Опыт работы "Театрально-игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте"
учебно-методический материал по теме
Опыт работы "Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
«Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Джанни Родари
Дошкольное образование - первый, и я считаю, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи, педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом - это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.
Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать эту ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.
Придя работать в группу раннего возраста, я столкнулась с тем, что большая часть детей очень плохо разговаривает. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что мне может помочь театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что игра в театр происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Актуальность создания системы педагогических мероприятий по активизации словаря детей младшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие воспитательно-образовательные и развивающие задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Кроме того, театр доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Поэтому именно театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. И лучше не упускать возможности этого возраста.
Целью моей работы стало - создание условий для обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью театрально-игровой деятельности.
Под театральными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».
Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Цель будет достигаться путем решением следующих задач:
- Проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;
- Выявить уровень развития словаря у детей первой младшей группы детского сада;
- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- Обогащать словарь детей, активизировать его в процессе театрально - игровой деятельности;
- Совершенствовать диалогическую речь;
- Воспитывать самостоятельность, активность в игре с персонажами – игрушками.
В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И. Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Стимулирует активную речь за счет обогащения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В январе 2013 года я провела диагностику для оценки уровня развития словаря. (О.С.Ушакова) [7]. Использовала 6 заданий.
В диагностике участвовало 28 детей первой младшей группы.
Правильность выполнения задания оценивалась по следующим критериям:
- Умение называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кукла) и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?»;
- Умение обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (красивая) и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?»;
- Умение называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»;
- Умение употреблять обобщающие слова («одежда», «игрушки»).
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить
уровни речевого развития:
I уровень – высокий – 16-18 баллов
II уровень – средний – 10-15 баллов
III уровень – ниже среднего – 6-9 баллов.
3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В таблице 1 представлены результаты обследования
Таблица 1.
Уровень развития словаря - входная диагностика
январь 2013года - (28 детей)
Уровень развития словаря | Количество детей, % |
I уровень (высокий) | 24% |
II уровень (средний) | 36% |
III уровень (ниже среднего) | 40% |
Основная масса детей имеют уровень развития словаря ниже среднего или средний. Эти дети не могут самостоятельно обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также не употребляют в речи обобщающие слова.
Таким образом, я сделала вывод, что мне просто необходимо обогащать и активизировать словарь детей, обязательно используя театрализацию, как в непосредственно образовательной, так и в свободной деятельности детей.
Исследовав разные видов художественно-литературных произведений (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.), были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей, литературные персонажи. В соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.
Далее я подобрала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с Программой. Поработала с картотеками физкультминуток, подвижных игр, загадок – постаралась, чтобы они были объединены с общим сюжетом театральной игры.
Следующий этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике. Так как театрально-игровая деятельность может интегрироваться с любой деятельностью дошкольника, то элементы театрализации я постаралась включать в любую непосредственно образовательную деятельность
Но, прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем я стала обращать внимание детей на то, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы использую на занятиях, в повседневном общении. От лица героев я благодарю и хвалю детей.
Игры - драматизации, в которые включается ребенок, постепенно усложняются:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация - последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Одно из главных условий - эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, должно быть чтение.
Подготовку к театрализованной деятельности я проводила в несколько этапов.
1. Выразительное чтение произведения.
2. Беседа, выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. После чтения стихотворения С. Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»)
В НОД с элементами театрализации могут включаться как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Такая деятельность в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «актеров» и «зрителей», т.е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя допустить чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Необходимо чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала в своей работе следующие приемы:
-выбор детьми роли по желанию;
-назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей, имеющих проблемы с речью;
-распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
-проигрывание ролей в парах.
Так же, во время проведения театральной игры есть необходимость очень внимательно выслушивать ответы и предложения детей. Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними. А в заключение различными способами вызывать у детей радость от происходящего. Хотя этот пункт не доставляет затруднений.
В своей работе я опиралась на перспективное планирование работы с детьми, составленное на 2013-2014 г.г. (Приложение 1).
В своей группе я провожу кружок «Любознайка», который направлен на сенсорное развитие. Обязательно, на каждом занятии кружка присутствует любимый всеми детьми элемент сказки, театральной игры.
В младшем дошкольном возрасте маленький человек активно познает окружающий мир. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста - овладение активной речью. Правильно организованная развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. В группе организован уголок развивающих игр. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, оказывают влияние на его развитие. В данном месте группы собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи. Так же в группе существует театральный уголок, где выставлены различные виды театров, которые я использую в своей работе. Он находится в свободном доступе, и дети всегда могут обратиться к знакомым героям и повторить уже знакомый им сюжет или обыграть новую ситуацию. Так же всегда доступны детям и книжки, которые подобраны соответственно возрасту, эстетично оформлены, в них яркие красочные и понятные иллюстрации. Всегда востребован у малышей уголок ряжения, который был создан для них совместно с родителями.
Конечно же, успех моей работы был бы невозможен без тесного сотрудничества с родителями. Важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого в группе провожу следующую работу:
- Индивидуальные встречи с родителями (общения с каждой семьей в течение всего года, анкетирование родителей, обмен впечатлениями и наблюдениями, рекомендации и задания для ребенка.
- Тематические родительские собрания. На них родители имеют возможность познакомиться с играми, в которые могут поиграть с ребенком дома, пальчиковые игры, игры со сказкой. А впоследствии сами поделиться накопление опытом.
