход игры: дети, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки из пальцев. Внезапно водящий командует: «Без среднего! – и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т. д.
Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
«Ухо и нос»
Ход игры: эту игру можно провести, сидя за столом. Всем предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за мочку левого уха. По хлопку ведущего необходимо поменять положение рук, то есть левой рукой взяться за мочку правого уха, а правой рукой – за нос. Сначала промежутки между хлопками длинные, а потом ведущий увеличивает темп игры, и промежутки между хлопками становятся все меньше и меньше. Побеждает тот, кто дольше всех продержался и не запутался в руках, носах и ушах.
Игры с мячиком. Все игры с мячом, направлены на улучшение вестибулярной системы, можно использовать «съедобное – несъедобное», «я знаю…».
«Ходьба по линии»
Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная
или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать
собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.
Ход игры: дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы.
Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, педагог замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например, «Мы стараемся наступать точно на линию».
«Между двух берегов»
Материал: две скакалки кладем рядом с друг другом, начиная с расстояния 50 см,
постепенно уменьшая расстояние до 10 см. Задача – ходьба между линий, стараясь не наступать на края.
«Переступаем через веревочку»
Материал: для игры потребуется веревка, которую необходимо положить на пол.
Задача: ноги ставить с двух сторон от веревочки.
«На носочках»
Ход игры: возьмите бубен или барабан и стучите в него сначала тихо, потом громче и, наконец, очень громко. Дети бегают на носочках. Если бубен звучит тихо, нужно идти, звук становится громче – идти широким шагом, еще громче – бежать. Чем чаще вы меняете ритм, тем веселее игра.
«Футбол бумажным пакетом».
Надуть бумажный пакет. Играть им в футбол, дети
должны соотносить силу удара об пакет, чтобы он не порвался.
«Снежки» – известная игра на улице, когда позволяет погода, но необходимо, ловить снежки поочерёдно правой или левой рукой.
«Мыльные пузыри»
Используются мыльные пузыри, необходимо ловить сначала
левой рукой, затем правой.
Игры и упражнения для развития моторного планирования
Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило,
включают в себя последовательность действий и движений.
«Делай как я»
Ход упражнения: попросите ребенка повторять за вами движения: прыгать, вращать руками, бегать на месте, выполнять глубокие приседания, похлопывать себя по голове, прикасаться к пальцам на ногах и т.д. При необходимости помогите ребенку.
«Полоса препятствий»
Материал: стулья, столы, подушки, мягкие модули.
Ход упражнения: составьте полосу препятствий из различных предметов, которые
нужно обходить, перешагивать или перелезать. При необходимости помогите ребенку пройти через полосу препятствий. Следите за соблюдением техники безопасности.
Варианты проведения:
¬ Пройдите маршрут в обратную сторону.
¬ Изменяйте элементы полосы препятствий.
¬ Изменяйте способ прохождения маршрута: ползком, на коленях, вприпрыжку
«Ходим как животные»
Ход упражнения: попросите ребенка пройти по комнате так, как это сделали бы разные животные: попрыгать как кролик или кенгуру, проскользить как змея, пройти на четвереньках как собака или кошка, пройти боком как краб, пройти вразвалку как утка и т.д. При необходимости помогите ребенку. По мере освоения упражнения, можно усложнять маршрут движения.
«Квадратные коврики»
Материал: несколько отрезков ковролина размером 30x30 см (при работе со слабо-
видящими детьми выберите ковролин контрастного по отношению к полу цвета); слуховые подсказки (используйте щелкающее или пищащее устройство, хлопайте или щелкайте пальцами).
Ход упражнения: составьте прямую дорожку из ковриков, положив их на равных расстояниях друг от друга. Попросите ребенка перешагнуть на другой коврик, предоставляя при необходимости слуховые подсказки. Проведите ребенка до конца маршрута. При необходимости помогите ему.
Варианты проведения:
¬ Предложите ребенку прыгать с одного коврика на другой.
¬ Предложите ему прыгать с коврика на коврик на одной ноге.
¬ Изменяйте расстояние между ковриками.
¬ Изменяйте маршрут.
¬ Предложите ребенку пройти по маршруту спиной вперед.
«Гигантские шаги»
Материал: несколько картонных коробок с отрезанным верхом.
Ход упражнения: выложите несколько коробок в ряд так, чтобы их стороны соприкасались. Попросите ребенка перешагивать из одной коробки в другую. При необходимости помогите ему.
Игры и упражнения для развития двусторонней координации
Общая цель данных упражнений – скоординировать работу двух сторон тела и раз-
вить способность ребенка к согласованному двустороннему движению.
«Качание»
Материал: вестибулярная доска, доска-качалка с мягким верхом, скамья-качалка.
Ход упражнения: посадите ребенка на качалку лицом вперед. Попросите его взяться руками за качалку с обеих сторон. Предложите ему покачаться из стороны в сторону.
