консультацие для педагогов " Развитие гендерных взаимоотношении для детей 4-5 лет"
консультация (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_rod_prava_rebenka.docx | 55.94 КБ |
utverzhda1.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для педагогов
«Развитие гендерных взаимоотношений детей 4- 5 лет в сюжетно-ролевой игре»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
Ноябрь 2021г.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, полоролевая «Я-концепция».
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает:
∙ развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты;
∙ становление позиции мальчика и девочки как субъекта социальных отношений;
∙ формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее сензитивным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является: средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых.
Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»). Поэтому сюжетно - ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества.
Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Исследователи И. Кононова, С. Литвинова отмечают, что игровое взаимодействие следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения — как их личностную основу.
Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.
Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.
Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, необходима правильная ее организация и руководство. Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек.
Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (сюжетосложении, распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве.
Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.
К традиционным особенностям можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола. Современные особенности: игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков —разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек. Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений. Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Приведем примеры организации педагогом игровых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры», которая построена на выявленных особенностях игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни с целью воспитания гендерных взаимоотношений детей.
Примеры ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры»
1. Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»
Воспитатель:
— Ребята, вы были в цирке?
— Вам там понравилось?
— Что большего всего понравилось?
— А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные! — Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?
— Волшебное животное — это животное, которое может быть, например, кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например, тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?
— Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится? (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)
— Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой. Воспитатель с детьми строят арену цирка.
— Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете? — Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например, дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню: волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.
— Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики — их дрессировщиками. А потом поменяемся: мальчики будут волшебными животными, а девочки — их дрессировщицами.
Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.
— Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик — девочка». Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным. Воспитатель помогает каждой паре.
— Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.
— Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон. Далее воспитатель объявляет каждую пару. Пара показывает свое выступление. Все друг другу хлопают. Все пары по очереди выступают. — Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые! Я думаю, что теперь нам надо отправиться в страну Все Наоборот.
2. Ситуация игрового взаимодействия «Путешествие в страну Все Наоборот»
Воспитатель:
— Как вы представляете себе страну «Все Наоборот»? Это страна, где все меняются ролями! Кто был волшебным животным, станет дрессировщиком, а кто был дрессировщиком, тот станет, наоборот, волшебным животным! Правда, здорово?
— Только теперь мы будем придумывать немое кино. Вы знаете, что такое немое кино? Это когда не говорят, а только показывают.
Например, дрессировщик показывает, как волшебное животное, собака, выполняет без слов его команды, а затем это животное превращается в птицу. Дрессировщик только показывает руками, лицом, изображая разные мордочки или какимнибудь предметом те команды, которые надо выполнять волшебному животному. Так же без слов можно изображать танец, различные движения, хорошее и плохое поведение, настроение. Вы можете изображать все что угодно. Главное — без слов! Ну как, нравится вам такая страна?
— Тогда мы в нее отправляемся. Для этого нам понадобится ковер-самолет! Давайте сядем на наш ковер и представим его волшебным ковром-самолетом. Закроем глаза и досчитаем до семи.
— А теперь откроем глаза. Мы в стране «Все Наоборот!» Ой, ребята, а здесь нет арены цирка! Я знаю, что делать! Мы же находимся в волшебной стране, значит, можно с помощью определенных волшебных слов вернуть нашу арену! Только где нам узнать, какие это слова? — Смотрите! Я нашла записку в кармане! (Воспитатель заранее ее прячет). Тут написано: «Тирли – Мырли – Арена - Бах».
А вот и наша арена цирка! Так вот какие волшебные слова надо говорить в этой стране, чтобы получить то, что мы хотим!
— Итак, арена цирка у нас есть. Пары у нас прежние. Только теперь пара меняется ролями. Это же страна «Все Наоборот!»
Сейчас каждая пара будет придумывать немое кино. Кстати, волшебное животное можно изменить. Воспитатель помогает каждой паре. После того как пара придумает немое кино, воспитатель предлагает детям посчитаться, чтобы определить, кто за кем выступает.
