"Воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия природы родного края у детей дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Либрихт Елена Анатольевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Воспитание художественного вкуса  и эстетического  восприятия  природы родного края у детей дошкольного возраста»

 «Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».

В.Г.Белинский.

Слайд 2

Цель: Научить видеть и понимать красоту  природы родного края, формирование осознанно бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:  

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства. Формирование у детей осознанно – правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ним

Развивающие:

Развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.

Развитие познавательного интереса к миру природы

Воспитательные:

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного отношения к природе родного края  и окружающему миру в целом

 «.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

Слайд 3

Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Слайд 4

Ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых мною систематических наблюдений.

На прогулках обращаем внимание, что колорит каждого времени года разный. Слайд 5

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень... В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями («Найди такой же по цвету и форме»),  составляли из листьев композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Предлагали  детям  пофантазировать, что можно сделать из этого материала. При этом мы не наклеивали картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.

Свою работу старались построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращали внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна».

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона. 

Перед педагогом (воспитателем), знакомящим дошкольников с природой, стоят следующие задачи:

- воспитание эмоционально-положительного отношения к природе, развитие умения видеть и понимать её красоту, воспитание эстетических чувств;

- воспитание интереса к родной природе, желания больше узнать о природе родного края, о разнообразной природе родной страны;

- воспитание бережного отношения к природе, стремления к созиданию, желания трудиться в природе.

В процессе ознакомления детей с природой родного края необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребёнка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к природе, воспитание патриотических чувств. Воспитание у ребенка чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.

Слайд 6

Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на пение птиц, форму и окраску места, запах цветов, движения животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразием. 

Слайд 7

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Слайд 8

Подробнее о некоторых методах работы по экологическому воспитанию:

Главный метод знакомства дошкольников с природой родного края – Наблюдение. Дети очень любят наблюдать за природой.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

Слайд 9

Исследование. Дошкольный период является благоприятным временем для знакомства ребенка с живой и неживой природой, с явлениями и закономерностями окружающего мира и это является прекрасной основой для развития исследовательского поведения и навыков экспериментирования. Потому что, ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, и может практически с ней взаимодействовать, исследуя и экспериментируя. Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и объекты. У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный тип мышления, в связи с чем, он знакомятся с окружающим миром посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с которыми сталкивается.

Дошкольники обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Слайд 10

Любой ребенокучаствуя в конкурсах, приобретает новые знания, получает возможность развития своих способностей. Творчество играет огромную роль в формировании ребенка. Трудно представить малыша, который не любил бы что-нибудь мастерить, рисовать. Ведь в каждом маленьком человеке обязательно скрыт талант, а задача родителей и педагогов этот талант обнаружить, развить, поддержать веру. Участие в конкурсах всей семьей помогает наладить отношения, сблизить всех членов семьи.

Слайд 11

Совместно с родителями мы участвуем в разных конкурсах, марафонах, акциях, наблюдениях таких как: Эколята - защитники природы, Компостирование листового опада, Ведение календаря природы, Поможем зимующим птицам, Орнитологический марафон, Рациональное управление отходами, Дни наблюдения птиц, Конкурс на лучшую кормушку, Наблюдай! Изучай! Действуй!, Акция «Всероссийский экологический субботник», За чистую Балтику и т.д.

Слайд 12

Слайд 13 Видео

Слайд 14

В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).

Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно». Родители вместе с детьми стали чаще посещать парки, зоопарк. Ездить с детьми на море, на Куршскую и Балтийскую косу, бывать в лесу.

Слайд 15

Работа по воспитанию эстетических чувств и экологического воспитания будет продолжаться. Надеюсь, что успехи её будут заметны, если активными помощниками в этом будут мамы и папы моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

Работа с детьми по изучению родного края и его природы....

Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста

Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края....

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.                                    ...