Научная статья "Развитие эстетического и художественного вкуса"
статья по теме
"Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_estet.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель огурцова Наталья Николаевна
ГБДОУ №140 детский сад «Аистёнок»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Развитие этетического и художественного вкуса в уникальном объединении традиционного народного опыта и возможности импровизации для современном мире.
«Уважение к минувшему –вот черта,
отличающая образованность от дикости»
(А.С. Пушкин)
Любовь к родному краю,
знание его истории – основа,
на которой только и может осуществляться
рост духовной культуры всего общества.
(Д.С. Лихачёв)
Русский народный костюм
Крестьянство — хранитель эстетических представлений и традиций
в народном костюме.
Работая в детском саду я изначально выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к русской народной культуре». Направление «История возникновения русского народного костюма» я начала изучать одним из первых. Эта тема мне очень близка потому что, предыдущая моя профессия портниха. Первое, что я сделала - сшила русский народный костюм, по старинным выкройкам, для проведения занятий, а потом оформила в группе уголок старинных рукодельных предметов, который в последующем превратился в музей.
Дальше я последовательно знакомила детей с народными традициями, с историей возникновения ткани, костюма, различных элементов костюма и так далее.
Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни россиян. Это - корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство. В связи с этим возрастает роль воспитателя в привитии устойчивого интереса детей к народному творчеству и в конечном итоге – к истории своей страны. Большую роль в эстетическом и нравственно-патриотическом воспитании детей играет ознакомление с историей русского национального костюма.
Русский народный костюм имеет богатую историю, его символика восходит к дохристианской эпохе, к языческим культам солнца, воды, земли. От его монументальности веет византийскими традициями. Его изменения формировались параллельно с древне русским зодчеством.
Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и промышленным развитием. Появились анилиновые красители, фабричные ткани, заводское кружево и готовая одежда.
История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма:
- Во второй половине 18 века Екатериной ІІ предпринимает попытку придать национальный характер придворному платью.
- в 1812 году обращение к русскому народному костюму имело спонтанный и патриотический характер. Отечественная война 1812 г. Дала светским красавицам редкую возможность являться на балы в сарафанах и кокошниках.
- В царствие Николая І введён «дамский мундир» в русском стиле. Он состоял из двух частей – символизировал рубаху и сарафан. Нижнее платье белое, верхнее распашное – из цветного бархата.
- следующее обращение к русскому народному костюму связано с трагическими событиями 1917 года. Отрезаны первой мировой войной, а затем и революцией от европейских издателей и поставщиков модные журналы ухватились за идею возрождения национального костюма. Модели были отделаны мехом и вышивкой.
- последний бум проходил в 1970 годы «фольклорные платья», цветные ситцы, вышивка, набойка были всемирно популярны.
В настоящее время мы можем изучать русскую народную одежду только по музейным коллекциям.
Цель наших занятий рассказать о истории русского костюма, показать русский народный костюм, соответствующий внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа, рассказать об общих основных чертах мужского рубахи) и женского (рубахи и сарафана). И конечно сейчас, мы можем это сделать при помощи мультимедийного проектора, презентаций которые наиболее красочней и интересней доносят информацию до детей. Если презентация сопровождается русскими народными песнями это создаёт дополнительный приток радости и добавив народные игры дети с восторгом в них будут играть.
В продолжение работы можно предложить детям дидактические игры «сложи картинку», «дорисуй узор для сарафана», но больше всего многим детям нравится самим придумывать различные узоры для современных костюмов.
Важным компонентом в знакомстве с русским народным творчеством является Заучивание песен, частушек, загадок, пословиц и прибауток, игр на музыкальных инструментах.
Ведь развиваясь в специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируются основы эстетического сознания и художественного вкуса.
Нельзя жить на земле и уйти не оставив следа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция высших мыслительных процессов через обучение работе с бисером. Формирование эстетических эталонов и художественного вкуса.
Статья о бисероплетение, как инструменте для развития мелкой моторики и художественного вкуса. Содержит песпективный план работы на два года обучения...
Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"
«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве...
Развитие художественного вкуса и творческого воображения детей в изобразительной деятельности.
рекомендации для родителей и педагогов из опыта работы....
Воспитание у ребенка: художественного вкуса, эстетического восприятие природы.
Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию....
День методической учебы. Тема: "Влияние художественной литературы на развитие художественного вкуса у детей дошкольного возраста"
Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте? Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возра...
Консультация для родителей"Воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия природы у ребенка"
Современные родители уделяют внимание преимущественно познавательному, интеллектуальному развитию своего ребёнка, что не может не идти в ущерб его эмоционально-личностному развитию. Многие из на...