Все садятся на зрительские места. Когда очередь доходит до пары, которой надо выступать, они превращаются в волшебное животное и дрессировщика. Затем воспитатель объявляет каждую пару в микрофон. Пара показывает свое немое кино. Все друг другу хлопают.
После выступлений воспитатель предлагает детям организовать чаепитие, на котором можно поиграть в игру «Геройперевертыш».
3. Ситуация игрового взаимодействия «Герой-перевертыш»
Все садятся за стол.
Воспитатель:
— Ребята, давайте вспомним своего самого любимого героя из сказки, мультфильма или кино. А теперь пусть каждый по кругу назовет его и опишет, какой он. Мой любимый герой Золушка. Она трудолюбивая, аккуратная. У нее доброе сердце и золотые руки. Она никого не обижает. Всем старается помочь. Далее дети описывают своих любимых героев. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Герой-перевертыш». — Каждый из нас изобразит своего любимого героя. Только не таким, каким мы его описали, а другим, не похожим на себя.
Если, например, Золушка была добрая, трудолюбивая, аккуратная, никого не обижала, все делала и всем помогала, то теперь она будет злая, неаккуратная, ленивая, обидчивая.
Вы можете как хотите изображать своего любимого героя.
Главное — не изображать его таким, какой он есть на самом деле.
Воспитатель начинает показывать своего героя-перевертыша.
Затем — дети по кругу. После всех выступлений воспитатель предлагает героям-перевертышам придумать сказку, в которой все они могли бы участвовать.
— Как бы мы могли назвать нашу сказку? Выбирают название сказки (например, «Остров героев-перевертышей»).
— А теперь давайте попробуем придумать имена для своих героев сказки. — Что бы мы делали на этом острове?
— Какие приключения могли бы с нами произойти?
— В какие нелепые ситуации могли бы попасть?
— Какие вещи, предметы нам там понадобятся?
— Давайте поиграем в эту сказку и по ходу игры дополним ее.
Воспитатель с детьми играют в придуманную ими сказку.
Приведенные примеры показывают, что воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре требует изменения позиции педагога.
Она должна быть позицией играющего, сопровождающего, поддерживающего и в то же время обучающего партнера ребенка по игре. Оснащение игровой среды в группе детского сада на основе поло ролевой дифференциации также является одним из важных условий воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Совместное построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию взаимоотношений детей обоего пола, развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять социальные интересы и поведение.
Такая среда позволяет мальчикам и девочкам овладеть поло ролевыми ценностями, вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии, реализации сюжета.
Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для воспитателей
«Организация и проведение прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
Февраль 2022г.
Цель консультации:
Систематизировать знания педагогов по организации проведения прогулок в зимний период для формирования здорового образа жизни детей.
План консультации:
#1054;рганизация проведения прогулок.
#1057;оздание условий для эффективного проведения прогулок.
#1059;словия для активизации движений детей.
4. Структурные компоненты прогулки.
1. Организация проведения прогулок
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательнообразовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Здесь представляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях.
В самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние.
В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день общей продолжительностью до 4 часов.
Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.
При организации прогулки на участке дошкольного учреждения помощник воспитателя помогает подготавливать на участке игровую среду.
Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.
2. Создание условий для эффективного проведения прогулок.
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок непременно следует выносить разнообразный дополнительный материал, который служит целям закрепления, уточнения и конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы.
В зимнее время, среди припорошенных снегом кустов, с горки спускаются лыжники и саночники (одетые в соответствующие костюмы куклы).
За день здесь могут произойти изменения, например, какие-то из кукол изменили свое положение. Кто из ребят заметит это первым?
В следующий раз на пригорке появился заяц, а из-за кустов за ним будет следить хищники - волк или лиса.
