Особенности формирования детского коллектива
материал на тему
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищёно, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_formirovaniya_detskogo_kollektiva.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования детского коллектива
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в коллектив детей. Для детей коллектив – это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для их личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Но не всякий коллектив и не при любых условиях является эффективным инструментом воспитания. И не во всяком объединении дети чувствуют себя уютно и защищёно, ибо не всегда в нём складываются условия, благоприятные для личностного развития детей.
В связи с этим перед педагогическим коллективом МБДОУ встает задача: помочь каждому моему воспитаннику, с одной стороны, войти в общество сверстников, включится в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить свои лучшие индивидуально – неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности поведения.
Решение данной задачи осуществляется с учетом следующих принципов:
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
- учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
- управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
- комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Для создания благоприятного психологического климата в детском коллективе педагог активно используют интерактивные игры.
Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В игре дети учатся осваивать новые для них социальные роли, познают окружающий мир, учатся взаимодействовать в нём с другими людьми. Но кроме этого игра выполняет ещё и диагностические функции. Ведя игру, педагог может наблюдать настоящий этико-психологический спектакль: он видит богатую палитру отношений. Рождающихся, развивающихся, противоборствующих. Он наблюдает субъектов и объектов отношений, выделяет лидера господствующих в группе отношений, обнаруживает степень осмысления общепринятых отношений.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать к группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного общения детей друг с другом и с взрослыми.
Работа по созданию благоприятного психологического климата в группе проходит в несколько этапов.
На первом этапе работа педагогического коллектива направлена на появление в небольших объединениях детей общей цели, совместной деятельности, направленной на ее осуществление, необходимости договориться, радости от общения с товарищами.
Второй этап формирования детского коллектива заключался в увеличении количества участников объединения, в выдвижении более сложных целей в совместной игровой и трудовой деятельности. На этом этапе, как правило, дети начинают проявлять больше самостоятельности и организаторских умений. Состав объединений становился более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников. При этом работа педагогов направлена на формирование организаторских умений у всех детей.
Третий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов. На этом этапе у дошкольников появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.
Проделанная работа открывает возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей группы. Каждый ребенок начинает чувствовать себя участником жизни всей группы.
Практическое становление воспитанников, как единого коллектива можно увидеть, не только пронаблюдав за детьми в процессе игры или общения, но и по степени и результативности участия детей каждой группы и всего МБДОУ в коллективных конкурсах.
На первых этапах становления коллектива дети предпочитают участвовать в индивидуальных конкурсах, выступать на концертах и утренниках с индивидуальными номерами.
На этапе же сформированного коллектива дети сами изъявляют желание участвовать в различных мероприятиях совместно со сверстниками и воспитанниками других групп и добиваться общего результата, что можно увидеть, проанализировав участие детей в различных мероприятиях.
Например, при выборе участников конкурса «Зеленый огонек» было множество претендентов, и если при выборе окончательных участников, предпочтение того или иного воспитанника перед другими, преимущественно приходилось объяснять педагогам, то при отборе детей на «Веселые старты-2013», дети уже сами активно участвовали в выборе участников и запасных команды, обосновывая свои ответы, с позиции достижения тем или иным претендентом наилучших результатов, как личных, так и в составе команды. При подготовке к фестивалю «Воркутинские звездочки» и финалу конкурса «Воспитатель года – 2013» воспитанники подготовительной группы сами предлагали кандидатуры детей из младших групп, которые совместно с ними могли бы участвовать в выступлениях (приложение 1).
Результатом благоприятного развития коллектива стало возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...
«Формирование детского коллектива в игре»
Игра, являясь отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка...
Опыт работы по формированию детского коллектива и воспитанию толерантности у учащихся в группе продленного дня.
Опыт работы по формированию детского коллектива и воспитанию толерантности у учащихся в группе продленного дня. Эта тема очень актуальна. В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать...
формирование детского коллектива в игре
Консультация для воспитателей...
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада
для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...
Статья Психологические особенности руководства детским коллективом
Статья Психологические особенности руководства детским коллективом...
Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду
Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...