Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
В данном направлении мы делаем первые шаги, формируем пакет диагностических материалов, которые помогут оценить качество дошкольного образования в количественном эквиваленте.
Далее представлены фрагменты системы критериев и показателей по которым реально можно оценить уровень готовности ребенка к школе.
Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:
Критерий Я хочу учиться! (мотивация) Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых, в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о подготовке к школе.
Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работпать в коллективе)
Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены дошкольных способов поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988) .
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение сохранять заданную цель;
• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
• умение контролировать свою деятельность по результату;
• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Поэтому второй предпосылкой учебной деятельности в ее развитом виде выступает овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.
Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya-predposylki.pptx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.
Критерий Я хочу учиться! (мотивация)
Критерий Я готов к познанию! (интерес к новой информации)
Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работать в коллективе)
Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий: • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; • умение сохранять заданную цель; • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; • умение контролировать свою деятельность по результату; • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; • ориентация на партнера по общению; • умение слушать собеседника. Компоненты предпосылок, необходимых для начала обучения ребенка в школе:
Воспитание действительной и глубокой мотивации , которая сможет стать побудительной причиной стремления дошкольников к приобретению знаний.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок решал вопросы проблемного характера. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Необходимо понимание важности преподносимого материала. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Положительная оценка стимулирует познавательную активность. Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Важной предпосылкой учебной деятельности является : овладение детьми общими способами действий т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения- умение учиться
Второй предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.
Третьей предпосылкой учебной деятельности , которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.
Четвертой предпосылкой учебной деятельности является умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности мы отнесём : умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности .
три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ. Развитии памяти , внимания и, особенно, интеллекта . Имеющийся запас знаний и представлений, умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. Воспитание умения ПРОИЗВОЛЬНО управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет . Умения делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо , хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
Интеллектуальные игры для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...
Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...
Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...
"Современные технологии развития пространственных представлений в формировании предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
Опыт работы со старшими дошкольниками по формированию пространственных представлений...
"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"
В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»
Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...