Можно также использовать гамак или качели-мешок и раскачиваться из стороны в
сторону, вперед-назад.
«Парашют»
Материал: парашют (большой многоугольник, сшитый из легкой ткани).
Ход упражнения: попросите детей взяться за парашют обеими руками. Попросите их разойтись в стороны, чтобы парашют натянулся. Дайте им задание поднимать и опускать руки, удерживая парашют.
Варианты проведения:
¬ Положите в центр парашюта мячи или воздушные шары и попросите детей сбросить их, поднимая и опуская руки
¬ Используйте другие материалы: обруч, простыню, одеяло.
«Прыжок кенгуру»
Материал: легкий мяч
Ход упражнения: попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по
сторонам. Попросите его держать между коленями предмет, например мяч. Предложите ему попрыгать, держа ступни вместе.
Варианты проведения:
¬ Попросите ребенка встать прямо, опустив расслабленные руки по сторонам.
¬ Попросите его держать между коленями предмет, например мяч.
¬ Предложите ребенку попрыгать, держа ступни вместе
Меры предосторожности: удостоверьтесь, что предмет не слишком тяжелый, чтобы задание было посильным.
«Поймай кольцо»
Материал: пластиковые кольца, палочка
Ход упражнения: попросите ребенка встать в устойчивое положение. Дайте ему палочку и попросите держать ее обеими руками. Бросайте кольца ребенку, а он должен их ловить на палочку, не сдвигая ноги с места.
Варианты проведения:
¬ Ребенок может взять палку и попытаться попасть по мячику, висящему на веревке.
¬ Если ребенок тотально слепой, используйте мячик, издающий звуки.
Игры и упражнения для развития слухового восприятия
«Тихо и громко».
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на носочках, под громкую – топает ногами.
Варианты проведения:
¬ можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений,
соответствующие силе звучания музыки; – использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо;
¬ на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне; – на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую – узкие и более бледные;
¬ найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.
«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит».
Детям раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
«Определи, что слышится»
Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) – ребенку необходимо определить, что за шум.
«Шумящие коробочки».
Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые
заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Ход игры: ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.
Рекомендации родителям детей с нарушениями сенсорной интеграции
Развитие вестибулярной системы
¬ Двигательный опыт крайне важен для развития ребенка. Ежедневно выделяйте
время на подвижные игры, включающие раскачивание, скольжение, прыжки и другие активные движения;
¬ Подталкивайте ребенка не к пассивным, а к самостоятельным активным движениям, которые он инициирует и регулирует самостоятельно;
¬ Занятия, требующие скорости и быстрых движений, особенно с изменением их направления, стимулируют и воодушевляют;
¬ Занятия с медленными ритмическими движениями – раскачиваниями, колебаниями – успокаивают;
¬ Наблюдайте за реакциями вашего ребенка на различные виды двигательной активности, стараясь подметить, что побуждает его к действию, а что успокаивает;
¬ Никогда не кружите ребенка слишком сильно или слишком долго;
¬ Попытайтесь стимулировать ребенка к различным занятиям (чтению, игре, раскрашиванию) в положении лежа на животе, опираясь на локти;
¬ Подбадривайте ребенка, когда ему хочется заняться чем-либо, что требует поддержания равновесия, например катанием на коньках, ездой на велосипеде, борьбой и т.д.;
¬ Включите в ваше расписание игры с участием обеих сторон тела, например прыжки со скакалкой, плавание, греблю, игру на музыкальном инструменте и т.д.;
¬ Попробуйте занятия, стимулирующие координацию движений глаз, головы и рук: игру с мячом, кидание предметов, настольный теннис и т.д.;
Преодоление гравитационной неуверенности у ребенка
¬ Помогайте ребенку постепенно приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх. Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может касаться ногами земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе;
¬ Иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает дополнительная проприоцептивная стимуляция (ощущение давления на мышцы, суставы и туловище).
Например, если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем, если просто держать его за руку;
¬ Помогайте ребенку двигаться с той скоростью и в том направлении, которые для
него наиболее комфортны;
¬ Если ребенка тревожит наклон назад, не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями;
¬ Вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребенка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости;
¬ Попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогает «настроиться» на ощущение положения своего тела в пространстве;
¬ Иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна
дополнительная нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью);
¬ Не торопите ребенка, когда он пробует выполнять пугающие его действия.