Грамотный педагог всегда найдет повод как для наблюдения, так и для развернутой беседы с детьми, для инсценировки сказки с этими персонажами или сюжетно-ролевой игры с использованием этих сюрпризных моментов. Нужна только фантазия воспитателя.
Нарядный, хорошо украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной.
3. Условия для активизации движений детей
Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях.
Особое внимание уделяется двигательной активности детей на прогулке в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку.
Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру с разнообразными движениями. Постройки из снега, расположенные по все территории, служат не только украшением участка, но и стимулируют движения детей.
По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженного из снега кота, петуха, зайца, собаки, подлезать под оленя, слоненка.
Можно покатить под каждым из них мячики, шары, побросать снежки в корзину снеговика, печки, на длинную шею гуся, хобот слоненка, набросить серсо. По спине удава или крокодила можно поупражнять в равновесии, а перепрыгивая через змейку упражнять детей в прыжках.
Влезая на горку, и скатываясь с нее, дети получают огромное удовольствие. Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша.
Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей.
Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время. Увлеченные разнообразной игровой и развивающей деятельностью, дети постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на все предложения взрослого и порой выказывают недовольство тем, что прогулка уже окончена.
4. Структурные компоненты прогулки
Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.
Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей – их труда, взаимоотношений, обогащают детские эстетические представления.
Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки. Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, испытывая радость от полученных результатов.
Таким образом, трудовые действия детей следует также считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.
Следует учитывать, что дети постоянно и довольно разнообразно двигаются на участке. Увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в подвижных играх, занимая интересной самостоятельной деятельностью, ребенок достигает хороших результатов без приложения сверх усилий, как бы само собой.
Очевидно, что подвижные игры, игровые упражнения, а также дидактические задания являются основным обязательным компонентом каждой прогулки. Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:
1) наблюдение
2) дидактические задания
3) трудовые действия детей
4) подвижные игры и упражнения
Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано воспитателем в конкретной прогулке. В зависимости от различных погодных и сезонных условий, объекта наблюдения, общего настроя детей, проведенных занятий, эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.
Главное – каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание для физического воспитания детей, укрепления их здоровья, а также эмоционального состояния.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки: укрепление здоровья, развитие двигательной активности детей, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха, подвижные игры, пример взрослого, в отношении к своему здоровью – все это является залогом привития детям здорового образа жизни.
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для воспитателей
«Как организовать театрализованную среду в группе»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
2020г
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.
Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности».
В нем подчеркивается, что педагог обязан:
• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);
∙ приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
∙ обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определенные условия.
В первую очередь организация работы. Почему, прежде всего организация, а не содержание?
По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности поможет выбрать основные направления, форму и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., в итоге - целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изо деятельности и т. д.), а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно.
Чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.
В соответствии со склонностями и интересам детей в вечернее время могут быть организованы занятия разнообразных студий по театрализованной деятельности («Кукольный театр - малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и т. д.), которые проводит воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий (по ручному труду, изо деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности) в итоге объединяются в единый «продукт» - концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.
В работе студий по театрализованной деятельности могут участвовать воспитатели и родители.
Это очень важно: совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, которому присуще зарегламентировать, искусственная изоляция детей разного возраста, ограниченные возможности их общения друг с другом и взрослыми.
Подобная организация театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения детьми новых знаний, умений и навыков, развития способностей и творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми.
Расширение круга общения помогает создать полноценную среду развития, каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества; способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех: взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.
Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно так же, как взрослый, естественно, задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности.
Кроме того, в совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно -пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основной самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно -пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
∙ Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
∙ Особенности его эмоционально - личностного развития;
∙ Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
∙ Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
• Возрастные и поло - ролевые особенности.
Социально - психологические особенности детей дошкольного возраста включает стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
Учет индивидуальных особенностей эмоционально - личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных зон приватности - специальных мест, в которых каждый ребенок хранит свое личное имущество: домашнюю любимую игрушку, украшение, какой-либо костюм и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно -пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.
Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разного вида кукольные театры и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.
Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
Это создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям - в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.
Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальные и театральные залы, гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразие праздники и развлечение.
В «Школе развития» В. А. Сухомлинского была оборудована специальная комната сказки: «Каждая картина, каждый наглядный образ обостряли восприимчивость к художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в комнате сказки играло очень большую роль».
Учет возрастных особенностей ребенка как грани его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2–4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок.
В группе же для детей 5–7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т. д.
В целях учета поло - ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно - пространственной среды:
∙ Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
∙ Организация зон приватности;
∙ Предоставление права и свободы выбора;
∙ Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
∙ Полифункциональность использования помещений и оборудования;
∙ Возрастая и поло - ролевая адресованность оборудования материалов
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для педагогов
«Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
2024г.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ в целях повышения качества реализации образовательной программы ДОУ. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается науко – емкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании — это комплекс учебнометодических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей. По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: - использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми; - использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями; - использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрам Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи: #1057;тать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр #1048;КТ как средство интерактивного обучения ребенка 1) Стать для ребенка наставником в выборе компьютерных игр Для решения 1-й задачи необходимо повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы каждый мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками на качественно новом уровне. Ориентироваться в мире компьютерных игр, учитывая возрастные и этические нормы для дошкольников . Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. Использование компьютерных игр способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей ( при использовании мультимедио и т.д.). 2) ИКТ, как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации Подразумевается использование: информации в электронном формате: -текст, видео, аудио, -анимация, изображение информационных носителей: -DVD, CD, флэш-памяти мультимедиа: -игровые компьютерные программы, презентации и др. аудиовизуального оборудования: -компьютера, ноутбука, -ЖК – телевизора, проектора, -интерактивной доски Каковы же основные направления развития ИКТ? 1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игры: «игрушки» (развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические, сетевые игры). В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик». Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; игры для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческое развитие детей: «Мышка Мия. Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения». В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики». 2. Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе. В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. Основные фирмы производители развивающих и обучающих компьютерных игр – компания «Новый диск», «Медиа Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С». Использование ИКТ в ДОУ 1. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. #1056;азработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) непосредственно образовательной деятельности (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей: музыки, художественной литературы, познания, включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ. #1048;КТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад. #1048;спользование педагогами ЭОР (электронных образовательных ресурсов) Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем: · При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости · При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств · Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. · Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Комарова Т.С., Алиева Т.И., Комарова И.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. Педагоги, изучающие использование компьютерных сред с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что использование компьютерных сред в ДОУ является фактором сохранения психического здоровья детей, в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности; - компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма; - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; - компьютер является отличным средством для решения задач обучения; - постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей; - компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе; - компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха». Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Здоровье и ИКТ. В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка. Для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране. Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы легкие шторы или жалюзи. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятии Признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет.
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для педагогов
«Использование ИКТ в работе педагога с целью повышения качества воспитательно – образовательного процесса»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
2024г.
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательнообразовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте.
А воспитатель может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок.
Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.
Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Реализуя цель по повышению качества воспитательно-образовательного процесса через использование ИКТ, я поставила перед собой следующие задачи:
∙ Повышать профессиональное мастерство через использование информационнокоммуникативных технологий.
∙ Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
∙ Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей. ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ В работе с детьми:
∙ Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации.
Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
∙ Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.
∙ ИКТ вовлекают дошкольников в образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
∙ Использование ИКТ в образовательном процессе увеличивает возможности постановки воспитательно-образовательных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.
В работе с родителями:
∙ минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
∙ возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
∙ обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
∙ оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
∙ рост объема информации;
∙ обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
∙ оперативное получение информации;
∙ расширение информационных потоков;
∙ создание электронных газет, журналов;
∙ на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
∙ онлайн консультации специалистов для родителей; В методической работе воспитателя:
∙ Экономия затрат труда и времени
∙ Быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
∙ Эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.
