Проект по теме: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка» Клуб «Семейная гостиная»
проект (младшая группа) по теме

Исакова Любовь Ивановна

Материал раскрывает возможности совместной работы в системе воспитатель-родители-дети

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Клуб «Семейная гостиная»

                                                                                                       

                                                                                             

                                                                                               Разработчик:        

                                                                                               Исакова Любовь Ивановна

     воспитатель МДОУ «Детский сад    

     «Малышок» г. Лихославль

г. Лихославль 2013 г.

Актуальность

Первая школа воспитания растущего малыша – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.  Любая педагогическая  система без семьи – чистая абстракция.  В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень социального развития ребенка.

Поэтому  так важно помочь родителям понять, что развитие  личности ребенка недолжно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают  снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходиться нелегко из - за  нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности  в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, группы.  Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого – педагогическом плане.  Развитие такого взаимодействие предлагает использовать различные формы сотрудничества.

Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и семьи является организация клуба « Семейная гостиная ».

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей .

Тип проекта :

Практико – ориентировочный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта:

Педагоги, дети, родители, психолог.

Цель : Объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Задачи :

  1. Создать положительную эмоциональную среду общения между родителями и педагогом.
  2. В доступной форме раскрыть перед родителями актуальные вопросы воспитания детей.

Методы для реализации поставленных задач

  1. Индивидуальное или групповое консультирования.
  2. Привлечение семьи к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.
  3. Опрос.
  4. Беседы.
  5. Ознакомление родителей с информацией,  подготовленной  специалистами и педагогом.
  6. Решение вопросов, касающихся детей (отсутствие опыта в воспитании детей, организация режима дня, неумение адекватно реагировать на негативное поведение ребенка).

Принципы

  1. Целенаправленность
  2. Вариативность форм и методов
  3. Сотрудничество
  4. Комплектность

В соответствии с педагогическими принципами представилась возможность выдвижения гипотезы.

Гипотеза

Если правильно организовать взаимодействие семьи и педагогов, формировать педагогическую компетентность родителей, то можно добиться повышения эффективности  воспитательно – образовательного процесса, созданию доверительного и тесного сотрудничества между родителями, детьми и педагогом, оказание  положительной педагогической поддержки по интересующему вопросу.

Основные направления проекта

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого – педагогической культуры родителей).
  2. Практическое  действенное (приобщение родителей к участию в клубе « Семейная гостиная », создание условий для реализации идей родителей, полноценному  общению: обмен мнениями, опыт семейного воспитания)

Проект реализуется в три этапа

I этап – подготовительный

  1. Разработка положения о клубе. (Приложение 1)

     2.  Обсуждения общих вопросов, связанных с организацией семейного клуба.

3. Анкетирование родителей с целью выявления их запросов,  интересов, проблем, трудностей.  (Приложение 2)

4. Составление перспективного плана работы.  (Приложение 3)

 II этап – основной

  1. Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка». (Прил. 4)
  2. Оформление приглашений на встречу. Приложение 5)
  3. Выявление социального запроса родителей.
  4. Встречи с психологом по возникшим вопросам.
  5. Практикум « Игры в адаптационный период »
  6. Консультации:  (Приложение 6)

« Капризы и упрямства детей »

« Адаптация детей в д \ саду »

« Влияние родительских установок »

«  Кризис 3х лет »

« Гиперактивность  ребенка »

« Формирование культуры трапезы »

« Игрушка в жизни детей »

« Физическое воспитание »

III этап – заключительный

Встречи в клубе «Семейная гостиная»

Ожидаемый результат

  1. Увеличения числа родителей , принимающих активное участие в мероприятиях клуба « Семейная гостиная »
  2. Повышение компетентности родители в вопросах обучения и образования детей .
  3. Обобщение опыта семейного воспитания.
  4. Установление  партнерских отношений с семьями воспитанников

Выводы: Организация взаимодействия педагога и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе и способствует укреплению связи между ДОУ и семьями воспитанников. В результате неформального общения с родителями создан положительный настрой на откровенный и деловой разговор. Родители прислушиваются к советам педагога и рекомендации психолога.

Деятельности семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость: повысился интерес родителей к вопросам воспитания оздоровления, обучения и развития детей. Получили информацию по интересующим вопросам, делились опытом и семейного воспитания, научились делать поделки из бумаги (оригами), узнали какие игрушки покупать малышу и в какие игры можно играть дома.

Организация семейной гостиной позволила  сделать родителей и педагога единомышленникам для решения различных задач.

                               

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Положение о клубе  « Семейная гостиная »

для родителей детей первой младшей группы.

  1. Клуб « Семейная гостиная » (далее - клуб ) является дополнительным  компонентом воспитательного процесса , где родители и педагоги детского сада  могут получить знания и развивать свои умения , чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту , эмоциональный комфорт.
  2. Работа клуба осуществляется в соответствии с нормативно - правовыми положениями в сфере образования в Российской Федерации, законами об обеспечении защиты прав и развития детей . Закон РФ от 10.07. 1992 № 3266 – 1 « Об образовании »
  3. Типовое положение « Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста », утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204.
  4. Участниками клуба являются воспитатели, психолог, родители воспитанников.

                                     

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей –

 участников встречи в « Семейной гостиной »

 на тему: «Мнение родителей по ряду вопросов».

  1. Удалось ли вам лучше узнать друг друга?

а) да

б) частично

в) нет

      2. Удалось ли вам лучше узнать своего ребенка?

           а) да

           б) частично

           в) нет

       3. Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречи?

            а) полностью удовлетворен

            б) частично

             в) не удовлетворен (а)

        4. Что произвело наибольшее впечатление?

        5. Что не понравилось?

         6. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

              а) да

              б) не знаю

              в) нет

         7. Сохранилось ли у вас желание принять активное  участие в следующей встрече?

                а) да                 в) нет

                б) не знаю

          8.Ваши предложения и пожелания ведущему: _____________________________________________________________

                                         

 Анализ анкеты.

Благодаря взаимодействию педагогического персонала , психолога родители приобрели опыт сотрудничества как со своими детьми , с родителями других детей , с педагогом. Родители отметили ,что такие встречи приносят пользу в воспитании их детей , дает им новые знания предлагаемого материала , научили откровенности , вести деловой разговор , избежать многих ошибок в воспитании , обучении и развития детей . За последнее время число членов клуба значительно выросло . Многие родители стали приходить семьями. Пожелание родителей проводить встречи с чаепитием, пирогами и побольше проводить практических занятий .

                               

  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета

«Знаете ли вы своего ребенка »

  1. Какие положительные черты присущи вашему ребенку? ____________________________________________________________
  2. Какие отрицательные черты присущи вашему ребенку? ___________________________________________________________
  3. Чем любит заниматься ваш ребенок? ___________________________________________________________
  4. С кем больше всего любит общаться ваш ребенок? ___________________________________________________________
  5. Что, прежде всего, необходимо развивать у вашего ребенка?

а) речь

б) навыки общения с взрослыми

в) навыки общения со сверстниками

г) навыки  самообслуживания

д) физическое воспитание

    6. Какие трудности испытываете при воспитании?

  1. Отсутствие опыта в воспитании.

   ДА

   НЕТ

  1. Организации режима.

   ДА

   НЕТ

  1. Неумение адекватно реагировать на негативное поведение ребенка.

   ДА

   НЕТ

     

Анализ анкеты № 4

Получив на основе собранных данных реальную картину положения дел, проанализировав ответы родителей, я узнала, чем дети любят заниматься, с кем любят общаться. Выработала  тактику своего общения с каждым родителем и их детьми, воспитания и обучения. Результаты анкетирования показали, что родители отдают предпочтения гармоничному развитию личности ребенка, физическому и умственному развитию , развитию речи и навыкам общения со сверстниками и взрослыми. Трудности испытываю в организации режима а так же спокойно реагировать на капризы и упрямства детей.

             

                                   

  ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас на встречу в клубе « Семейная гостиная » по теме: « Игра – не забава»

В программе:

  1. Игрушка в жизни детей.
  2. Какие игрушки покупать малышу.
  3. Практикуем «Использование игр в адаптационный период».

Встреча состоится  «    »_________ 20___ г. в 18.00 ч.  

в группе «Ладушки».

Будем очень рады видеть вас!

                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                          Перспективный план организации мероприятий.

Тема

Содержание

Участники

Сроки

  1. Адаптация в

д/саду.

Этапы адаптации, прогноз адаптации

Педагог, психолог, родители

   

   Октябрь

  1. Влияние родительских установок

Негативные, позитивные установки

Педагог, родители

  1. Игрушка в жизни

Ребенка

Игрушка для детей – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир , формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства.

Родители, педагог

  1. « Игры в адаптационный период»

Практикум о проведении игр

 Родители, педагог

  1. «Кризис»    трех лет»

Что необходимо знать родителям о упрямстве и капризности .

Психолог, педагог, родители

Декабрь

  1. Капризы и упрямство.

Что могут сделать родители.

Что такое упрямство ? Проявление упрямства

Что такое капризы

Проявление капризов

Психолог, педагог , родители .

  1. Формирование культуры трапезы.

На что надо обращать внимание во время еды. Как надо кормить ребенка.

Педагог, родители

  1. Гиперактивность детей

Причины гиперактивности детей

Полезные советы ,предложенных доктором Д. Реншоу

Апрель

  1. Физическое воспитание

Соблюдение правильного режима , прививать правила личной гигиены , уделять внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности

Психолог , педагог, родители

  1. Закаливание                     « Босо хождение»

Основные принципы закаливания

Как и когда лучше заняться босо хождением

Психолог , педагог,  родители

                               

 ПРОГНОЗ  АДАПТАЦИИ

  1. Хороший аппетит
  2. Спокойный сон
  3. Охотное общение с другими детьми и взрослыми
  4. Адекватная реакция на любое предложение воспитателя
  5. Нормальное эмоциональное состояние

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский сад и семья – первый социум для ребенка

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации личности ребёнка в его первых социумах в семье и детском саду....

Деловая игра для педагогов в рамках педсовета «Детский сад и семья – первый социум для ребенка»

Деловая игра для педагогов детского сада в рамках педсовета "Детский сад и семья - первый социум для ребенка". Игра нацелена на формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с р...

"Детский сад и семья – первый социум для ребенка». Клуб «Семейная гостиная»

Первая школа воспитания растущего малыша – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.  Любая педагогическая  система без семьи – чистая абстракция.  В условиях с...

Отчет по проекту на тему «Здоровый ребёнок – счастливая семья». первая младшая группа

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности и порядку. У вновь пришедших детей  в детский сад часто наблюдается отсутствие элементарных навыков...

Проект "Детский сад и семья - первый социум для ребенка"

Проект "Детский сад и семья - первый социум для ребенка"...

Проект на тему: Детский сад и семья -настоящие друзья"

quot;Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец"  - это слова знаменитого педагога - новато...