Развитие двигательного планирования
¬ Возможно, вы заметили, что чем больше ваш ребенок пытается освоить новые действия, тем сильнее он путается, становится менее координированным и в результате все глубже погружается во фрустрацию. Старайтесь предупреждать такие ситуации, ободряйте ребенка словесно и поначалу помогите ему несколько раз выполнить новую задачу;
¬ Тактильные, пространственно-телесные и двигательные ощущения – все они нужны, чтобы помочь ребенку почувствовать свое тело и понять, как двигаться в пространстве. Виды активности, стимулирующие эти ощущения, способствуют и более эффективному планированию действий;
¬ Разделение задачи на более мелкие шаги, с которыми легче справиться, позволит
ребенку почувствовать свои силы и повысить самооценку;
¬ Задания, в которых надо карабкаться, пролезать под предметами или сквозь них,
Например, занятия на площадке с различного рода турниками и полосами препятствий, помогут ребенку сформировать базовые навыки управления телом при передвижении, понять, как это делается;
¬ Задачи, основанные на подражании, например, игра «делай как я» или копирование движений пальцев и рук под музыку стимулируют развитие такого вида планирования движений, при котором требуется наблюдение и имитация;
¬ Вовлекайте ребенка в игры с простыми устными инструкциями, это учит планировать действия при отсутствии зрительных подсказок;
¬ Развивайте у ребенка способность планировать серии действий, например, определять, какие шаги надо предпринять, чтобы приготовить бутерброд, завернуть подарок, сделать поделку своими руками;
¬ Некоторым детям особенно трудно даются совсем незнакомые задания. Подталкивайте ребенка к поиску новых способов играть с игрушками и использовать игровое оборудование. Также полезно пробовать разные положения и направления, карабкаясь куда-либо или качаясь на качелях разных типов;
¬ Выясните, какие аспекты двигательного планирования (например, подражание,
выполнение устных указаний, выстраивание последовательности, новые идеи) даются вашему ребенку легче других, а какие – труднее. Используйте сильные стороны развития ребенка, чтобы компенсировать трудности, возникающие в «слабых» местах;
¬ Установка «я не могу» может войти у ребенка в привычку. Иногда, чтобы избежать стресса и унижения, ему легче вообще не пытаться выполнить действие. Некоторые дети с нарушением двигательного планирования все время стремятся брать верх, чтобы управлять ситуацией и избегать обстоятельств, грозящих им трудностями. Во всех этих случаях помогайте ребенку справляться с задачами, налаживать и поддерживать дружеские связи.
Преодоление тактильной гиперчувствительности
¬ Легкое, щекочущее прикосновение обычно раздражает сильнее, чем постоянное
сильное давление. Касайтесь ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, – так вы можете ослабить раздражение;
¬ Когда детей в школе строят в шеренгу, вашему ребенку, возможно, будет комфортнее в самом конце или в самом начале ряда. При групповых играх, где надо вставать в круг, ему легче располагаться позади ребят, а не между ними. Объясните учителям, что легкие прикосновения проходящих мимо людей могут раздражать ребенка и вызывать у него агрессию и эмоциональные всплески;
¬ Длительное ощутимое давление обычно «перекрывает» раздражающие тактильные ощущения. Вот почему мы спонтанно трем ушибленное место. Крепкий массаж, прием «сэндвич» (когда ребенка осторожно кладут между подушек) – это примеры действий, усмиряющих чрезмерную чувствительность к прикосновениям;
¬ Обращайте внимание на виды тканей, одежды, игрушек и на повседневные ситуации (например, проход сквозь толпу в большом магазине), которые могут спровоцировать у ребенка отрицательные реакции. Пока проблема стоит остро, старайтесь избегать подобных раздражающих факторов (например, позволяйте ребенку носить одежду из ткани, которая ему нравится, не ходите в многолюдные места);
¬ Попытайтесь постепенно вводить в жизнь ребенка различные тактильные ощущения – во время игр, мытья, еды и т.д. Ребенку будет легче усвоить новый опыт, если он сам станет инициатором игры, а не вынужденно окажется перед лицом потенциально опасных или незнакомых обстоятельств, подчиняясь давлению взрослого. Показывайте все на себе и превращайте свои действия в игру;
¬ Поддерживайте у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт. Тактильные ощущения, которые ребенок получает, активно участвуя в каких-либо действиях, приносят больше пользы, чем полученные в пассивном состоянии;
¬ «Тяжелая работа», когда ребенок помогает нести сумки с покупками или белье из прачечной, надевает в меру тяжелый рюкзак, играет в игры, где надо толкать или тянуть что-либо или прыгать, обеспечивает нервную систему определенными ощущениями, которые, как правило, успокаивают или организуют тактильную гиперчувствительную систему. Пусть ребенок помогает вам выполнять достаточно тяжелую работу по хозяйству, играет в игры, требующие физических усилий, – все это успокаивает и организует его мозг;
¬ Доверяйте ребенку, когда он жалуется на неудобства. Скорее всего, он действительно страдает. Также полезно объяснять родственникам и учителям, что ребенок отрицательно реагирует не на их внимание, а на ощущение чужого прикосновения.
