Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
статья (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее своевременным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается интерес детей к сверстникам своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых. Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»). Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebrennikova.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4—5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты; формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее своевременным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается интерес детей к сверстникам своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых. Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»). Поэтому сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о различного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.
Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.
Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, необходима правильная ее организация и руководство.
Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек. Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве. Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.
К традиционным особенностям
можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии;
мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и делах.
То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет предпочитают играть только с детьми своего пола.
Современные особенности:
игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино);
игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков — разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек.
Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений.
Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков
девочек:
использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Приведем примеры организации педагогом игровых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры», которая построена на выявленных особенностях игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни с целью воспитания гендерных взаимоотношений детей.
Примеры ситуаций игрового взаимодействия взрослого с мальчиками и девочками в сюжетно-ролевых играх.
Игра-состязание «Кто сильнее»
ЦЕЛЬ
Воспитывать у мальчиков такие качества характера, как мужественность, силу воли, упорство.
ХОД ИГРЫ
Взрослый приглашает всех мальчиков принять участие в состязании. Девочки принимают участие как болельщики. По желанию выбираются первые два участника игры. Они садятся за стол напротив друг друга. Взрослый объясняет им, что игра заключается в том, чтобы крепко ухватив ладонь противника, положить его руку на стол. Девочки возгласами и жестами подбадривают соревнующихся.
В паре выигрывает тот, у кого сильнее и крепче рука.
Взрослый приглашает следующего ребенка, который хотел бы помериться силой с победителем.
Игра – соревнование «Рыцарский турнир»
ЦЕЛЬ
Воспитывать у мальчиков такие мужские качества, как сила, ловкость, быстрота, умение и прочее.
ХОД ИГРЫ
Взрослый объясняет детям, кто такие «рыцари» и что обозначает их соревнование- «турнир».
Взрослый проводит игру в спортивном зале. Девочки участвуют в роли судей.
Соревнующиеся мальчики-рыцари выполняют следующие задания:
- Попадание в цель;
- Лазание по шведской стенке;
- Бег с препятствиями;
- Вариант игры по типу «городков», но на разбивание кеглей;
- Прохождение по лабиринту (кегли расставляются в различном расположении);
- Прыжки на небольшое расстояние с мячом, зажатом между ног, и прочие задания с использованием спортивного инвентаря.
Для подведения результатов соревнования участники игры выстраиваются перед судьями. Девочки-судьи награждают каждого из них аплодисментами. Победителем признается тот, для кого прозвучали наиболее громкие аплодисменты.
Подвижная игра «Цветы и пчелки»
ЦЕЛЬ
Учить детей выразительным движением, соответствующим представлению о женском и мужском поле.
ХОД ИГРЫ
Взрослый предлагает детям распределиться на две команды- девочек и мальчиков. Взрослый договаривается с ними, что девочки будут изображать пчелок, а мальчики – цветы.
Дети разбегаются по группе. По сигналу педагога они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок: передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами, подражая жужжанию пчелы: вззззззззззз. Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.
По сигналу взрослого дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями: машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат, словно большие шмели: жжжжжжжжжжжжж, а девочки изображают красивые цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх...
Консультация для воспитателей по методике формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых навыков: умеют строить план-сюжет, распределять роли, применяя считалочки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры. Уже ни у ког...
Статья: "Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Значимость игровой деятельности детей в их развитии всегда была и будет высоко оцениваться педагогами дошкольного образования....
Формирование дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В материале представлены рекомендации для педагогов по формированию дружеских взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре....
Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема
Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры как педагогическая проблема...
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре.
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре....
Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительн...