педагогический опыт на тему: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа) по теме

Богданова Светлана Викторовна

как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, формированию навыков самостоятельной работы, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx87.13 КБ

Предварительный просмотр:

содержание

  1. Информационная карта передового педагогического опыта.            - 2 -
  2. Целостное описание опыта.                                                                   - 4 -
  3. Подбор дидактических игр и руководство ими.                                  -12-
  4. Библиографический список.                                                                  -23-
  5. Приложение № 1.                                                                                    -13-
  6. Приложение № 2.                                                                                    -28-
  7. МОНИТОРИНГ достижения детьми планируемых результатов      

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.Ф.И.О. автора        Богданова Светлана Викторовна__________________

2.Город___________________Славянск – на- Кубани______________

3. Образовательное учреждение     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 14

4.Занимаемая должность                               воспитатель

5.Педагогический стаж и квалификационная категория,  8 лет

6. Тема педагогического опыта: «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

7. Уровень опыта по степени новизны: внедрение в практику игровых методик с использованием новых информационных технологий в комбинации с элементами ранее известных методик напрямую связанных с рядом образовательных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и ребёнком.

8.Цель педагогического опыта проанализировать  особенности организации и содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте. Показать  значение дидактических игр и  эффективность их использования  на первых шагах обучения  детей  младшего дошкольного возраста.  
Помочь воспитателям младших групп организовать работу и эффективно использовать дидактические игры в своей деятельности. Практическая значимость работы заключается в широком использовании разработанной системы игр, занятий и мероприятий в педагогической деятельности педагогов дошкольного учреждения

9. Краткое описание опыта.

Основные противоречия, решаемые в этом опыте:

  • процесс педагогического руководства будет строиться с учетом современных требований педагогики и психологии;
  • процесс педагогического руководства будет базироваться на возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;
  • будут созданы условия и развивающаяся среда в группе детского сада и всего дошкольного учреждения.

Основные компоненты системы работы: разнообразные виды деятельности – НОД, самостоятельная деятельность детей, коллективная игра, труд, быт, общение и совместная деятельность детей.

Методы, формы, средства и виды деятельности:

  • Теоретический анализ психолого-практической литературы.
  • Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта работы.
  • Наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности.
  • Опытная работа.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: 

  • Разработка и использование интенсивных методов обучения;
  • Подбор доступного дидактического материала, позволяющего решать широкий круг разнообразных задач в воспитании дошкольников;
  • Сохранение  и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;
  • способствование своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
  • обеспечение  каждому ребенку возможности радостно и содержательно проживать период дошкольного детства.
  • *необходимые ограничения и запреты:
  • Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.
  • Выделить педагогические условия по эффективному руководству дидактическими играми по каждой возрастной группе.
  • Выявить и экспериментально проверить использование дидактических игр в развитии ребенка дошкольника в условиях ДОУ.

Результативность: как удалось установить, введение в процесс обучения дидактические игры способствуют углублению познавательного процесса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений, формированию навыков самостоятельной работы, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью.

Преимущество этого опыта: в том, выявление наиболее эффективных приёмов воспитания дошкольников решается комплексно на основе основной общеобразовательной программы  ДОУ. Показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.  

10.Эффективность опыта.

Были получены результаты посредством диагностики, где можно увидеть положительную динамику развития воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность.

11.Экспертное заключение  проведении экспертной группой учреждения, рекомендован для включения в банк данных актуального педагогического опыта МБДОУ д/с о/в №14

12. Данный опыт работы был обобщён на уровне образовательного учреждения, получил положительную оценку коллег.

Целостное описание опыта

      Развитие  личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая. Развитие ребенка осуществляется в процессе разнообразной деятельности со взрослыми и в детском коллективе. Особая роль в связи с этим отводится играм детей. Педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр. «Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре».  Выдающийся педагог Крупская Н. К., подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,   инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. В настоящее время  появилось целое направление в педагогической науке  игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

                 Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка. С её помощью создаются условия для развития и становления полноценной всесторонне развитой личности. При помощи игры ребёнок познаёт мир, набирается физического и духовного здоровья. Именно игра делает обучение для ребёнка интересным и желанным занятием. Она, в сущности, его главная деятельность. Для меня как для воспитателя  игра выступает как инструмент всестороннего развития ребёнка. Уже в возрасте трёх четырёх лет наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Правильно применяя игровые моменты, я свожу на нет любой каприз, любую ситуацию направляю к лучшему результату. Ценность  раннего обучающего воздействия игры давно подмечена народом. Народная мудрость создала дидактическую  игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей Дидактические игры – это широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания. В ней ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.

           Дидактические игры развивают речь детей: пополняют словарный запас, развивается связная речь и умение правильно мыслить. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Немаловажную роль здесь играют словесные игры. В них дети формируют представления о предметах. Малыши решают представленные перед ними задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию. Игры направлены в основном на развитие речи, но сам процесс умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его обучают.

            Дидактическая игра выполняет большую роль в физическом воспитании, так как она тесно связанна с физическим и душевным здоровьем ребёнка, поэтому на занятиях физкультурой она позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной активности. Очень разнообразны по содержанию настольно печатные игры: домино, лото, парные картинки. В моей группе дети охотнее всего играют в такие игры как: «развивающее лото», «мои первые предложения», «кто что делает», «один - много», «весёлая геометрия» - мне нравятся эти игры тем, что по мере познания ребёнком игры, правила усложняются. В нравственном воспитании с помощью игры формируются представления о взаимоотношениях людей.

             Дидактические игры применяются и в трудовом воспитании, они позволяют вызвать у детей интерес и уважение к труду людей.  Так как игры содержат в себе разнообразное содержание (слово, музыка, движение, изображения), то они позволяют прививать художественно – эстетическое воспитание, что позволяет малышам понять эстетический характер образов включённых в игру. Воспитывая любовь к природе и бережное отношение к ней, я провожу такие игры как: «с какого дерева лист?», « Собери букет из листьев , « Такой листок лети ко мне», « Когда это бывает» и т.д. – эти игры проводятся в основном во время прогулки, когда ребёнок имеет возможность соприкоснуться с природой.          

              Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры-инсценировки - показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра "Что такое хорошо и что такое плохо" состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо.

               Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К первым следует отнести дидактическую и игровую задачу, игровые действия, правила, результат и дидактический материал. Ко вторым – сюжет и роль. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях.

         Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач – показатель эффективности игры.

         Содержание дидактических игр определяется программой под редакцией Н.Е. Вераксы "От рождения до школы", оно связано с содержанием непосредственно образовательной деятельностью и наблюдениями. Например, в игре "Назови три предмета" приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду. Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре "Магазин игрушек" есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом хочу выделить / игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене).Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

           Когда игровую задачу ставлю перед детьми не я , а например: кукла, повышается умственная и словарная активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша – кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например "Что изменилось?", но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.

 Входящие в дидактические игры песенки, потешки, приговорки, развивают не только память, но и музыкальный слух, игры с мелкими деталями развивают мелкую моторику рук, что как известно напрямую связанно с развитием интеллекта. Как любые другие игры дидактические развивают творческие, мыслительные способности, учат терпению, настойчивости, развивает чувство юмора.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведу примеры обучающих игр: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»); уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»); формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки); развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако,  если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. В опыте сенсорного воспитания детей использую следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с
    игрушками   и   предметами   (подбирать,   складывать   и   раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д.).
  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к
    неожиданному   появлению   и  исчезновению  предметов,   их  поиску и нахождению.
  3.  Игры   с  загадыванием  и  отгадыванием,   привлекающие  детей
    неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
  4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций.
  5.  Игры  -  соревнования:   «Кто  быстрее»,   «Кто  первый»,   «Кто
    больше».
  6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
    или его свойства (цвет).

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

В последние годы проблема классификации  детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Современная классификация детских игр, разработана С.Л. Новосёловой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). Новосёлова С.Л. выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры.

2.  Игры возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями.  В том числе игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные.

3.  Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей.

            Для того чтобы ребёнок мог полноценно развиваться, подбирать дидактические игры нужно очень внимательно, игр не должно быть слишком много, так как это рассеивает внимание детей, и не успевая овладеть правилами одной игры малыши берутся за другую, что не приносит пользы для развития личности ребёнка. При всём своём многообразии игра должна по сложности точно соответствовать возрасту. Дидактические игры будут эффективным методом воспитания и обучения лишь в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, постепенно  усложняя правила и действия. Для детей младшей группы предметы для игр я подбирала так чтобы они резко отличались друг от друга , были ярко выражены цвет, величина, материал из которого они сделаны. Каждая дидактическая игра давала упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

          В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным разделам программы.

      Дидактические материалы и настольно – печатные игры должны быть красочными, крупными, прочными, иметь познавательное и доступное для понимания ребёнка содержание.

         Надо заметить, что в возрасте трех – четырех лет возрастает, стремление утвердится: « Я сам », но при этом внимание малыша пока еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Для решения задачи в дидактической игре от него требуются устойчивость, внимание, усиление мыслительной деятельности, в связи с этим  ребенок сталкивается с определенными трудностями, которые можно преодолеть посредством заинтересованности  (например: игрушка, которая привлекает внимание своей яркостью, интересным содержанием). Занимательность игры возрастает тогда когда приобретает элементы загадочности: например я  вношу в группу большую матрёшку, рассматриваю её вместе с детьми, открываю и достаю оттуда другую такую же только поменьше. У детей возникает желание разобрать всех матрёшек и посмотреть что там внутри. Известные игры становятся ещё  интереснее, когда в их содержание вносится что - то новое более сложное, требующее более активной умственной работы.    

     В  младшей группе воспитатель должен помнить о том, что его речь должна быть эмоциональной, чёткой, и в то же время спокойной. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам и мимике. Малыш чётко реагирует на выражение глаз воспитателя. Я не раз замечала при чтении художественной литературы, если лицо у меня грустное, то и у малышей сразу на личиках появляется грусть, а если я весела, то дети начинают даже смеяться. Всё это необходимо учитывать, когда воспитатель играет с детьми. Ни в коем случае не нужно делать страшных гримас изображая волка или медведя, иначе ребёнок не только не захочет играть в ту или иную игру, а просто испугается, что недопустимо в воспитательном процессе.

При использовании дидактических игр  в обучении я руководствуюсь  основными принципами, приемами и  методами педагогики.

     Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что  организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

      В подготовку к проведению входят:

  • отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть.
  • определение количества играющих детей;
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной   игры;      
  • подготовка к игре самого воспитателя;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение  дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
  • объяснение хода и правил игры;
  • показ игровых действий;
  • определение роли воспитателя  в игре;
  • подведение итогов игры – это  ответственный момент в руководстве  ею, так как по результатам,  которых дети добиваются в  игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

     Анализ  проведенной игры направлен на выявление  приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Анализируя, я выявляю индивидуальные особенности в поведении, характере детей, благодаря этому правильно организовываю  индивидуальную работу с ними.

          Для того чтобы игра прошла более успешно, я заранее познакомлю  детей с предметами, изображением на картинках которые будут использоваться в игре. Если в игре присутствует потешка, четверостишие, рассказываю их с выражением, наизусть. Постепенно не напрягаясь, дети тоже выучат это произведение, после этого в игру можно будет добавить более сложные элементы.

                      Прежде чем начать играть в новую игру необходимо рассказать правила игры. Когда я объясняю правила, то стараюсь донести их до каждого малыша, устремляя свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы ребёнку казалось, что об игре рассказываю лично ему. Закрепляя правила, я для каждого ребёнка подготавливаю вопросы, что бы удостовериться, что малыш правильно понял правила игры. Например, играя в чудесный мешочек, я спрошу: «Сашенька что ты будешь делать, когда подойдёшь к чудесному мешочку?» или «Леночка, после того как ты опустишь руку в мешочек, что сделаешь?» и т.д.

Хотя игры в младшем дошкольном возрасте только начинают формироваться. Правила игры  указывают, что и как должен делать каждый ребёнок. Они помогают развивать у детей способности торможения, они воспитывают сдержанность и умение управлять своим поведением. Малышам очень трудно соблюдать очерёдность, каждому хочется первому запустить руку в «чудесный мешочек», но желание играть в коллективе постепенно подводит их к умению тормозить то необузданное чувство, ребёнку приходиться подчиняться правилам игры. В этом возрасте детей ещё пока не интересует результат игры, их увлекает само игровое действие. И в этом игровые действия просты: сбор матрёшки, башенки; отгадывание по голосу «кто позвал мишку»; в хороводных играх дети изображают действия того, о чём поётся в песне. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают дидактические задачи. Вместе  с тем необходимо избегать излишней  развлекательности игры, она должна быть интересной, умной. В руководстве игрой и в ее развитии важны темп и смена игры.

      Особенностью  дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей  в  игре.  Для детей  результат игры выступает как определенное достижение.   Большое значение в дидактической игре имеет автодидактическое, т.е. самообучающее начало:  ребёнок подбирает детали и складывает предметы целиком (пирамидку, матрёшку); устройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игрушками (например: с петрушкой) малыши наделяют их человеческими качествами, заботясь о них:    укладывают спать, кормят, лечат. Таким образом, игрушка может выполнять широкую дидактическую функцию. В дидактических играх используются разнообразные игрушки. Любимой игрушкой детей является кукла. Малыши обращаются с ней, как мамы обращаются со своими детьми – это является «ключом» для воспитателя в играх. Применяя такие дидактические игры как «угощение куклы», «оденем куклу на прогулку», «укладывание куклы спать» и т.д. у детей формируются положительные характеристики, бережное отношение к кукле, нежность, внимание, желание видеть куклу чистой, причёсанной. Если ребёнку привиты эти положительные качества, то малыш никогда не бросит куклу на пол, не будет таскать её за волосы.

           Каждая мама хочет для своего малыша только хорошего. Она хочет, чтобы её малыш вырос самым – самым, то есть и умным, и сильным, и красивым, и добрым, и успешным. Главное понять, что для ребёнка важно, чтобы его любили, играли с ним и уделяли ему максимум внимания, только в этом случае малыш будет развиваться гармонично как физически, так и психически. А воспитатель поможет вырастить и воспитать его с помощью «волшебного ключика» - дидактической игры.

Библиографический список

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология".- 4-е изд.- М., 1999.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: 1986.
  5.  Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.
  6.  Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности/Ученые записки: МГЗПИ.-1991.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности // система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика  Синтез, 2008
  8.  "Истоки" Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой – М.: ТЦ "Сфера", 2011.
  9.  Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 1989.- № 5. – С. 10-23
  10.  Кузнецова. А. лучшие развивающие игры от 3 до 7 лет. М.: РИПОЛ КЛАССИК  ДОМ  XXI век, 2006.
  11.  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: мозаика – синтез, 2011.
  12.  Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Школьная пресса, 2005.
  13.  Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
  14.  Развитие речи/Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.- М., 1976.
  15.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.,1989.
  16.  Рудик О.С. Развитие речи детей 2 – 4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  17.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  18. Удальцова Е. И.  Дидактические игры в  воспитании и обучении дошкольников – Минск, 1976.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И РУКОВОДСТВО ИМИ.

Физическое воспитание

Игра «кошки – мышки»

Дидактическая задача. Развивать умение подражать лёгкому бегу мышки; ходить, высоко поднимая ноги.

Правила игры.  Двигаться так, чтобы не разбудить кошку.