Развитие зрительного восприятия
¬ Побуждайте ребенка строить что-либо из кубиков (конструктора). Создавайте для него образцы, которые он может скопировать, или называйте ему конкретные объекты для постройки (например, мост, тоннель, дом);
¬ Специальные книжки для развития зрительного восприятия с заданиями, предлагающими что-нибудь найти на рисунке, различить предметы, их форму, цвет и т. п., будут полезны для развития способности различения предметов, форм и т.д. Читая с ребенком такую книжку, попросите его отыскать ее страницах конкретные объекты;
¬ Практикуйте рисование различных форм или букв на материалах разного типа, таких как каша, глина, мыльная пена, песок и т. д.;
¬ Вовлекайте ребенка в те виды деятельности, которые требуют хорошей координации глаз-рука: например, в игры, где надо что-либо ловить, бросать. Также полезно заниматься поделками, для которых нужно что-то связывать, сшивать, склеивать;
¬ Стимулируйте ребенка к рисованию, письму и т.д. на наклонных и вертикальных
плоскостях, чтобы обеспечить обратную связь для его мышц и суставов;
¬ Нарисуйте на бумаге или доске лабиринт или «дорогу», по которым можно водить карандашом или игрушечными машинками. Пусть ваш ребенок сам нарисует такие лабиринты и дороги;
¬ Следите за признаками чрезмерной зрительной стимуляции. Слишком большое
количество отвлекающих факторов дезорганизует ребенка, чувствительного к зрительной стимуляции.
Упражнения для зрительной стимуляции: упражнения с яркими предметами, либо наоборот, сеансы с приглушенным светом.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек;
- сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами, карточками, игрушками.
Упражнения на развитие «мышечного чувства».
1. Упражнения на управление мышцами плечевого пояса
Веревочки Плавно руки поднимаю, Так я плечи напрягаю. Корпус наклоню слегка, Руки я держу пока. А потом их уроню, Напряжение сниму. Как веревочки качаю, Напряжение снимаю | Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед, а затем, сняв напряжение в плечах, дают рукам упасть, и так они пассивно покачиваются, пока сами не остановятся. Упражнение повторить несколько раз |
Напряжение и расслабление Пальцы я сожму в кулак. Напрягаю мышцы так. Если пальцы разожму- Напряжение сниму. | Это упражнение выполняется как подготовительное перед последующими упражнениями «Тряпочки» и «Капли», чтобы дети яснее чувствовали разницу между напряженным и расслабленным состоянием мышц. |
Тряпочки Руки ты согни в локтях И держи их только так. Вместо тряпочек кистями Тихо потряси руками. Напряжение сними, Руки так освободи. | Дети сгибают руки в локтях, кисти пассивно свисают. Затем быстрыми непрерывными движениями предплечья потрясти кистями как тряпочками из стороны в сторону. |
Капли Руки в воду опускаю И потом их вынимаю. Капли с пальчиков свисают, Своей тяжестью мешают. Капли с пальчиков стряхни Напряжение сними. Фокус-покус Фокус-покус посмотри, Приготовься: раз, два, три. «Раз» - и нету головы, Так и этак посмотри «Два» - появиться она, «Три» - исчезнет без следа. И появится опять, Если «четыре» мне сказать. | Дети сгибают руки в локтях, ладони смотрят вниз, кисти свисают. Затем несколько раз подряд движением предплечья сбросить пассивные кисти вниз. Дети как можно выше поднимают плечи, затем дают им свободно опуститься в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз) Это упражнение помогает почувствовать правильное (напряженное) положение плеч. |
- 2. Упражнения на управление мышцами корпуса
Березка и ураган Стройная березка К солнышку тянулась. Стройная березка На ветру лишь гнулась. Налетел однажды Сильный ураган, Надломил березку Точно пополам. Но жива березка. (Вы не бойтесь, дети) К солнцу потянулась Рано на рассвете. | Дети мягко поднимают руки – «веточки» в стороны - вверх и покачивают ими. Затем дают корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, освобождая от напряжения мышцы спины, шеи и плеч. (Колени при этом слегка подгибаются). И снова медленно выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе. |
Деревянные и тряпичные куклы Напряжение в ногах, Напряжение в руках. Головою не верчу, Деревянным быть хочу. Буратино буду я. Посмотрите на меня! * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Вот куклы необычные. Мягкие, тряпичные Плечи, руки, голова. Шея не напряжена. Я расслаблю корпус свой, Стану куклой я такой | Дети учатся осознавать напряженное состояние мышц всего тела. Изображая деревянных кукол, они напрягают мышцы ног, слегка отведенных в стороны рук, корпуса и делают резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Подражая тряпичным куклам, дети снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе; руки висят пассивные. В этом положении они быстро поворачиваются, то вправо, то влево, обвивая корпус руками, голова и ноги тоже поворачиваются, хотя ступни крепко прижаты к полу и остаются на месте. |
Великан и гном Если ты на пальцы встанешь, Великаном сразу станешь. Пятки вместе ты держи, Опускаться не спеши Если на пятки опуститься, Можно в гнома превратиться… Гномом буду я, смотри! Мышцы ног расслаблены. | Исходное положение: пятки - вместе, носки – врозь, руки – на пояс. Не спеша, дети поднимаются на полупальцы. После короткой паузы опускаются на всю ступню, не перенося тяжесть тела на пятки. Движение повторяется несколько раз. |
Пароход /Автор не известен/ Ванна – море Я – пароход. Полный назад! Полный вперед! Право руля! Лево руля! Мчусь я по морю, Ногами бурля. К гавани тихой Спешит пароход. Там отдохнет он От бурь и забот. | Упражнение выполняется, сидя на стуле -описывает руками большую «ванну» вокруг себя; -руки вытянуть вперед, кончики пальцев соединить, образуя «нос корабля»; -как можно дальше откинуться назад; -как можно дальше подать туловище вперед; -наклоны вправо и влево; -отрывать ноги от пола, высоко поднимая колени; -руки вновь изображают «нос корабля»; - корпус покачивается вправо и влево; -руки опускаются вдоль корпуса, все мышцы расслабляются. |
Шарик (М.А. Михайлова) Вот так шарик надуваем И до облака взлетаем. Шарик лопнул – выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко…ровно…глубоко…. | Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем, имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также поднимается медленно вверх за полукруглыми руками. Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо. |
Цветок Спал цветочек под землей Прятал там бутончик свой. А весною вдруг проснулся, Удивленно потянулся И раскрыл бутончик свой: «Вот красивый я какой!» Ветру нежно прошептал: «Как же долго я проспал….» | Дети сидят на корточках. Ладошки сложены в «бутончик» и прячутся под склоненной головой, прижатой к коленям. Поднимается голова, распрямляется корпус, бутон из ладоней волнообразными движением тянется вверх. Ладони раскрываются и поворачиваются по кругу вправо – влево. Цветок расцвел. Мягкие руки покачиваются из стороны в сторону. |
Волшебные превращения Великаном стану я, Достаю до потолка А теперь я постараюсь: «Раз!» - и в гнома превращаюсь. | Дети встают на полупальцы и тянутся вверх. Сгибают колени, спину, расслабляют мышцы рук. |
Подъемный кран Вот большой подъемный кран Перевозит грузы сам. Справа – налево, Слева – направо. Для стройки большой Нужно грузов немало. | Упражнение позволяет почувствовать напряжение в мышцах рук, ног, корпуса. Корпус прямой, ноги соединены, ступни прижаты к полу. Руки, вытянутые вперед – вверх, образуют «стрелу крана». Дети делают наклоны корпуса вперед – в стороны, не сгибая ног и рук. |
Лунатик (М.А.Михайлова) Десять лунатиков жили на Луне, Десять лунатиков ворочались во сне, И вот один лунатик Упал с луны во сне!.. Девять лунатиков осталось на Луне. | И.п.: корпус прямой, ноги вместе. Дети, разводя руки в стороны на уровне плеч, раскачиваясь, тянутся за кончиками пальцев. Дети делают резкие повороты корпуса вправо – влево, одновременно обхватывая себя руками. Дети встают на полупальцы и, пассивно покачав головой (проверяют антенну); выпрямляют корпус и голову. Руки свисают вдоль корпуса. Резко присесть – бах! Дети медленно встают, принимая исходное положение. |
Шалтай – Болтай (Английская детская песенка) Шалтай – Болтай Сидел на стене Шалтай – Болтай Свалился во сне Вся королевская конница И вся королевская рать Не могут Шалтая, Не могут Болтая Шалтая – Болтая Болтая – Шалтая. Шалтая – Болтая собрать. | Дети выполняют повороты корпуса, обвивая его расслабленными руками. Резко присесть. Высокий шаг на месте в ритме стиха. Повороты корпуса. Расслабленные руки следуют за корпусом, обвивая его. На последнем слоге четко остановить движение. |
Жираф Жираф вытягивает шею, Чтоб стало всё виднее. Хоть очень будешь ты стараться, Но всё ж не сможешь с ним сравняться | Дети встают на полупальцы и стараются сильнее вытянуть шею вверх. Руки свободно свисают вдоль корпуса. С окончанием слов, опускаются на стопы, расслабляя мышцы ног и спины. |
Волшебные слова Сейчас я стану маленьким, К коленочкам прижмусь… Потом я сразу вырасту, До лампы дотянусь. И в сказке (дома) окажусь. | Дети приседают на корточки, обхватив колени руками и сжимаясь всем телом. Дети выпрямляются, поднимаются на полупальцы и тянутся руками вверх как можно дальше. Затем расслабляют мышцы и опускаются на стопы, руки свободно свисают |
- 3. Упражнения на управления мышцами рук
Разные руки Рабочие руки сильны, энергичны, Работу выполняют отлично. Ленивые руки лежат на подушке Как две нерадивых лентяйки–подружки | Исходное положение: руки опущены вдоль корпуса, локтевой сустав максимально выпрямлен, кисти сжаты в кулаки, все мышцы напряжены. С силой поднимать и опускать прямые руки. Затем, не опуская рук, ослабить напряжение, слегка опустив плечи, а локти, кисти и пальцы пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на «мягкую подушку». |
Упрямая резинка Я резинку растяну Сильно-сильно, как смогу. Хоть резинка небольшая, Но упругая какая. Вновь короткой хочет стать, Мне её не удержать. | Руки подняты вперед, дети как бы держат в руках концы тугой резинки и медленно с усилием растягивают её, разводя руки в стороны. Затем так же медленно переводят руки в исходное положение. Оба движения выполняются с напряжением, словно преодолевая сопротивление резинки. Локти полусогнуты, плечи опущены. Это упражнение является подготовительными и исполнению плавных движений руками. |
Облака (С.Михалков) Облака, облака Кучерявые облака Облака Кудрявые, Целые, Дырявые. Я на облаке лежу И на землю вниз гляжу | В этом упражнении можно придумывать различные движения всей рукой, чуть согнутой в локте, с чувством мышечного движения во всём теле. Важно, чтобы не провисала кисть, и хорошо ощущалось движение крупных мышц плеча и спины. Движения рук по кругу (2раза) Руки согнуть в локте, активное крупное движение по линии восьмёрки или по произвольной линии. В этом случае активизируется движение крупных мышц плеча и спины. Руки вытянуть, крупное круговое движение, Мелкое круговое движение; Очень большое круговое движение Имитация протыкания «дырок в облаке» Расслабить руки, лежат как «на подушке» Расслабить шею, опустить голову вниз |
Считалка Шерсть чесать – рука болит, Письмо писать – рука болит, Воду носить – рука болит, Кашу варить – рука болит, А каша готова – рука здорова! | Поочередно сначала правой, потом левой рукой выполняются имитационные движения по тексту с последующими расслаблением руки («больная» как бы ложится «на подушку») |
- 4. Упражнения на управления мышцами ног
Ходули Если хочешь поиграть, На ходули можно встать. Сильно ноги напряги И коленочки втяни. Ноги вовсе не устали, Как ходули они стали. Мышцы сильно напрягай, Но потом их расслабляй. | Дети до предела выпрямляют (втягивают) колени, напрягая все мышцы ног, потом ослабляют напряжение, освобождая колени |
Аист (В.И. Селиверстов) Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова – правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придёшь домой | Держа руки на поясе, дети поочередно поднимают согнутые в коленях ноги как выше и стараются удержаться в таком положении некоторое время без помощи рук. Затем опускаются в исходное положение, расслабляя мышцы. Упражнение активизирует работу крупных мышц ног, помогает почувствовать максимальную амплитуду движения Можно сначала предложить детям поднять согнутую в колене ногу как можно выше, прижимая её к груди обеими руками, а затем постараться поднимать ногу так же высоко без помощи рук. |
- 5. Упражнения на перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно,
с одной ноги на другую.
Маятник Кто это в часах у нас, Ходит, не смыкая глаз? Это маятник стучит, Терять время не велит. | Дети переносят тяжесть тела с пяток на носки и обратно, руки опущены и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед на переднюю часть стопы и пальцы; пятки от пола не отрываются; всё тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом остается прямым. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отделяются |
Часики Руки ты к корпусу крепко прижми, Чтобы волшебные часики шли. Стрелочки тикают: «Тики – тик-так. Мы не спешим, мы идем просто так.- Но отставать ни за что не хотим. Мы ведь за временем В сказке следим.» | Ноги расставлены на ширину плеч, руки прижаты к корпусу. Дети медленно качаются, перенося тяжесть тела с ноги на ногу. Пятки от пола не отделяются. |
Кораблик (А.М.Михайлова) Стало палубу качать, Ноги к палубе прижать! Одну ногу прижимаем, А другую расслабляем. Сложим руки на колени, И тотчас немного лени…. Напряжение улетело И расслаблено всё тело… Наши мышцы не устали, А ещё послушней стали. Дышится легко…ровно…глубоко | Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки сложены «в замочек» за спиной. Дети полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь. Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головой, корпус расслаблен. Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены. Дети делают глубокий вдох. |
Упражнения на развитие подвижности суставов
Наклоны и повороты головы
Слон в цирке В цирке выступает слон, Добродушный очень он. Хобот длинный у него, Ни с кем не спутаешь его. Головой кивает слон, От него вам всем поклон | Исходное положение – руки на поясе. Дети неторопливо наклоняют голову вперед, касаясь подбородком груди, подняв голову, максимально отклоняют её назад, затем возвращают в исходное положение. И так несколько раз. После выполнения упражнения следует слегка потрясти головой направо - налево, освобождая мышцы от излишнего напряжения. |
