Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года
методическая разработка (младшая группа) по теме
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящих курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утратили способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, в связи с чем, в современном обществе в воспитании детей наблюдается явный крен в сторону феминизации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система работы по программе «Я в мире людей»
Тема | Игры | Приемы вовлечения детей в игру |
«СЕМЬЯ» | Прием гостей | Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. |
День рождение куклы | У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? | |
Кукла заболела. Вызов скорой помощи. | Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. | |
Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье | В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. | |
Поездка на автобусе | Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! | |
Непредвиденная дорожная ситуация | На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. | |
«МАСТЕРСКАЯ» | Перерыв на обед | Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. |
«МАГАЗИН» | Магазин открывается | Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. |
Купим одежду кукле | Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. | |
«ПАПИКМАХЕРСКАЯ» | Новые прически | Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами. |
Причешем куклу | Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать» | |
«Шоферы» | Мы едем, едем, едем… | Воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики – «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки – «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора. |
На бензозаправке | Педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик. | |
Шоферы уходят в рейс | Воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило - никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы». Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру | |
«ПОЛИКЛИНИКА» | У врача | Игру во «врача» воспитатель может начать с игры-занятия. Утром педагог обращает внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела». Вызывают врача или медсестру детского сада. Он осматривает «больную», ставит диагноз: «Кукла простудилась, ее необходимо положить в больницу». При осмотре врач комментирует свои действия: «Сначала измерим температуру, подайте, пожалуйста, термометр. Температура 38 градусов. Да, Светлана больна. Надо посмотреть горло. Горло красное. Конечно, она простудилась». Врач, написав свое заключение, просит воспитателя отнести куклу в «больницу» (медицинский кабинет). Через несколько дней воспитатель сообщает детям, что Светлана уже поправляется и завтра ее выпишут. Предлагает детям подготовить все необходимое для встречи Светланы. Когда Светлану «выписывают» из «больницы», медсестра приходит к детям, показывает, как нужно ухаживать за выздоравливающей: не позволять ей пить холодную воду и ходить босиком, аккуратно и тепло одевать на прогулку. |
Игрушки заболели | Воспитатель спрашивает детей, кто хочет взять на себя роль врача или медсестры. Желающему ребенку педагог одевает белый халатик, шапочку и предлагает полечить заболевшего мишку. Воспитатель должен давать детям проявлять инициативу и творчество в игре, поэтому педагог оказывает ребенку помощь, только при затруднении. |
Предварительный просмотр:
. Система работы по формированию представлений дошкольников о моделях поведения, обусловленных гендерной принадлежностью, средствами сюжетно-ролевой игры
Результаты изучения педагогической литературы и данные констатирующего эксперимента позволили предположить, что планомерная и успешная организация педагогического процесса, направленного на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста возможна при условии, что:
1) воспитатель готов организовывать игровую деятельность дошкольников таким образом, чтобы у них формировались представление о своём гендерном образе, о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты, об элементарных правилах полоролевого поведения, а также развивались интерес к познанию ценностей полоролевой культуры, качества и поведения, соответствующие нормам, обусловленным гендерной принадлежностью детей;
2) воспитателем создана система работы по формированию полоролевых представлений посредством использования сюжетно-ролевых игр.
На основании этого нами был разработан и апробирован проект
«Я в мире людей».
Цель формирующего эксперимента: развитие представлений детей младшего дошкольного возраста об образе «Я» в соответствии с их гендерной принадлежностью, формирование у них полоролевого поведения.
Задачи:
1. Провести работу с воспитателями, направленную на повышение их компетентности в организации сюжетно-ролевых игр как средства гендерного воспитания младших дошкольников.
2. Разработать систему сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование представлений детей младшего дошкольного возраста об особенностях полоролевого поведения.
3. Способствовать развитию игровой активности у детей в рамках совместной деятельности с воспитателем и формированию у них желания играть самостоятельно.
Этапы реализации проекта и их содержание:
Подготовительный этап | 1. Ознакомление с содержанием образовательной программы «Детство» по разделу «Социализация» (для воспитанников второй младшей группы). 2. Методическая работа с воспитателями, направленная на повышение их компетентности в области использования сюжетно-ролевых игр в рамках осуществления гендерного воспитания. 3. Подготовка необходимых для организации игр материалов (костюмов и их отдельных элементов, атрибутов для игр). |
Основной этап | 1. Создание необходимой игровой среды. 2. Организация и сопровождение игр детей. |
Заключительный этап | 1. Повторная диагностика детей. 2. Осуществление анализа проведенной работы. |
В рамках методической работы с воспитателями были использованы следующие формы работы:
1. Беседа на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников».
2. Консультация на тему «Игры мальчиков и игры девочек».
3. Беседа на тему «Педагогические условия реализации гендерного подхода в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
4. Практические демонстрации организации и сопровождения сюжетно-ролевых игр в условиях гендерного воспитания.
Работа с детьми осуществлялась в двух направлениях:
1. Создание необходимой игровой среды.
2. Непосредственное сопровождение игровой деятельности детей.
Были запланированы и проведены различные сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию со сверстниками у детей 3-4 лет (приложение 6).
С помощью родителей была оборудована игровая среда. Папы помогли в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделали своими руками автомобильные рули управления, дорожные знаки для игры с машинами. Мамы сшили для сюжетных игр тематические костюмы и их элементы (продавцы, дорожный инспектор, парикмахер и т.д.). Используемые куклы, мебель, посуда привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать кукол, мягкие игрушки и т.д.
Поскольку для развития игры недостаточно только хорошего оснащения группы игровым материалом, а необходимо ещё и наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре, особую роль мы отвели чтению литературных произведений с последующим проведение этических бесед. В них были представлены эпизоды, которые дети могли перенести в игру (рассказы о профессиях, семье и т.д.). Наша задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью мы проводили наблюдения с детьми за работой медсестры, на прогулке обращали внимание на трудовые действия шофёра и т.д.
Сюжетно-ролевые игры включались в досуговую деятельность. По возможности в игру включались все дети, но, в случае, если ребенок отказывается играть, его не принуждали к этому, поскольку известно, что наблюдение за игрой других детей также дает свой положительный эффект. Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовался приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей, игра начиналась взрослым с объединением при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей. Дети внимательно наблюдали за действиями. Через некоторое время игрушка передавалась детям, словесно направлялся дальнейший ход событий. Очень важно было, чтобы к куклам и другим игрушкам дети относились как к живым существам: ласково, забатливо. Если кто-то из детей бросал игрушку на пол, обращалось внимание на то, что ей больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, необходимо было дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью проводились дополнительно дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Украшаем комнату» и т.д. (для девочек), «Разложи инструменты», «Кто что делает» и т.д. (для мальчиков).
Таким образом, вся проведенная работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Постепенно дети учились самостоятельно распределять игровые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формировались навыки владения инструментами, поведения в семье, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей 3-4 года
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, ...
Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социал...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...
"Сюжетно - ролевая игра, как средство гендерного воспитания дошкольников
Консультация для воспитателей поможет организовать воспитатльно - образовательный процесс, развивающую предметно- пространственную среду с учетом гендерных различий дошкольников...
Булет:«СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Буклет- памятка для родителей...
Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В докладе представлены результаты исследования, посвященного гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....