- Традиции группы. «Я дарю тебе словечко». Говорить имениннику ласковые слова, которые подбирают с родителями дома.
- Выставка развивающих игр.
- Подбор литературы по вопросам речевого развития.
- Оформление стенда «Поговорим серьезно».
- Совместные развлечения и праздники. Которые доставляют удовольствие не только детям, но и их родителям.
Такое взаимодействие значительно повышает эффективность работы, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии ребенка.
Для реализации творческих замыслов педагогов ДОУ в своих возрастных группах и с целью помочь им овладеть определенными знаниями по данной теме, я провела консультацию для них «Театральная деятельность в ДОУ». А «Театральная гостиная», прошедшая в ДОУ, позволила педагогам систематизировать полученные знания.
В январе 2014 года была проведена промежуточная диагностика уровня развития словаря детей. Для диагностики использовалась та же методика О.С.Ушаковой. Детям было предложено 9 заданий. Это связано с переходом детей во вторую младшую группу.
В диагностике участвовало 30 детей второй младшей группы
Критерии оценивания остались те же.
Уровни речевого развития:
I уровень – высокий – 22-27 баллов
II уровень – средний – 17-21 баллов
III уровень – ниже среднего – 9-16 баллов.
3 балла – ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла – получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл – ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В таблице 2 представлены результаты обследования
Таблица 2.
Уровень развития словаря - промежуточная диагностика
Январь 2014 года - (30 детей)
Уровень развития словаря | Количество детей, % |
I уровень (высокий) | 63% |
II уровень (средний) | 30% |
III уровень (ниже среднего) | 7% |
На диаграмме 1 отчетливо видна разница между уровнями развития словаря 2013 и 2014 годов.
Диаграмма 1.
Сравнительная диаграмма уровня развития словаря детей
87% детей имеют высокий и средний уровень - эти дети могут самостоятельно называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?», «Что это?». Только иногда они могут допускать неточности. Дети самостоятельно, без помощи взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?», лишь в некоторых случаях прибегая к помощи взрослого; некоторым детям доставляет трудность свободно употреблять в речи обобщающие слова.
Лишь 7% детей показали низкий уровень развития словаря – эти дети не могут самостоятельно или с помощью взрослого обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы «Какой? Какая?». Они не могут свободно называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы «Что делает? Что можно с ним делать?»; а также не употребляют в речи обобщающие слова. Эти четверо детей являются часто болеющими и редко посещают детский сад
Заключительная диагностика показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общались со сверстниками. А по свидетельству родителей все дети с удовольствием дома рассказывают знакомые стихи и потешки, драматизируют отрывки знакомых сказок, интонационно проговаривая диалоги, любят рассматривать книжки с картинками.
Работа по обогащению и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности незакончена, а продолжается до мая 2014 года. Я, могу предположить, что на конец учебного, в мае 2014 года, результаты диагностики покажут еще более лучший результат.
Уже сейчас можно сделать некоторые выводы по моей работе:
С помощью диагностики мы выяснили, что словарь детей значительно обогатился и активно используется в речи детей. На что, бесспорно оказала влияние театрально-игровая деятельность, проводимая мною с детьми в этот период.
Дети проявляют устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, активно общаются друг с другом. В вечернее время можно увидеть как подгруппы, состоящие из 2-х ,3-х, 4-х человек, разыгрывают сценки, используя различные виды театров. Дети стали более самостоятельными в выборе игр, выполнении предложенной роли, пытаются договориться друг с другом при распределении ролей.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Игра - дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно, что немаловажно для развития творческой, всесторонне - развитой личности.
В перспективе я вижу:
- Продолжение работы по развитию речи детей с помощью театрально-игровой деятельности.
- Посещение театральных представлений, осваивая культуру поведения зрителя.
- Использование театрально-игровой деятельности для успешной социализации дошкольников.
- Постановка спектаклей в старшем дошкольном возрасте для младших дошкольников с привлечением родителей и других педагогов.
Литература
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1997. -Гл. 6.
- Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. - М: Просвещение, 1996.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: КНОРУС, 2003.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
- Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 56 с.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1997. - 136 с.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2004.
- Елагина М. Как помочь ребенку научиться говорить // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 9. -С. 39-43.
- Елагина М. Почему ребенок не говорит // Дошкольное воспитание. 1988.-№4. -С. 44-52.
- Ершова А.П. Вреден ли дошкольнику театр? //Обруч. - №4. - 1999.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. - СПб.: 2003.
- Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Тольятти: ТГУ, 2009. - 146 с.
- Корнев А.Н., Старосельская Н. Е. - Как научить ребенка говорить, читать и думать. – Спб.: Издательство Дом «МиМ», «Паритет», 1999.
- Максаков А. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988. - 159с.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000
- Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.- СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.
- Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. Календарное планирование: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. -М.: АРКТИ, 2004.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Н.Н. Поддъякова и Ф.А. Сохина. - М., Просвещение, 1984.
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. - 256 с.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: РАО, 1984.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...
педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, форм...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
В своей работе по обучению самостоятельной деятельности ребенка в образовательном процессе через подвижные игры я использую следующие задачи: 1. Научить детей играть самостоят...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опыту Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"
Опыт работы "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности"...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста»
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ«Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста»...