Любопытная Варвара (А.М. Михайлова) Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, А потом опять вперед. И немного отдохнет, Шея не напряжена И расслаблена…. А Варвара смотрит вверх, Выше всех, Дальше всех. Возвращается обратно – Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена!.. | Поворот головы влево. Поворот головы вправо. Небольшой поклон Корпуса вперед. Дети слегка приседают. Покачивания головы вправо и влево Дети выпрямляются, поднимая голову вверх, встают на носки, шею тянут вверх. Дети слегка приседают, покачивают головой вправо и влево, возвращаются в исходное положение. |
Круговые движения плечами
Поезд (А.Г. Арушанова) Чух - чух, пых - чу, Пыхчу, ворчу, Стоять на месте не хочу! Колёсами стучу, стучу, Колёсами верчу, верчу. Садись скорее, прокачу. Чух, чух, чух-чу. Чух, чух, чух-чу. | Исходное положение: руки согнуты в локтях. Пальцы сжаты в кулак. Дети выполняют непрерывные неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед, (т.е. расширяя, а не сужая грудную клетку). Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной. |
Рыба – меч (Э.Котляр) Замахнулась рыба-меч Воду надвое рассечь: Раз сечёт, два сечёт, А вода себе течёт! | Исходное положение: Руки максимально выпрямлены в локтевом суставе, прямые пальцы прижаты друг к другу, мышцы напряжены. Дети выполняют резкие сильные маховые движения поочередно каждой рукой, не сгибая её в локте. Затем расслабляют мышцы, выполняя мягкие волнообразные движения руками перед собой (справа - налево и наоборот.) |
Две загадки про мельницу а) Кто загадку отгадает? Крылья есть, а не летает. Ветру буйному послушна, Вертит крыльями как нужно, И в муку мелет зерно, Чтобы хлеб печь из него б) Похож тот дом на вертолет. Вот-вот отправится в полет. Большие крылья есть на крыше. Наверно, чтоб подняться выше. Но мелят в нем зерно всегда, Для хлеба чтоб была мука. | Дети выполняют свободные круговые движения руками, описывают большие круги перед собой, начиная из положения «руки в стороны». Движение маховое: после быстрого энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, руки свободно взлетают, описывая круг, и так же свободно падают. Движение выполняется несколько раз подряд в оживлённом темпе. При возникновении зажимов в плечах сразу нарушается правильное круговое движение, и появляется угловатость. Следует этого не допускать. |
Упражнения для кистей рук
Прятки с ладошкой С ладошкой в прятки поиграй, Движенья точно повторяй. «Раз» - ладошку покажи. «Два» - ладошку убери. Вот ладошка, посмотри! А теперь её ищи! | Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони вниз, пальцы выпрямлены без излишнего напряжения. Дети поднимают и опускают кисти рук вверх и вниз при неподвижном предплечье и спокойных без подъема плечах. Упражнение выполняется неторопливо с максимальной амплитудой несколько раз подряд. |
а) Рыбка Плещет в речке чистой Спинкой серебристой Рыбка золотая, С хвостиком играя. б) Рыбка золотая Пальчик к пальчику прижму И ладошкой поведу. Вместо пальцев будет рыбка С чешуей и спинкой гибкой. Рыбка хвостиком виляет И с волною так играет. | Упражнение выполняется так же как предыдущее , но ладони нужно повернуть внутрь. Движения выполняются кистями рук, которые отводятся вправо и влево при сомкнутых пальцах. Упражнение выполняется так же, как и предыдущее. |
Хозяйка Буду я варить обед: Суп, картошку и омлет. А ещё компот сварю И всех кукол накормлю. | Исходное положение: руки согнуты в локтях, ладони вниз, пальцы выпрямлены без излишнего напряжения. Дети неторопливо с максимальной амплитудой выполняют несколько раз подряд кружение кистями внутрь и наружу поочередно каждой рукой. При этом предплечья должны оставаться неподвижными, плечи не поднимаются. |
В новый год (И.Лифиц) Огоньки на елке Гасим, зажигаем. У нарядной елочки Весело играем. | Исходное положение: руки согнуты в локтях, пальцы легко собраны в кулачки. Дети быстрым активным движением разжимают кисти, раскрывая ладошки («огоньки зажигаются»), затем выполняют движение «фонарики», снимая излишнее напряжение в кисти руки. |
Кошка Выпускает когти кошка, Если сердится немножко. Но чтоб мышек не пугать, Коготки надо убрать. | Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и отогнуты вверх. Дети постепенно с усилием выпрямляют все пальцы вверх и разводят их до предела в стороны («кошка выпускает когти »). Затем без остановки опускают кисти вниз, одновременно сжимая пальцы в кулак («кошка спрятала когти» ) Движение повторяется плавно несколько раз плавно, с большим напряжением и максимальной амплитудой. |
Что не любит моя киска Что не любит моя киска? Чтоб была пустою миска. «Мяу,- скажет моя кошка.- Дай сметанки мне немножко» | Выполняется после освоения предыдущего упражнения «Кошка». В движение включается вся рука: она сгибается в локте, кисть приближается к плечу. Далее рука выпрямляется одновременно с кистевым движением («кошка загребает лапками») |
Упражнения для ступней и коленей
