"Эссе. Моя педагогическая философия"
материал по теме

Как мир меняется, как я сама меняюсь...

Размышление на тему "Кто такой - педагог?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukanova_n.a._esse.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории Куканова Наталья Анатольевна.

Моя педагогическая философия.

Как мир меняется, и как я сам меняюсь.
Лишь именем своим я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, –
Не я один, нас много, я живой.

Н. Заболоцкий

Почему я стала воспитателем? Сама – «домашний» ребёнок: меня воспитывали няня, бабушка. О детском садике мне рассказывали друзья по играм. Их рассказы всегда были очень интересны, занимательны. И мне хотелось попасть в этот волшебный мир, который называется «Детский сад». Своё желание, свою мечту я смогла осуществить только став взрослой. Окончив школу, я поступила учиться на дошкольное отделение Серпуховского педагогического училища.

Вот с дипломам в руках, вооруженная высокими идеями К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, перешагнула я порог детского сада, где меня встретила большая шумная толпа маленьких людей с ясными сверкающими глазами, любопытным взглядом. и я задумалась: важная задача встала передо мной – родители доверили мне самое ценное, что у них есть: смогу ли я в эти хрупкие «ростки» вложить душу, пропитать их добром, красотой и благородством. Как же воспитать человека духовного, полноценного, гармоничного? Кто же я, кто же – воспитатель?

Воспитатель – патриот . Воспитателю не только родители доверяют своих детей, но и общество доверяет свое будущее. Какими они вырастут, будущие граждане нашего общества? Это зависит от того, какие ценности будут сформированы в дошкольном возрасте. Какой будет наша старость? Зависит от воспитания подрастающего поколения. Ведь именно то, что заложено в дошкольном детстве - воспитание,  далее – перевоспитание.

Воспитатель – психолог. У каждого маленького человечка свои большие проблемы, трудности, желания. Я должна вовремя обнаружить эти трудности, помочь преодолеть их. определить желания, возможности, проследить, чтобы желания ребёнка и его возможности совпадали, обеспечит ситуацию успеха. Иногда, некоторые детские переживания живут с нами в течение всей жизни и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом переживаний в детстве. Поэтому так важно разобраться в чувствах и переживаниях каждого моего воспитанника. Только так я смогу воспитать самодостаточную личность.

Воспитатель – артист. За целый день воспитатель перевоплощается несколько раз! Причём, сделать он это должен правдоподобно, так как дети интуитивно чувствуют фальшь. Только от воспитателя зависит, разглядит ли он творческий потенциал воспитанника, сможет ли вывести его на определенный уровень самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Воспитатель друг.  В наше время стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи становится первостепенной задачей для многих. Как следствие отсутствие  -  внимания к своим детям. Ребёнок открыт для общения, ему очень важна любовь и одобрение взрослого. Дефицит общения приводит к тому, что у детей возникает трудность в усвоении норм современного мира. Я не стараюсь заменить родителей, я хочу стать для ребёнка другом, значимым человеком, за которым бы он пошёл, идеи которого он бы принял, к которому пришёл бы со своими проблемами, радостями. Я стремлюсь стать для ребёнка другом, питающим его душу, сердце любовью, верой в себя и свои возможности.  Я считаю, что без доброго, мудрого воспитания не может вырасти Человек.

Воспитатель – наставник.  Меняются времена, меняется социальный запрос общества.  Я понимаю, что для  того, чтобы удовлетворить любознательность современного ребёнка, я должна многому научиться сама. Я хочу, чтобы мои воспитанники с лёгкостью адаптировались в нашем обществе. Поэтому непрерывная работа по самообразованию, поиск новых технологий, инициатива и творчество являются моими спутниками. Избавляться от устаревших стереотипов, больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – так я понимаю требование времени и стараюсь соответствовать этому требованию. Совершенствуя свое мастерство, я изучаю достижения педагогической науки, но и не забываю добрые старые, годами накопленные, апробированные методики. Тема моего самообразования «Развитие речи дошкольников на непосредственно образовательной деятельности по ИЗО». Почему именно этому вопросу я уделяю особое внимание? Уверена, способность творить делает человека счастливым. А источником вдохновения во все века выступала красота во всех её проявлениях: красота человека, пластики, животного мира, природы. Поэтому творческая личность , на мой взгляд, человек, любящий и понимающий природу, людей. Такой человек никогда не сломает ветку , не обидит  того, кто слабее его, не останется равнодушным к чужим бедам и переживаниям, что актуально в наше время.  Детское сердце чутко к призыву творить красоту и радость для людей. Этот процесс созидания  красоты и есть для меня самый важный в зарождении творчески мыслящей личности. Развитие речи –так же немаловажный аспект развития личности человека. Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения  и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой связной речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта.

И для развития способностей ,и для  развития речи – дошкольный возраст является наиболее благоприятным. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Итак, я - воспитатель. Родители привели мне самое дорогое, что у них есть. С чего начать, как не ошибиться, ведь у воспитателя только одна возможность выбрать правильную линию воспитательно-образовательной работы, переиграть всё – невозможно.

Чтобы создать благоприятные условия для развития дошкольника, я должна стать для него значимым человеком, практически второй мамой. Поэтому на первых этапах работы с ребёнком я помогаю  наполнить его копилку  эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство является  сопровождающим фоном развития. На этом этапе я использую формы взаимодействия с ребёнком, сопровождающиеся движениями, которые предполагают  телесный контакт с ребёнком. Например: 

Я ребенок - ты ребенок;

У меня нос - у тебя нос;

У меня щечки гладкие - у тебя щечки гладкие;

У меня губки сладкие - у тебя губки сладкие;

Я твой друг - ты мой друг;

Мы любим, друг друга.

После того, как контакт налажен, моя задача - выявить наклонности и способности моих воспитанников. Для этого мы погружаемся в деятельность. Ребенок –дошкольник  очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности, поэтому я применяю различные нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки: тестопластика, пластилинография, рисование тычком, с применением трафарета, аппликация из семян растений, техникой «мозаика» и так далее.  Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком. Результаты наблюдения я фиксирую в картах развития, кроме этого, я провожу диагностику знаний, умений и навыков моих воспитанников. Я разработала диагностические карты по развитию творческих способностей и речи дошкольников. Исходя из результатов диагностики,  я планирую свою педагогическую деятельность.

На следующем этапе я работаю над развитием способностей моих маленьких талантливых человечков. Здесь важно поддерживать  интерес, желание. Важно стимулировать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого. Это будет способствовать тому, что ребенок будет  стремиться к достижению результата в определённой деятельности, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной.

Невозможно решение педагогических задач  без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить.

Моя задача - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, повышать их педагогическую грамотность.

Для этого я организую родительские собрание в такой форме, чтобы родители были активными участниками, а не пассивными слушателями. Организую для родителей открытые просмотры образовательной деятельности. Часто устраиваю конкурсы совместных творческих  работ детей и родителей. Это помогает оптимизировать взаимоотношения в цепочке ребёнок – родители- детский сад.

Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства как профессия - воспитатель. Быть воспитателем - значит быть примером для своих маленьких дошколят во всём. Это долгий и упорный труд. Это большая ответственность. Это – моя жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Мой взгляд на профессию "педагог"...

Эссе "моя педагогическая философия"

Эссе писалось для конкурса "Воспитатель года". Эссе в стихотворной форме....

Эссе " Моя педагогическая философия"

Мой взгляд на профессию педагога - дошкольника....

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...