Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии.
статья (младшая группа) на тему
Песочная терапия для ребёнка - возможность его самовыражения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение уровня адаптационных возможностей детей раннего возраста посредством метода песочной терапии
Выполнила воспитатель:
Ксенофонтова Марина Николаевна.
Актуальность адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития .
Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.
Использование методов песочной терапии в работе с детьми раннего возраста, является самым доступным и естественным способом развития и само терапии.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами.
Песко терапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это, по сути игра. Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.
Песочная терапия требует определенные условия для своей реализации:
• организация предметно-развивающей среды в ДОУ,
• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками,
• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке и в качестве индивидуальных занятий.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала:(лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля).
Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.
В результате работы над опытом было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при составлении занятий.
Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, мы применяем такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:
- значительно повышается общий эмоциональный фон;
- снижается уровень тревожности;
- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- усиливается самостоятельность ребенка;
- развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.
Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод "Песочная терапия"
«Песочная терапия»- это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – э...
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста посредством разработки и внедрения в воспитательно-образовательный процесс группы комплекса адаптационных игр.С поступле...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
"Адаптация детей к условиям детского сада посредством метода песочной терапии"
Презентация предназначена в помощь воспитателям и психологам для более легкой адаптации детей к детскому саду....
Консультация для родителей раннего возраста на тему: «Песочная терапия для детей раннего возраста»
Песочная терапия очень актуальна в современном мире. Мы всё больше отдаляемся от природы, забывая своё естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям....
Картотека образовательных ситуаций направленных на облегчение адаптации детей раннего возраста с помощью песочной терапии
Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дида...
- Мне нравится (1)