Весёлые ножки Ножки встали непослушно. Я не знаю, что им нужно. Стали ножки вдруг играть. Их никак не удержать. Вниз и вверх, вниз и вверх, Удивить решили всех. Вправо – влево и опять Стали ножки танцевать. А теперь круги налево Крутят наши ножки смело. И направо покружились, А потом остановились… Ножки деток отдыхают, Дети мышцы расслабляют. | (Упражнение выполняется сидя) Дети сгибают и разгибают ногу в подъеме, слегка отводя носок наружу. Дети отводят и приводят стопу вправо и влево. Движение наружу делается с большим усилием, чем внутрь, т.к. у детей мышцы, отводящие стопу, развиты меньше, чем приводящие. Дети выполняют круговое движение стопой, начиная с положения «вверх». Работает только голеностопный сустав, нога в колене и пальцы остаются неподвижными. |
Пружинки На пружинках покачаюсь; Приседаю, выпрямляюсь. К полу пяточки прижму И всё время так держу. Раз и два, и опять Будут ножки приседать. А у вас пружинки есть? Покачайтесь с нами здесь | Дети, сохраняя хорошую осанку, покачиваются вниз и вверх, легко, быстро и безостановочно, сгибая и разгибая колени. Пятки от пола не отрываются. Движение свободное с небольшой амплитудой. Упражнение помогает освобождать колени от излишнего напряжения. Для старших детей можно в упражнение включить дополнительное движение. На слова « К полу пяточки прижму, и всё время так держу» можно пружинить на стопах |
Игры на развитие «мышечного чувства»
Мишка (из русского фольклора) Шёл мишка к броду * Бу-у-лтых в воду Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис. Вылез, Высох Стал на колоду – -бу-у-лтых в воду. | -Ходьба на месте. -На слог, помеченный * сесть на стул -Руки, как плети, двигаются назад и вперед -Расслабленное туловище «падает» и лежит на ногах, голова и руки также полностью расслабляется -Чуть-чуть пошевелиться в таком расслабленном состоянии. -Поднять туловище -Выпрямить спину и потрясти головой -Встать -Игра начинается сначала, но в более подвижном темпе и так далее. |
Качели (М.А. Михайлова) Всё лето качели качались и пели, И мы на качелях к небу летели! Настали осенние дни, Качели остались одни. Лежат на качелях два желтых листа, И ветер качает Качели слегка. | Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. На последнюю строчку текста встают на носки и поднимают руки вверх. Голова мягко опускается вниз. Руки остаются вверху. Кисти рук медленно опускаются к плечам. Корпус слегка раскачивается вправо и влево. |
Расслабление приятно (М.А. Михайлова) Внимание: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая- Очень легкая, простая: Замедляется движение, Исчезает напряжение…. И становится понятно: Расслабление приятно! | Дети сидят на стульчиках и выполняют произвольные движения по тексту |
Сапоги (Гайда Лагздынь) В прихожей лежали, Тропинкой бежали, По грязи топтались Над речкой болтались! Когда их ругали, Они убегали, Под лавку влезали И ваксу лизали. | Упражнение для ног, выполняется, сидя на стуле Ноги стоят вместе, дети гладят их руками Ритмичные притопы на месте Тяжелые шаги. Вытянуть ноги вперед и поболтать ими. Оставить в вытянутом положении. Пошлепать руками по ногам. Ноги опустить в вытянутом положении легко потоптать. Ноги, топая, приблизить к стулу. Поочередно пошаркать ступнями по полу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в развитии сенсорных процессов у детей с нарушениями зрения
Игра, как способ познания. Что такое игровая тезхнология и ее роль для дошкольника. Сенсорное развитие ребенка. игровые технологии, применяемые в группе (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобо...
"Формирование зрительного, цветового восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения"
Использование учебного материала для формирования навыков восприятия сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения во время занятий и в свободное время....
Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".
В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....
Использование игровых технологий для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
В данном материале даны рекомендации для педагогов по использованию игровых технологий в развитии сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения. Подробно изложены методы и приемы, применяемые в рабо...
Упражнения по развитию психомоторики и сенсорных процессов у детей с нарушением речи
рекомендации родителям...
Развитие сенсорных ощущений у детей младшего дошкольного возраста
Предлагаются дидактические игры и упражнения для развития зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых, мышечных ощущений....
Методические рекомендации по использованию сенсорных центров «Сенсорный домик» и «Сенсорный столик» для детей с нарушениями зрения и речи
Для профилактики нарушения зрения у детей помогает работа дошкольников в сенсорных уголках.Мною было разработано оборудование, которое я активно использую в своей работе....