Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися игровыми, учебными, деловыми и личными связями; определенными межличностными отношениями.
Ситуация обостряется, если дети изначально отрицательно настроены на «чужаков» и целенаправленно создают конфликтные ситуации.
Как следствие, в группе складывается напряженная обстановка, которая негативно влияет на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом.
Дети болезненно реагируют на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимают отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывается на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность, способствует развитию заниженной самооценки и самовосприятия. Все это в целом снижает активность познавательного интереса к миру; дети чувствуют себя некомфортно в группе и с нежеланием идут в детский сад.
В связи с этим перед педагогами встает задача: как можно за более короткий срок сформировать у детей коллективистскую направленность, для создания в группе благоприятного психологического климата, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
создание традиций в доу | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.
Дьяконова Мария Евгеньевна, воспитателя МАДОУ детский сад № 13 «Дельфин» им.Васильева
В подготовительных группах детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися игровыми, учебными, деловыми и личными связями; определенными межличностными отношениями.
Ситуация обостряется, если дети изначально отрицательно настроены на «чужаков» и целенаправленно создают конфликтные ситуации.
Как следствие, в группе складывается напряженная обстановка, которая негативно влияет на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом.
Дети болезненно реагируют на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимают отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывается на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность, способствует развитию заниженной самооценки и самовосприятия. Все это в целом снижает активность познавательного интереса к миру; дети чувствуют себя некомфортно в группе и с нежеланием идут в детский сад.
В связи с этим перед педагогами встает задача: как можно за более короткий срок сформировать у детей коллективистскую направленность, для создания в группе благоприятного психологического климата, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка.
В группе, где сложилась данная ситуация, развитие детей реализуется по программе «Детство», авторы которой выделяют основную ценность – гуманистическое отношение ребенка к миру. А ведущими целями являются: начальная социализация детей, их приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение каждым ребенком субъектной позиции по отношению к тем видам собственной деятельности, которые являются типичными для детей дошкольного возраста, а также по отношению к собственным переживаниям. В программе разработаны темы ситуаций, общений, игры, психогимнастика, направленные на развитие социальной компетентности у детей. Однако применение этого опыта не давало ожидаемых результатов. Проблемой воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста занимались также авторы программы «Азбука общения» под редакцией Л.М.Щипициной. Они разработали оригинальную методику развития навыков общения у дошкольников, направленную на понимание ребенком самого себя, своего внутреннего мира, своего эмоционального состояния.
Увлекательные занятия по этой же теме разработал В.Н.Романюта в пособии «Ты и твои друзья».
Авторы программы «Дружные ребята» под редакцией Р.С.Буре выделили понятие коллективистской направленности – это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, ответственности перед группой сверстников, что формируется на протяжении всего дошкольного детства. В программе подробно раскрываются условия и методика формирования коллективистской направленности у детей дошкольного возраста.
Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений, а также использование специальных методик, позволило выявить, что систематически используя разработки и рекомендации авторов вышеназванных программ и пособий, уровень социальной компетентности ( в частности коллективистической направленности) вырос на 40% ( от исходных 20%), что указывает на стабильный средний уровень развития социальной компетентности.
Для получения высокого уровня социально-нравственного развития искалась возможность создания такой традиции в группе, которая способствовала бы:
- эмоциональному раскрытию каждого ребенка;
- формированию коллективистской направленности личности ребенка, умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров;
- формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве;
- получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций.
Путем соединения, ставшей привычной для детей данной группы традиции пить травяной чай после бассейна в профилактических целях, с традицией семейных «посиделок» возникла новая для группы традиция, названная «Мы за чаем не скучаем». Она проводится в форме бесед-досугов с чаепитием 1 раз в неделю.
Особенности:
1. Не только воспитатель дает детям информацию по запланированной теме, но и дети самостоятельно, либо дома с родителями готовят материал к своему выступлению.
Например: а) по теме «Лечебные травы» ребята дома готовили короткие рассказы о пользе трав;
б) по теме «Загадки» списывали на листочки выбранные загадки и во время чаепития по очереди загадывали друг другу;
в) по теме «Пословицы» зачитывали выбранные пословицы с объяснением их смысла; и т.д.
2. Два досуга проводятся по темам, предложенным воспитателем, два следующих по темам, предложенными детьми. Ребята сами выбирают тему, обговаривают необходимый информационный материал, распределяют его между собой и договариваются о порядке его подачи.