∙ Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах; отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров); получать консультации по возникшим проблемам; знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег; размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям
∙ Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.
Средствами ИКТ в нашей группе являются:
∙ Компьютер
∙ Музыкальный центр Свою работу по направлению использования ИКТ я начала совсем недавно. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области.
Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование.
Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволило мне поделиться собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде.
На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.
Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, анкеты для педагогов, анкеты для родителей.
В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий.
Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Новизна инновационного опыта заключается в том, что направление по использованию ИКТ ещё только начинает внедряться в дошкольное образование.
Это связано с тем, что для этого требуется хорошая материально-техническая база и достаточный уровень ИКТ компетентности педагога. Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования».
На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения, портфолио.
Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам.
На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов. Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками.
Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики.
Такая медиотека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш – карты. Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиатехники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства: – осуществление полисенсорного восприятия материала; – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; – компьютерные презентационные слайд - фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
При проведении занятий используются различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.
Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению.
Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ.
В период утренних и вечерних встреч с родителями воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям.
Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. Для них я оформила прекрасный родительский уголок, материалы к которому нашла всё на тех же сайтах в сети Интернет. Я фотографирую детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке.
Создаю фотогалереи и размещаю в родительский уголок группы и на сайте МБДОУ. Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Используя ИКТ в работе с родителями, я поняла, что оно даёт большие преимущества:
∙ Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
∙ Информация изучается родителями в удобное для них время;
∙ Возрастают потоки информации;
∙ Индивидуальный подход в подаче информации;
Наличие электронных и печатных на бумажных носителях материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками в жизни нашей группы.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:
- Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.
2. Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
3. Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
Как и у всех в моей работе тоже есть свои камни преткновения.
∙ Недостаточный уровень ИКТ - компетентности родителей
Но всё-таки в нашей работе мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому я хочу озвучить дальнейшие перспективы в моей работе:
∙ Повышение эффективности процесса обучения и воспитания детей.
∙ Активизация познавательной деятельности детей.
∙ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
∙ Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
∙ Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
∙ Реализация личностно - профессионального роста педагогов.
∙ Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
∙ Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
∙ Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
∙ Повышение педагогической культуры родителей.
∙ Активное участие в вебсеминарах и интернет-конференциях.
∙ Дальнейшее повышение собственной ИКТ - компетентности.
∙ Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
∙ Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки В заключении хочу заметить, что использование ИКТ приводит к целому ряду положительных эффектов:
∙ Обогащает работу воспитателя эмоциональной окрашенностью. ∙ Психологически облегчает процесс усвоения.
∙ Возбуждает живой интерес к предмету познания.
∙ Расширяет общий кругозор.
∙ Возрастает уровень использования наглядных пособий.
∙ Освобождает от рутинной ручной работы.
∙ Повышает производительность труда педагога и ребенка.
Ниже приведен список интернет-ресурсов, который поможет воспитателю в планировании своей работы.
Конечно, это далеко не полный перечень.
Их великое множество, но в первую очередь педагог должен использовать свой творческий потенциал, свои умения и навыки в работе с информационно-коммуникативными технологиями.
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МКДОУ №2
__________ Нагацуева А. Б.
Консультация для педагогов
«Развитие гендерных взаимоотношений детей 4- 5 лет в сюжетно-ролевой игре»
Подготовила воспитатель
Кушхатуева А. М.
Ноябрь 2021г.
Дошкольный возраст — важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, полоролевая «Я-концепция».
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает:
∙ развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, договариваться, мирно решать конфликты;
∙ становление позиции мальчика и девочки как субъекта социальных отношений;
∙ формирование модели поведения, соответствующей полу ребенка, опыта и способов совместного взаимодействия, сотрудничества в детских видах деятельности.
Наиболее сензитивным возрастом для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей является: средний дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте ярко наблюдается консолидация детей со сверстниками своего пола. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться то звено самосознания, которое представляет ребенка как мальчика или девочку. Это, прежде всего, проявляется в сюжетно-ролевых играх детей, в которых они подражают социальным ролям взрослых.
Для игры дети группируются по признаку пола, так как именно в среднем дошкольном возрасте появляется особый интерес к детям своего пола, появляется специфическое чувство «мы» («мы — мальчики», «мы — девочки»). Поэтому сюжетно - ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых.
Сюжетно-ролевая игра для ребенка — это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, проявления избирательности, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества.
Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные), получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.
Исследователи И. Кононова, С. Литвинова отмечают, что игровое взаимодействие следует понимать как поступки, совместные действия, а игровые взаимоотношения — как их личностную основу.
Освоение способов взаимодействия со сверстниками помогает становлению таких взаимоотношений, как обоюдная симпатия, взаимопомощь, понимание эмоционального состояния партнера, что, в свою очередь, качественно меняет характер и содержание взаимодействия. Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия. В результате игры носят стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены.
Играя, ребенок всегда находится на стыке реального и игрового мира, занимает одновременно две позиции: реальную — ребенка и условную — взрослого. Но у мальчиков и девочек разное игровое отражение мира взрослых, что обусловлено их половой принадлежностью.
Для того чтобы сюжетно-ролевая игра стала средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, необходима правильная ее организация и руководство. Организацию и руководство сюжетно-ролевой игрой детей важно строить на результатах диагностики особенностей игровой деятельности мальчиков и девочек.
Игровая деятельность мальчиков и девочек пятого года жизни имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, в выборе сюжетов, в игровых умениях (сюжетосложении, распределении ролей, ролевом взаимодействии), в игровом творчестве.
Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.
К традиционным особенностям можно отнести то, что девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а мальчиков — техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Девочки и мальчики пяти лет играют только с детьми своего пола. Современные особенности: игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, так как они многое заимствуют для игр из телевидения (мультфильмов, рекламы, кино); игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых. Объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.
В сюжетно-ролевые игры, как девочек, так и мальчиков входят разнообразные игрушки, а не только ими предпочитаемые. Ролевые действия девочек стереотипнее, мальчиков —разнообразнее. Как мальчики, так и девочки испытывают трудности в комбинировании сюжетов. Уровень развития игры у мальчиков выше, чем у девочек. Выявленные особенности ярко раскрывают детскую игровую субкультуру современных мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста, гендерную специфику игровой деятельности детей, а также их взаимоотношений. Организация игровой деятельности с учетом изученных особенностей позволяет педагогам воспитывать культуру гендерных взаимоотношений детей, правильное понимание своего внутреннего мира, мужской (женской) индивидуальности, роли мужчины и роли женщины в семье и в обществе. Поэтому педагог должен сопровождать игровую деятельность мальчиков и девочек: использовать прямые и косвенные приемы ее руководства, осуществлять педагогическую поддержку мальчика и девочки как субъекта социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Приведем примеры организации педагогом игровых взаимодействий в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры», которая построена на выявленных особенностях игровой деятельности мальчиков и девочек пятого года жизни с целью воспитания гендерных взаимоотношений детей.
Примеры ситуаций игрового взаимодействия воспитателя с мальчиками и девочками в сюжетно-ролевой игре «Фантазеры»
1. Ситуация игрового взаимодействия «Цирк»
Воспитатель:
— Ребята, вы были в цирке?
— Вам там понравилось?
— Что большего всего понравилось?
— А давайте устроим свой цирк, в котором будут выступать животные! — Но животные у нас будут волшебными. Как вы представляете себе волшебных животных?
— Волшебное животное — это животное, которое может быть, например, кошкой, но хрюкать как свинья. Или животное, которое может быть, например, тигром, но лаять как собака. То есть волшебное животное может быть одновременно двумя животными. Интересно?
— Тогда давайте строить арену цирка для волшебных животных. Что нам для этого понадобится? (Дощечки, конструктор, кубики, стулья, столы, спортивный инвентарь, тряпочки, коробки.)
— Волшебных животных будет много, значит, арену надо делать большой. Воспитатель с детьми строят арену цирка.
— Ну вот, арена цирка готова! Какие у нас будут роли? Как вы думаете? — Кроме волшебных животных у нас могут быть дрессировщики этих животных. Дрессировщик будет придумывать свое выступление с волшебным животным. Например, дрессировщик будет придумывать команды, которые будет исполнять его животное; совместный танец; совместную игру; песню: волшебное животное будет петь голосами двух животных, а дрессировщик своим голосом. Вы можете брать разные истории из своих любимых мультфильмов, сказок, кино, передач и изображать их.
— Теперь нам надо определить, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками этих животных. Давайте сначала девочки будут волшебными животными, а мальчики — их дрессировщиками. А потом поменяемся: мальчики будут волшебными животными, а девочки — их дрессировщицами.
Воспитатель выступает в роли организатора выступлений.
— Итак, мы определили, кто будет волшебными животными, а кто дрессировщиками. Теперь надо разбиться на пары «мальчик — девочка». Каждая пара должна придумать себе название. А затем девочки придумают то волшебное животное, которым они будут. Мальчики, как дрессировщики, придумают выступление с этим волшебным животным. Воспитатель помогает каждой паре.
— Теперь нам надо определить, кто за кем будет выступать. Давайте с помощью считалочки это и сделаем.
— Ребята, мы же совсем забыли о зрителях. Кто будет смотреть выступления? Давайте все сядем на зрительские места и превратимся в зрителей. А когда очередь дойдет до пары, которой надо выступать, они превратятся в волшебное животное и дрессировщика. А я как организатор выступлений буду объявлять каждую пару в микрофон. Далее воспитатель объявляет каждую пару. Пара показывает свое выступление. Все друг другу хлопают. Все пары по очереди выступают. — Ребята, вы все так здорово выступили! Мне очень понравилось. Вы все такие талантливые! Я думаю, что теперь нам надо отправиться в страну Все Наоборот.
2. Ситуация игрового взаимодействия «Путешествие в страну Все Наоборот»
Воспитатель:
— Как вы представляете себе страну «Все Наоборот»? Это страна, где все меняются ролями! Кто был волшебным животным, станет дрессировщиком, а кто был дрессировщиком, тот станет, наоборот, волшебным животным! Правда, здорово?
— Только теперь мы будем придумывать немое кино. Вы знаете, что такое немое кино? Это когда не говорят, а только показывают.
Например, дрессировщик показывает, как волшебное животное, собака, выполняет без слов его команды, а затем это животное превращается в птицу. Дрессировщик только показывает руками, лицом, изображая разные мордочки или какимнибудь предметом те команды, которые надо выполнять волшебному животному. Так же без слов можно изображать танец, различные движения, хорошее и плохое поведение, настроение. Вы можете изображать все что угодно. Главное — без слов! Ну как, нравится вам такая страна?
— Тогда мы в нее отправляемся. Для этого нам понадобится ковер-самолет! Давайте сядем на наш ковер и представим его волшебным ковром-самолетом. Закроем глаза и досчитаем до семи.
— А теперь откроем глаза. Мы в стране «Все Наоборот!» Ой, ребята, а здесь нет арены цирка! Я знаю, что делать! Мы же находимся в волшебной стране, значит, можно с помощью определенных волшебных слов вернуть нашу арену! Только где нам узнать, какие это слова? — Смотрите! Я нашла записку в кармане! (Воспитатель заранее ее прячет). Тут написано: «Тирли – Мырли – Арена - Бах».
А вот и наша арена цирка! Так вот какие волшебные слова надо говорить в этой стране, чтобы получить то, что мы хотим!
— Итак, арена цирка у нас есть. Пары у нас прежние. Только теперь пара меняется ролями. Это же страна «Все Наоборот!»
Сейчас каждая пара будет придумывать немое кино. Кстати, волшебное животное можно изменить. Воспитатель помогает каждой паре. После того как пара придумает немое кино, воспитатель предлагает детям посчитаться, чтобы определить, кто за кем выступает.
Все садятся на зрительские места. Когда очередь доходит до пары, которой надо выступать, они превращаются в волшебное животное и дрессировщика. Затем воспитатель объявляет каждую пару в микрофон. Пара показывает свое немое кино. Все друг другу хлопают.
После выступлений воспитатель предлагает детям организовать чаепитие, на котором можно поиграть в игру «Геройперевертыш».
3. Ситуация игрового взаимодействия «Герой-перевертыш»
Все садятся за стол.
Воспитатель:
— Ребята, давайте вспомним своего самого любимого героя из сказки, мультфильма или кино. А теперь пусть каждый по кругу назовет его и опишет, какой он. Мой любимый герой Золушка. Она трудолюбивая, аккуратная. У нее доброе сердце и золотые руки. Она никого не обижает. Всем старается помочь. Далее дети описывают своих любимых героев. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Герой-перевертыш». — Каждый из нас изобразит своего любимого героя. Только не таким, каким мы его описали, а другим, не похожим на себя.
Если, например, Золушка была добрая, трудолюбивая, аккуратная, никого не обижала, все делала и всем помогала, то теперь она будет злая, неаккуратная, ленивая, обидчивая.
Вы можете как хотите изображать своего любимого героя.
Главное — не изображать его таким, какой он есть на самом деле.
Воспитатель начинает показывать своего героя-перевертыша.
Затем — дети по кругу. После всех выступлений воспитатель предлагает героям-перевертышам придумать сказку, в которой все они могли бы участвовать.
— Как бы мы могли назвать нашу сказку? Выбирают название сказки (например, «Остров героев-перевертышей»).
— А теперь давайте попробуем придумать имена для своих героев сказки. — Что бы мы делали на этом острове?
— Какие приключения могли бы с нами произойти?
— В какие нелепые ситуации могли бы попасть?
— Какие вещи, предметы нам там понадобятся?
— Давайте поиграем в эту сказку и по ходу игры дополним ее.
Воспитатель с детьми играют в придуманную ими сказку.
Приведенные примеры показывают, что воспитание культуры гендерных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре требует изменения позиции педагога.
Она должна быть позицией играющего, сопровождающего, поддерживающего и в то же время обучающего партнера ребенка по игре. Оснащение игровой среды в группе детского сада на основе поло ролевой дифференциации также является одним из важных условий воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.
Совместное построение педагогом с детьми игровой среды способствует воспитанию взаимоотношений детей обоего пола, развивает способность слышать и замечать друг друга, интересоваться, симпатизировать и разделять социальные интересы и поведение.
Такая среда позволяет мальчикам и девочкам овладеть поло ролевыми ценностями, вступать во взаимоотношения друг с другом на основе интереса к совместной игровой деятельности, игровым замыслам, желания играть вместе, а также проявлять активность, творчество, инициативность, самостоятельность, свободу выбора в создании игровых ролей, игровых атрибутов, в игровом и реальном взаимодействии, реализации сюжета.
Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста"
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведени...
Консультация для педагогов "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ"
В дошкольных образовательных учреждениях важно уделять больше внимание развитию воображения и речи у детей. Игры и этюды для развития воображения необходимо вводить как элемент занятий в...
Консультация для педагогов «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста»
«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольноговозраста»Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Изобраз...
консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста
Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Развитие творческого потенциала одаренных детей"
В консультации дана краткая характеристика одаренных детей, анкета по выявлению способностей детей....
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку вы...
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...