РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
статья по теме
Региональная научно-практическая конференция «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦС ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
г. Барнаул, педагогический факультет АлтГПА, 29 – 30 октября 2009 года, заочное участие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
региональная научно-практическая конференция «КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦС ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
г. Барнаул, педагогический факультет АлтГПА, 29 – 30 октября 2009 года, заочное участие
РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
Стельмах Ю. Б., старший преподаватель каф.ФиПЗР, ГОУ ВПО КГПУ
Демидова А.Г.
В данной статье раскрываются вопросы особенностей гендерных взаимоотношений первоклассников с ЗПР и направления коррекционно – развивающей работы с ними.
Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире.
Большой вклад в исследование проблемы, касающейся гендерного аспекта внесли психологи и педагоги: Е.А. Аркин, Т.В. Бендас, П.П. Блонский, А. Молль, Л.И. Столярчук, и др. Все исследователи нацелены на поиск теоретико-методологических гендерных основ воспитания и обучения личности, на изучение взаимоотношений между детьми.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются первые установки, ценностные ориентации, формируются содержание и структура мотивационно-потребностной сферы, полового самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины. От своевременности и полноты процесса воспитания культуры взаимоотношений полов зависит уверенность детей в себе, цельность переживаний, устойчивость ценностных установок и в конечном итоге эффективность общения с людьми, деловых и семейных взаимоотношений. Преобразования, происходящие в современном обществе и системе образования, создают реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными закономерностями и индивидуальными гендерными особенностями, способствующими самореализации женской и мужской индивидуальности, воспитанию культуры взаимоотношений полов.
На сегодняшний день увеличилось количество детей с различными нарушениями в развитии. Большую часть из них составляют дети с ЗПР. Специфика развития этих детей влияет на их личностные особенности, на деятельность и коммуникативную сферу. Проблемы общения таких детей с другими людьми, в том числе и влияние «гендера» на взаимоотношения детей изучено недостаточно, этот вопрос пока еще «избегает» и педагогическая практика (Ж.Н.Головина, Е.С.Слепович). Гендерные особенности взаимоотношений необходимо и важно изучать, также корригировать. Это поможет педагогам организовать деятельность детей с ЗПР, провести профилактику проблемного поведения и предотвратить конфликты во взаимоотношениях с противоположным полом.
По результатам наблюдений, бесед с детьми, а также некоторых тестовых методик можно сказать, что младшие школьники с ЗПР, как и их сверстники с обычным темпом развития, удовлетворены принадлежностью к своему полу и своей ролевой позицией в отношениях. У детей начинают формироваться традиционные представления о «мужском» и «женском» полоролевом поведении, и они начинают следовать общекультурным стереотипам. Мальчики и девочки по-разному представляют образы мальчика/мужчины и девочки/женщины, девочки считают, что девочка/женщина должна быть красивой и хорошей, а мальчики считают, что должна бать не только красивой, но и умной и доброй. Девочки считают, что мальчик/мужчина должен быть сильным, а мальчики считают, что не только сильным, но и красивым, умным, добрым. В отношениях младших школьников существуют и реально проявляются полоролевые нормы и стереотипы поведения представителей разных полов, и самый распространённый стереотип – «девочка слабее, ей нужно уступать». Мальчики больше ориентированы на стереотипы, чем девочки. Девочки в отношениях между собой более эмоциональны и близки, по сравнению с мальчиками. Дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы на основе общности гендера. Биологический пол, социальные гендерные ярлыки и психологическая гендерная идентичность действуют совместно, вынуждая ребенка объединяться с детьми одного с ним пола и избегать объединения с детьми противоположного.
Однако существуют специфические особенности гендерных взаимоотношений у младших школьников с ЗПР. Так, девочки с ЗПР по сравнению с детьми с обычным темпом развития скрывают свои отношения, симпатию к мальчикам. Знания детей с ЗПР о противоположном поле более скудные, чем у детей с обычным темпом в развитии, они называют гораздо меньше характеристик мужского и женского поведения. Дети с обычным темпом развития более осознанно (по личностным качествам, а не по внешности или успешности в какой-либо деятельности) выбирают партнеров для общения, в отличие от детей с ЗПР. Последние же более склонны к физическим прикосновениям, чаще во взаимоотношениях проявляют агрессию (преимущественно мальчики), повышают голос, подсмеиваются над противоположным полом. В свободной деятельности дети с ЗПР меньше выбирают противоположный пол, чем в совместной деятельности.
На основе выделенных специфических особенностей гендерных взаимоотношений младших школьников с ЗПР, была составлена программа коррекции на основе авторских разработок: Ткаченко И., Петрушин С.В.
Программа включает два блока:
1). «Представления о поле». Его цель - формирование представлений о своем и противоположном поле, о сходстве и различии мальчиков и девочек. Работа по данному блоку направлена на решение следующих задач: формировать фемининностъ и маскулинность; познакомить детей с мужскими и женскими социальными ролями; формировать представления о правилах поведения с противоположным полом; объяснить, что значит мужественность и женственность. Блок включает 4 занятия по 20-25 минут. Здесь предлагаются следующие игры и упражнения: «Сборный портрет», «Сделай так», «Скульптура», «Перевоплощение», «Сороконожка», «Кто сильнее?», этюд «Любопытные» и другие.
2). «Сплоченность класса». Цель данного блока - сплочение класса, формирование положительного отношения к противоположному полу. Блок решает следующие задачи: формировать понятия о назначении мужчины и женщины, о взаимоотношении мальчиков и девочек; научить мальчиков и девочек сотрудничать; объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола; формировать взаимное уважение мальчиков и девочек; учить мальчиков защищать девочек, не обижать их. Блок включает 3 занятия по 20-25 минут каждое. Здесь предлагаются следующие игры и упражнения: «Встречи», «Щепки на реке» (К. Фопель), «Карусель», «Обзывалки», «Какие мы?», «Симметричные рисунки»(Черепанова Г.Д.), «Танец группы с группой» (Петрушин С.В.), «Эксперимент с песней», «Я в группе», «Волшебные шарики» (Павлова Я.А.).
Также в работе использовались такие методы и приемы, как рассказ, собирание коллажа, составление портрета, беседа, соревнования, танцы, песни и др.
Все занятия связаны единым сюжетом. Детям предлагается побывать в стране девочек и в стране мальчиков, понять, как важно дружить друг с другом, помогать друг другу.
После проведения занятий был организован «Праздник дружбы» Цель: воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, расширить опыт полоролевого поведения детей. Содержательно праздник представляет собой комплекс познавательно-развлекательных конкурсов (сложить разрезанные картинки, надуть воздушный шарик, вытянуть конверты с пословицами, чтобы составить их по отдельным словам, за минуту мальчик должен назвать как можно больше имён девочек, а девочки как можно больше имён мальчиков, написать комплимент на сердечке своему партнеру). В процессе выполнения заданий дети должны вступать в межличностные отношения с представителями другого пола. Дети делятся на подгруппы, в которую входят и мальчики, и девочки.
Исследования показали, что после проведения коррекционной работы у младших школьников с ЗПР повысилась удовлетворенность принадлежностью к своему полу и своей полоролевой позицией в межличностных отношениях, социальная обстановка в классе стала более благоприятной. Дети стали больше выбирать партнеров для общения и совместной деятельности из противоположного пола, особенно мальчики. Младшие школьники с ЗПР меньше стали проявлять негативное поведение к противоположному полу (грубить противоположному полу, подсмеиваться, дразнить, повышать голос, проявлять агрессивные действия), увеличились проявления по положительным показателям: «предлагает помощь, совместная деятельность, общение». Они стали объединяться по симпатии и общности каких-либо интересов, а не только по внешним данным.
Гендерное развитие следует проводить целенаправленно. Если в начальных классах с детьми с ЗПР правильно организовать половое просвещение, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде неизбежными, проблем пола, а особенно у детей с ЗПР, которые имеют специфические особенности, которые отличаются от детей с нормальным психическим развитием и имеют особенности гендерных взаимоотношений.
Литература:
- Практикум по гендерной психологии /Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.
- ТкаченкоИ. Программа и тренинг гендерного развития детей. (Электронный ресурс) – Режим доступа к ст.:http://psu.1September.ru\articlef.php
- Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие /А.А. Чекалина. – М.: «Ось-89», 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерные взаимоотношения младших школьников с задержкой психического развития.
Стельмах Ю. Б., Демидова А. Г. Гендерные взаимоотношения младших школьников с задержкой психического развития./ Психология в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы: материалы междунар. научно-практич...
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длител...
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...
Мастер-класс для педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений на тему «Использование метода рифмотерапии в работе с родителями дошкольников и младших школьников»
В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии ...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Психологические особенности коррекции самооценки младшего школьника в условиях критических изменений семейных отношений
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отноше...
консультацие для педагогов " Развитие гендерных взаимоотношении для детей 4-5 лет"
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...