3. Учитывая, что дети данной группы очень любят проявлять себя через театрализованную деятельность, здесь они эту возможность реализуют. В конце беседы 3-4 группы детей выступают с заранее самостоятельно подготовленным номером, причем замысел и подготовка выступления держится втайне от всех.
Ценность театрализованной деятельности в связи с рассматриваемой проблемой проявляется в том, что она направлена не только на себя (удовлетворить потребность в самовыражении через образ, действие и т.д.), но и на других ( потребность быть замеченным, отмеченным, получать ответную положительную реакцию на свои действия). Сотрудничество, сотворчество детей во всем процессе подготовки к выходу к зрителям в полной мере способствуют истинному сопереживанию и сорадости перед началом выступления, во время его и после. Каждый ребенок чувствует себя уверенным в сообществе сверстников, основанном на взаимопомощи.
Методика проведения.
После бассейна мальчики сдвигают столы, расставляют стулья. Девочки расстилают скатерть, расставляют посуду. Самовар ставится на середину, рядом чайник с заваренными лекарственными травами. Все садятся. Чай разливается по чашкам. Пока он стынет, ведется беседа. После беседы дети пьют чай и смотрят выступления, с обязательным последующим обсуждением понравившихся моментов в номере и в игре каждого участника. Затем все вместе убирают со стола, мальчики расставляют мебель.
Эта традиция сразу стала пользоваться популярностью у детей: сначала – из-за новизны и необычности проведения; затем – из-за ощущения эмоционального комфорта, чувства любви и понимания.
Основную информацию о социально-нравственном развитии детей можно получить на основе анализа повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений, но для получения наиболее полной картины могут применяться следующие социометрические диагностики:
- в целях экспресс диагностики наиболее целесообразна игровая методика Т.А.Репиной «Секрет». Данная игра дает возможность получить весьма достоверные данные о социометрической структуре группы, эмоциональном микроклимате, также выявляется коэффициент удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками и коэффициент изолированности;
- с целью выявления круга значимого для ребенка общения может быть использована ситуация «Новоселье»;
- информационным методом выявления эмоционального самочувствия ребенка в коллективе, его отношения к детям и воспитателю является также рисование на тему «Я в детском саду».
Результаты данных диагностик показали высокий уровень коэффициента удовлетворенности отношениями со сверстниками -86%; коэффициент изолированности равен 0%. Эти данные позволяют сделать вывод о достижении поставленных ранее задач.
Опыт проведения досугов может транслироваться в группы детей старшего дошкольного возраста с целью повышения уровня социальной компетентности.
Перспективное планирование
Октябрь: 1. Русский самовар и чаепитие на Руси.
2. Польза лекарственных трав
3-4 темы по желанию детей
Ноябрь: 1. Народные приметы.
2. Русские народные праздники.
3-4 темы по желанию детей
Декабрь 1. Русские народные художественные промыслы.
2. Русские народные игрушки.
3-4 темы по желанию детей
Январь 1. Загадки в жизни русского человека.
2. Пословицы и поговорки.
3. По желанию детей
Февраль 1. Русские народные сказки
2. Волшебные и бытовые сказки
3-4 темы по желанию детей
Март 1. Предания и былины.
2. Колыбельные.
3-4 темы по желанию детей
Апрель 1. Русский колокольчик.
2. Русская тройка.
3-4 темы по желанию детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание образа подснежника в аппликации по музыкальному произведению П.И.Чайковского" подготовительная группа детского сада
Комплексное занятие педагога по изо. деятельности с муз. руководителем.Задачи :1. Познакомить детей с произведением П.И.Чайковского "Апрель".2. Учить различать трёхчастную форму произведения.3. Познак...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада
для воспитателей групп старшего дошкольного возраста...
Статья "Создание проекта по толерантности в подготовительной группе детского сада"
В статье описывается план работы по созданию проекта по толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Занятие по формированию математических представлений в подготовительной группе детского сада "Московский кремль"
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы детского сада. Благодаря этому занятию у детей расширяются представления о Москве - главном городе России., развиваются умения соотносить циф...
Проект для подготовительной группы детского сада. «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья!»
На современном этапе особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей. Повышенное внимание к проблемам социализации связано с изменениями социально-экономическими и социально-по...
Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представленийв подготовительной группе детского сада
В связи с модернизацией дошкольного образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятел...