Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс группы комплекса адаптационных игр.
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация.
Период адаптации – тяжелое время для малышей. Задачи воспитателя – помочь ребенку легко пережить адаптационное время, найти правильный подход к каждому воспитаннику.
Проблема адаптации всегда актуальна, потому что каждый год новые малыши приходят в детский сад, и каждый ребенок проходит свой путь адаптации.
Целью данной методической разработки является создание комплекса адаптационных игр, чтобы помочь педагогам, создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе в адаптационный период.
Данный комплекс предлагается использовать в младшей возрастной группе. Отдельные блоки комплекса могут быть использованы во всех возрастных группах для адаптационных мероприятий у дошкольников.
Пояснительная записка.
… Твердо убежден, что есть качества,
без которых человек не может стать
настоящим воспитателем, и среди этих
качеств на первом месте –
умение проникнуть в духовный мир ребенка.
Сухомлинский В.А.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность) результатам, или негативным (стресс).
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т.д.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
- от разницы в методах воспитания.
Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявления тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Воспитанники нашей группы только начали ходить в детский сад. Для них, и для их родителей это достаточно тяжелый и болезненный период, и наша задача состоит в том, чтобы помочь и детям, и родителям прожить период адаптации как можно легче.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. В своей работе мы ставим для себя следующие задачи воспитания:
- Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
- Организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- Обеспечивать понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
- Воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
- поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
- пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
С целью создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также формирования у малышей чувства уверенности в окружающем был разработан комплекс адаптационных игр, направленный, в первую очередь, на формирование положительных впечатлений о детском саде, создание атмосферы тепла, доброты, понимания между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса группы.
Комплекс адаптационных игр состоит из трёх блоков.
I блок «Знакомство с окружающим» («Путешествие по группе», «Что там в шкафчике моём?», «Найди игрушку» (знакомство с помещениями детского сада и группы); «День открытых дверей» (знакомство с персоналом детского сада и группы).
Такие игры дают возможность ребёнку не только обследовать незнакомые помещения, побывав в музыкальном и физкультурном залах, кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога, рассмотрев холлы детского сада, украшенные выставками и фотографиями, но и почувствовать, что они уютные, удобные, ярко и эстетично оформленные, а люди, которые встречают малышей в различных помещениях детского сада доброжелательны, любят их, ждут и всегда рады придти на помощь.
II блок «Взаимодействие друг с другом» («Большие и маленькие», «Давайте познакомимся», «Угадай, чей голосок» и т.д.).
Подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, сделают малышей друзьями. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове.
Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его положительными эмоциями и хорошим настроением.
III блок «Что умеем сами, мы покажем маме» («Вот я какой!», «Это я!», «Что умеют наши ножки», «Что умеют наши ручки» и т.д.).
Данный блок игр направлен на развитие самопонимания, самоосознания ребёнком своей индивидуальности, снятие эмоционального напряжения. Проведение таких игр в условиях семьи вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, в том, что даже без мамы малыш много чего уже умеет делать сам, а ещё большему сможет научиться, придя в детский сад.
Используя в своей воспитательно-образовательной деятельности комплекс адаптационных игр с малышами нужно помнить несколько важных правил:
- Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
- Взрослый - непосредственный участник игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них
- Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.
- Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «неверно, не так» или «молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, необходимо помочь ему выразить все это!
Использование в деятельности с младшими дошкольниками комплекса адаптационных игр позволило нам достичь первых результатов.
У детей, по результатам диагностики педагога-психолога, повысился общий эмоциональный фон, снизился уровень тревожности, повысилась познавательная и игровая активность.
Период адаптации одинаково непрост как для родителей, так и для малышей. Комплекс адаптационных игр поможет выстроить сотрудничество с малышами и их родителями, привить воспитанникам интерес к играм, стремление к самостоятельности и потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками.
А мы педагоги в этот сложный период будем терпеливыми, проявим заботу и внимание к нашим малышам, и тогда у нас обязательно всё получится!
Список используемой литературы
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практ.пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В.. – Воронеж «Учитель», 2006. – 236 с.
- Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. Составитель Русаков А.С. – СПб.; Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. – 128 с. (илл.)
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. —207 с: ил.
Приложение № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/24/picture-226511-1364124885.jpg)
Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.
Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-650784-1438890921.jpg)
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-938685-1550748391.jpg)
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1050871-1539549232.jpg)
Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии.
Песочная терапия для ребёнка - возможность его самовыражения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1078980-1541608961.jpg)
"Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "
quot;Использование презентации как средство повышения уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе ФЭМП "...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-511028-1449060753.jpg)
«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Технология детская журналистика, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...