Ход игры

          Воспитатель выпускает детей – «мышек» погулять, пока кошка спит. Мышки «выходят гулять» (бегают под музыку). Если кошка просыпается (звучат грозные аккорды), то им надо убегать в норку (на стульчики).

Игра «Мы солдаты »

Дидактическая задача.  Развивать умение детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.

Правила игры. Действовать по сигналу командира, не ошибаться в направлении движения.

Ход игры

         Воспитатель приносит барабан и говорит, что под звуки барабана состоится парад, все солдаты пойдут на парад и покажут, какие они сильные и смелые. Воспитатель даёт барабаном сигнал (дробь),звучит марш (аудиозапись) и дети шагают. Парад принимает командир (игрушечный мишка). Он даёт команды («стой», «шагом марш») и машет флажком. Дети идут по направлению к  командиру, потом по направлению к барабану по команде командира. Воспитатель исполняет песню «Мы солдаты»(муз. Ю.Слонова, сл. В. Малкова):

Как солдаты наши, мы идём

И флажками машем и поём.

Раз, два, три! Мы идём,

Раз, два, три! Мы поём.

Игра «Достань орешек»

Дидактическая задача.  Формировать умение детей прыгать на двух ногах: с продвижением, на месте.

Правила игры.  «Сорвать» орешек можно , дотронувшись до него.

Ход игры

         Воспитатель приносит в группу белочку (игрушку). Белочка просит детей поиграть с ней. Под весёлую музыку дети прыгают, как белки, стараясь прыгать легко на носочках.

Воспитатель предлагает детям угостить белочку орешками, которые висят на ветках. Дети подпрыгивают, стараясь сорвать орешек (прыжки вверх с места), потом подходят к белочке и отдают ей воображаемые орешки.

Окружающий мир.

Игра «Кто за ёлкой»

Дидактическая задача. Формировать умение детей называть животных и выделять их характерные особенности.

Правила игры. Звери не покажутся, если их  назвали неверно.

Ход игры

         Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена ёлка, из – за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к ёлке встречать новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за ёлкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за ёлкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д. дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя  отгадали  правильно, то он «выходит» из – за ёлки(воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Игра «Что растёт на огороде»

Дидактическая задача. Развивать умение детей различать овощи  по вкусу и внешнему виду.

Правила игры. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид на ощупь.

Ход игры

           Воспитатель приносит в группу ёжика и говорит «Ёжик вырастил на своём огороде урожай овощей. Ёжик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ушёл звонить по телефону. Когда ёжик вернулся, то не мог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ёжику узнать овощи для супа.»

Воспитатель даёт детям попробовать нарезанные овощи: морковь, капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую кастрюлю, чтобы дети брали овощ, не видя его, на ощупь и определяли его вкус.

Игра «На нашем участке»

Дидактическая задача. Развивать умение детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.

Правила игры. Не перепутать названия предметов; придумать поручения(по подсказке воспитателя).

Ход игры

          Воспитатель «замечает» возле веранды ёжика(игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ёжика, рассматривают его.

 Педагог просит познакомить ёжика с участком и показать всё самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ёжика и показывают ему всё, что хотят, называя предмет : веранда, горка, песочница, спортивные сооружения и т.д. Ёжик,  чтобы «запомнить быстрее», даёт детям поручения: принести ведёрко из песочницы в веранду; потренировать мишку на перекладине; покапать лопатой песок и сделать куличик и т.д. он просит детей дать ему поручения. В конце игры ёжик дарит детям несколько яблок.

Развитие речи

Игра «Зайчик и белка»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве; совершенствовать понимание речи взрослого; расширять словарь.

Правила игры. Не ошибаться в действиях.

Ход игры

      Воспитатель подзывает детей к ёлочке, под которой сидит зайчик. Педагог спрашивает у детей : «Где сидит зайчик?» (под ёлочкой). Затем показывает на белку на ветке и спрашивает: «Где сидит белочка?» (на ёлочке). Потом сообщает , что белочка поскакала за грибами и спрашивает: «Где она теперь?» (за ёлочкой.)

     Воспитатель. Вдруг зайка увидел волка и убежал. Далеко он от ёлочки или близко? Почему? Белочка увидела под ёлкой грибок и сорвала его. Далеко она от ёлки или близко? Почему?

        Воспитатель показывает инсценировку:

                                     Белочка по верху скачет сверху вниз,

                                     Белочка, за ветки лапками держись.

                                     Зайка, заинька косой, зайка прыгает босой,

                                     Чтобы зайке не дрожать, надо тапочки связать.

      Затем педагог вызывает детей по одному и предлагает инсценировать действия с игрушками: птичка прыгнула на ветку, грибок растёт под ёлочкой, матрёшка стоит близко от домика, кукла сидит на диване и др. белка и зайка стоят на столике, при неверных действиях малышей отворачиваются.

Игра «Лисичка пляши»

Дидактическая задача. Формировать умение детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонацию голоса. Активизировать речь детей.

Правила игры. Отчётливо называть инструмент; выразительно подражать его звучанию.

Ход игры

       Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты(дудочку, ложки, колокольчик), называет их и просит детей повторить названия.  Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочерёдно  на каждом инструменте, приглашает лисичку (игрушку): «Лисичка, пляши!». Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей звукоподражанию (ду-ду-ду! Тук-тук-тук! Динь-динь-динь!).

           Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, пляши под …». Ребёнок продолжает: «дудочку!». Если инструмент назван не правильно, то лисичка не выходит плясать.

Игра «Корова, дай молочка»

Дидактическая задача. Совершенствовать инонациональную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.

Правила игры. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку.

Ход игры

      Воспитатель показывает детям игрушечную коровку, которая «пасётся на лугу». Предлагает ласково позвать коровку : «Коровушка, бурёнушка, дай молочка».

       Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает : «му-у-у! Молочка кому-у-у!». ребёнок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молоко. Если ребёнок не достаточно выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «му-у-у! Не пойму-у-у!». Тогда  ребёнок просит молока ещё раз.  

Формирование элементарных математических представлений.

Игра «Овощной магазин»

Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.

Правила игры. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ёжика.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей на новый овощной магазин. На прилавке много товара:  свекла, морковь, картофель, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ёжик приглашает продавцов и даёт им задание: разложить товар по полкам так, чтобы покупатели могли его быстро купить; отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ёжик сердито фыркает.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы»

Дидактическая задача. Развивать представление о цвете и форме.

Правила игры. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры

        Воспитатель приносит два  домика и говорит детям, что один домик для лисы а другой - для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики – лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики : зелёные и красные (листочки цветной бумаги). Лисичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу – зелёные. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички – на красную машину, для зайчика – на зелёную.

 

Игра «Большие и маленькие мячики»

Дидактическая задача. Формировать умение различать цвет и величину (большой - маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Правила игры. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры

      Воспитатель даёт детям рассмотреть мячи различных  цветов (синие, зелёные, красные, жёлтые) и различной величины(большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривают:

Прыг да прыг,

Всё прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

        Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит : «большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины(большой кукле – большой мяч, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает : ей нужен мяч жёлтого цвета, такой, как её юбочка. Кукла Ира тоже сердится : ей нужен мяч красного цвета, такой, как её бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Нравственное воспитание

Игра «Вежливый медвежонок»

Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (вежливость, внимательность);  Формировать умение проявлять заботу.

Правила игры. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.

Ход игры

       Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем: «Миша любит принимать гостей. При встрече  он говорит гостям «здравствуйте», а когда они уходят, говорит «до свидания». Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит «пожалуйста, садитесь». Когда в комнате становится жарко, он говорит гостю: «Вам не жарко? Открыть окно?». Все называют  Мишу вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким медвежонком все дружат, не сорятся».

    Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, спрашивают о здоровье друг у друга, просят садиться, расспрашивают и т.д. в конце игры – знакомства дети говорят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя люблю», «Приходи еще»). Если слова сказанные ребенком понравились мишке, он приветливо машет лапкой, если не нравятся, наклоняет мордочку в низ (обижается). Затем дети «дарят» медвежонку песенку.

   

Игра «Обидчивый цветок»

Дидактическая задача. Формировать умения выражать в словах, в интонации в мимике ласку и внимательность.

Правила игры. Говорить цветку вежливые слова.

Ход игры

       Воспитатель подводит детей к цветочному горшку, показывает цветок и сообщает: «этот цветок такой красивый и большой,  потому что его выращивала добрая хозяйка». Воспитатель демонстрирует детям, как действуют на цветок хорошие, ласковые слова: стебли расправляются, головка поднимается. Педагог говорит: «Этот цветок не выносит не внимательного, грубого обращения. Если к нему обращаться без ласковых слов, то он вянет».

    Дети при поддержке воспитателя играют с цветком: говорят с ним, употребляя вежливые и ласковые слова. Цветок покачивается, «кивает». Если ребенок про такие слова забывает, то цветок начинает вянуть (вздыхать)  

Игра «Мамины помощники»

Дидактическая задача. Формировать умения проявлять заботу и внимание к маме.

Правила игры. Сказать (ясно и отчетливо), как нужно помогать маме, чтобы она была довольна.

Ход игры

        Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто помогает маме, и предлагает рассказать об этом.

Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картина , на которой изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: «Андрюша, скажи, как можно помочь маме?». Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно помогать маме  (мыть посуду).воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку: дети дарят маме пирог.

Педагог и дети исполняют песенку «Пирожок» муз. Е. Тиличеевой,                сл. Е.Шмаковой:

                                         

                                          Пирожок, пирожок

                                          Испекли мы сами,  

                                          Пирожок, пирожок

                                          Мы подарим маме.

Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под веселую музыку.

Трудовое воспитание

Игра «Плакать не надо»

Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому.

Правила игры.  Не забывать сказать  «пожалуйста».

Ход игры

        Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую ситуацию : «Филя и Хрюша сидят , отвернувшись друг от друга. Они играли в машинки, возили на них кирпичики. Филина машинка сломалась, а Хрюша не даёт ему играть со своей машинкой».

       Воспитатель обращается к детям : «Давайте поможем Филе и Хрюше. Вы поможете Филе подчинить машинку?». Малыши берут молоточки и «чинят машину».

Молоточек застучал,

Застучал, застучал,

Саша Филе помогал,

Помогал, помогал,

Лёша гайку подкрутил,

Подкрутил, подкрутил,

И машину подчинил,

Подчинил, да.

          Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя говорит «спасибо» каждому ребенку. Ребёнок отвечает «пожалуйста». Воспитатель предлагает детям спеть песенку «Плакать не надо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е.Шмаковой):

                                                Плакать не надо,

                                                Слушаться нужно,

                                                Будем играть мы

                                                Дружно, дружно.

Игра «Поручения»

Дидактическая задача. Развивать умения действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности.

Правила игры. Убрать комнату чисто, аккуратно.

Ход игры

В гости к детям приходит киска (игрушка)и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!». Воспитатель просит детей объяснить , как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.

          Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?». Дети отвечают : « В гараже». Воспитатель называет ребёнка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребёнок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что ещё не убрано в комнате и просит другого ребёнка, например, поднять с пола кусочки бумаги  и отнести в мусорное ведро.

            Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит её вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребёнку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит  каждого ребёнка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:

                                         Я поставлю в шкафчик миску,

                                         Вытру крошки со стола,

                                         Я – хозяйственная киска,

                                         Тут порядок навела.

Игра «Две руки»

Дидактическая задача. Формировать умение детей понимать словесную инструкцию; вовлекать  в совместную, трудовую деятельность.  

Правила игры.  Не перепутать обувь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу картинку, на которой изображен плачущий мальчик, и говорит: «Этот мальчик не хочет обуваться сам». Спрашивает у детей умеют ли они обуваться самостоятельно. Потом показывает им киску (игрушку), которая обувалась самостоятельно и перепутала левый и правый сапожки. Просит детей помочь киске переобуться.

Надевает киска сапожки.

На левую ножку,

На правую ножку

Надела киска сапожки.

Ходит киска в сапожках.

Красивые у киски ножки:

На левой ножке,

На правой ножке

Надеты у киски сапожки.

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Надеть сапожок». Дети надевают куклам обувь. При этом они должны не перепутать и правильно одеть ботинки.

     Киска смотрит, как обуты куклы, и хвалит детей. Воспитатель говорит, что у ребят есть два помощника – две руки. За тем педагог инсценирует стихотворение.

Две руки

Два зеленых башмачка,

Два шнурка

И два носка.

И еще две руки.

Для кого

Две руки?

Для того две руки,

Чтоб надеть носки,

Натянуть башмачки

Завязать шнурки

             

Изобразительная деятельность

Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»

Дидактическая задача. Развивать слитные движения руки; восприятия цвета.

Правила игры. Не ошибаться при клубков в корзинку.

Ход игры

Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказывает: «Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток, сядет бабушка вязать шарфик – котенок тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток».

   Проводится дидактическое упражнение «Намотаем клубок ниток». Педагог показывает детям, «наматывать клубок» (взять пальцами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно.

Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: приносит мячики красного и зеленого цвета («клубки») просит положить их разные корзинки.

Игра «Пошел дождик»

Дидактическая задача. Формировать умение связывать движения с художественным образом.

Правила игры. Отобразить характер дождя в рисунке.

Ход игры

      Воспитатель включает музыку дождя (немного грустную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально художественный образ : «грустный дождь».Проводится дидактическое упражнение «Грустный дождик – весёлый дождик». Воспитатель предлагает детям нарисовать грустный дождь (на столах перед ребятами лежат заготовки, представляющие собой лист, расчерченный в виде окна).

         Ребята делают рисунок карандашом, следуя задаче образного характера: изобразить медленно идущий (редкий) дождь. Затем воспитатель включает музыку подвижного характера, и дети определяют новый музыкально художественный образ : «весёлый дождь». Педагог предлагает изобразить этот «весёлый (частый)дождь».

           Затем проводится дидактическая игра «Пошёл дождь», в которой надо определить, какой дождь пошёл. Воспитатель включает музыку, и дети, вслушиваясь в музыкальный образ, отражают его в своих рисунках.

Игра «Рукавичка для мишки»

Дидактическая задача. Формировать умение использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.

Правила игры. Украсить варежки Пяточка мозаикой красного цвета, варежки Кролика – мозаикой зелёного цвета.

Ход игры. В гости к детям приходит мишка (игрушка) и приносит свои варежки, которые ему совсем не нравятся.

            Воспитатель показывает ребятам варежки (бумажные шаблоны без рисунка) и предлагает разрисовать их узорами, а потом подарить варежки мишке.

           Дети украшают варежки пятнами, точками линиями и показывают готовые варежки мишке. Ему очень нравятся варежки. Он говорит, что его друзья, Кролик и Пятачёк, тоже хотят иметь такие варежки. Мишка просит украсить варежки для его друзей : для Пятачка – мозаикой красного цвета, для кролика – мозаикой зелёного цвета.

          Дети составляют узоры на двух больших варежках - основах

( обведенный фишками контур варежки).

Конструирование

Игра «построим дом для мишки и зайчика»                                     

Дидактическая задача. Развивать умение создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.

Правила игры. Определить, где чей домик.

Ход игры. Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы.

       Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как и сам зайчик.

         Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайчик просит детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки : широкую -  к домику мишки, узкую – к домику зайки.

Игра «Лесенка для белочки»

Дидактическая задача. Формировать умение строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.

Правила игры. Построить лесенку так, чтобы белочке удобно было прыгать.

Ход игры. Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать . белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает , как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).

          Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.

Зимние игры на свежем воздухе

Мастерим кормушку

            Поговорите с ребенком о зимующих птицах. Наводящими вопросами побудите малыша сделать вывод, почему зима – самое тяжелое время для них (отсутствие корма, холод).предложите помочь пернатым: сделать кормушку. Смастерить ее можно из пластиковой бутылки, Пакета из - под молока, картонной коробки. Для этого следует прорезать отверстие с двух сторон, а к верхней части привязать тонкую веревочку – кормушка готова. Предложите малышу подумать, чем можно кормить птиц (семена, подсолнуха, пшеница, хлеб, овес, несоленое сало) . «Накройте» птичкам на стол и понаблюдайте за ними.

Снежные постройки

           Наверное, вы уже научили малыша лепить снеговика, теперь попробуйте поэкспериментировать и слепить из снега другие фигурки или постройки. Разведите гуашь и покрасьте их или облейте покрашенной водой – у вас получатся самые настоящие ледяные скульптуры. Попробуйте слепить дом в рост ребенка – кроха увлечется этой игрой на долго: ведь в домике можно будет расставить мебель, так – же слепленную из снега, заселить его снежными человечками, обеспечить дом предметами первой необходимости(посудой, игрушками), слепить для них животных.

Играем в снежки

             Снежки можно не только кидать в друг друга, предложите ребенку устроить соревнования на меткость: выберете какой – либо объект (дерево, столб) и отойдите от него на не большое расстояние. При каждом попадании «стрелку» вручается палочка. В конце игры палочки подчитываются и объявляется победитель. Соревноваться можно и бросание снежков на дальность: на определенном расстоянии проведите из веток черту, задача игроков – добросить до нее снежок. Если ребенок легко справляется с заданием, увеличьте расстояния до черты, предложите бросать снежки поочередно левой и правой рукой.

Игра в снежки укрепляет мышцы рук, улучшает координацию движений.

Движущаяся мишень

        Слепите вместе с ребенком большой снежный ком. Положите его на санки. Объясните малышу правила игры: вы медленно везете санки, а ребенок с не большого расстояния метает снежки в движущийся ком. Усложняя задание, можно ускорять движение санок.

У кого больше?

        Слепите два снежка. Палочками отметьте старт и финиш. Стартуя, вы с ребенком катите снежки. На финишной прямой сравните, чей ком снега окажется больше. Другая разновидность игры: игроки катят два больших снежных шара, выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

Погреемся?

        Если вы замерзли, предложите ребенку поиграть. Читайте веселые потешки, выполняя все описанные в них действия:

Зайка беленький сидит (приседаем)

Он ушами шевелит (руки над головой изображают заячьи уши)

Зайке холодно стоять (хлопаем руками по бокам)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть, (хлопаем в ладоши)

Зайка волка увидал (зарычите)

Прыг, и быстро ускакал (вы ловите малыша – он от вас убегает)

ЛЕТНИЕ ИГРЫ

Догони обруч

        Предложите ребенку догнать катящийся обруч, запущенный вами. В игре существуют свои правила: бежать за обручем  можно  толь ко после команды: «догоняй» и успеть пой мать его, пока он катится. Научите малыша, толкая катить обруч. Устроите состязание – кто быстрее докатит свой обруч дол намеченной цели. Тот, кто не удержал свой снаряд, считается проигравшим.

Прыгни через ручей

       Начертите две параллельные полоски. Объясните ребенку что это – ручей. Он глубокий, поэтому его переходить его нельзя, а надо перепрыгнуть. Следите, чтобы, прыгая, малыш отталкивался от пола обеими ногами.

Стоп!

      Начертите на асфальте круг, разбейте его на секторы. Каждый сектор обозначьте буквой или цифрой. Ребенок  бегает по кругу до тех пор, пока вы не скажите: «Стоп». Малыш останавливается и называет букву или цифру сектора, в котором он стоит.  Усложняя задачу, в секторе можно написать арифметические действия на сложение и вычитания. В этом случае, остановившиеся должен провести расчеты и сказать правильный ответ.

Встань на место

         Начертите круг на асфальте. Ребенок становится в центр окружности и закрывает глаза. Вы подаете ему команды: «сделай пять шагов в перед, повернись на право, теперь на лево» после выполнения команд малыш должен представить, в каком он положении и проделать необходимые действия, в данном случае сделать пять шагов назад, чтобы вернутся в круг.

Помоги белочке

         Белочка попросила малыша помочь ей собрать грибы на зиму и сложить их на корзину. Подготовьте карточки с изображением грибов и вырежете их силуэты из картона. Корзину подвесьте так, чтобы  ребенку пришлось прыгать, складывая в нее грибы. Предложите ребенку подпрыгивать , сначала двумя ногами за тем – одной. Класть грибы можно поочередно правой и левой рукой.

Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.

По дорожке

        Начертите дорожку длиной 3-4 метра. В конце ее положите мячик . Предложите ребенку прыгать по дорожке до мячика, а взяв его прокатить по этой же дорожке обратно. Усложняя задание, можно попросить малыша попрыгать на одной ножке, катить мяч ногой.

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Лев на охоте

         В центре комнаты выложите круг из тонкой веревки. Дети выбирают льва, который заходит в круг. Пока он там, лошадки (остальные дети) мирно пасутся. При сигнале «Охота» лев выпрыгивает из своего убежища и ловит, разбегающихся лошадок пойманный становится львом.

Игра развивает внимание, быструю реакцию.

Летает? Не летает

        Участники игры держат руки на поясе. Ведущий перечисляет различные предметы, птиц, животных, насекомых. Если названный объект летает, все машут руками, если прыгает - топают ногами. Усложняя игру, ведущий может взмахивать руками, называя не летающий  объект. Игра способствует развитию внимания

Где чей домик?

          Раздайте детям геометрические фигуры, вырезанные из картона. На полу лежат такие же изображения. Дети играют до тех пор, пока не раздастся команда ведущего: «Домой!». Сверяясь с розданными фигурами, дети находят свои домики. Усложняя задание, используйте  цветные фигурки. В этом случае не только форма, но и цвет.

 Игра помогает закрепить знание о цвете и форме предметов, развивает внимание.

Кто первый

        Дети делятся на две команды. И пересчитываются. Каждый  должен запомнить свой номер. Ведущий называет цифру. К нему бегут два игрока- по одному из каждой команды. тот кто быстрей добежит, получает жетон. Выигрывает команда, собравшая больше жетонов.

Два друга

         Дети образуют два круга- внешний и внутренний. Большой круг стоит, а дети из меньшого (внутреннего) круга идут, приговаривая: «Мы по кругу пойдем и сейчас с сабо возьмём … все желтое».  Дети, стоящие в большом круге должны назвать предмет желтого цвета . первый назвавший переходит в малый круг. Далее дети   берут с собой » всё большое, маленькое, деревянное ит.д.  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Дидактическое пособие «Удивительный будильник»

(для детей в возрасте от 3 до 6 лет)

Автор:         воспитатель МБДОУ д/с о/в № 14 г. Славянск - на – Кубани  Богданова С.В.

Цель:          Развивать представление о суточном цикле,  о временах года, об определении  времени.

Задача: 

  • закреплять знания детей о том что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;
  • упражнять в сопоставлении картинок (деятельность детей, профессии людей) с частью суток;  
  • обогащать понятия детей о времени; углублять познания о временах года;
  • развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, развитие связной речи.  

Описание: дидактическое  пособие  изготовлено в виде круга большого диаметра – в форме будильника. «Будильник» разделён на 4 сегмента. В каждом из них нарисована часть суток (утро, день, вечер, ночь). В середине расположены стрелки часов. К пособию прилагаются  съёмный диск, поделённый на  4 отдела, где изображены  времена года (лето, осень, весна, зима). Так же  имеются карточки,   на которых  показаны действия детей в разное время суток; трудовая деятельность взрослых;   цифры; приметы  времени года. По кругу «Будильника» размещены липучки, на которые в процессе игры приклеиваются карточки, в соответствии с заданиями.

Дидактические игры с использованием пособия:

  • «Вчера, сегодня, завтра»
  • «Сначала – потом»
  • «Утро, день, вечер»
  • «Разложи по порядку»
  • «Секунды и минуты»
  • «Сколько времени?»
  • «Укажи нужное время»
  • «Кто когда работает?»

Богданова Светлана Викторовна

РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ.

Выписка из протокола №  внутренней экспертной комиссии

                                     педагогического совета МДОУ д/с о/в № 14 от              

Рецензия на опыт работы

Богдановой Светланы Викторовны, воспитателя МБДОУ д/с о/в № 14

По теме «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».

В работе по обобщению опытом «Роль дидактической игры в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста» раскрыта одна из актуальнейших проблем развития детей младшего дошкольного возраста, раскрывается

Тема работы широко раскрыта с помощью практического и теоретического материала.

Опыт работы систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, составленные задачи достигаются различными методами и средствами. К работе прилагаются подборы дидактических игр направленных на всестороннее развитие детей. Достаточно полно и убедительно описан ход  практической работы и аргументировано представлены её результаты.  

Комиссией установлено, что данный опыт работы

  • Соответствует современному уровню развития педагогической мысли, социальному заказу общества;
  • Цели и задачи соответствуют целям и задачам дошкольного образования;
  • По практической направленности материалы опыта могут быть применены в работе педагогов ДОУ с детьми и родителями;
  • По степени новизны включает в себя авторскую разработку дидактического пособия;
  • Соответствует положениям Концепции модернизации общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в организации экологического развития детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как прием экологического воспитания дошкольников способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний,  их обобщению и закреплению; обогащению чувственного...

Педагогический опыт по теме: «Развитие театрально-исполнительских навыков и эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Имея опыт работы по театрализованной деятельности, я  делилась знаниями с коллегами по работе, организовала консультации, показала открытые мероприятия, оформила театральный  уголок. Моя раб...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В группе младшего дошкольного возраста игра детей и их развитие является тем направлением, которое обеспечивает успешную адаптацию детей в детском саду, посредством игры ребенок органично развивается,...

Опыт работы по теме "Роль усного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме:«РОЛЬ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в процессе ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль дидактической игры в процессе ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста"...

Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....


 

Комментарии

Хлебунова Адиля Фаритовна

Спасибо за интересный и полезный материал. Обязательно использую в своей работе.