СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (средняя группа) на тему

Горбунова Нина Петровна

 

        В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. В данной статье раскрывается вопрос о необходимости осуществлять в ДОУ дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков. Большое значение, по моему мнению,  здесь играет сюжетно-ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО

ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Горбунова Н.П., воспитатель

МДОУ – детский сад № 4 , г. Котово

nina.gorbunova.84@mail.ru

       

        В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. В данной статье раскрывается вопрос о необходимости осуществлять в ДОУ дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков. Большое значение, по моему мнению,  здесь играет сюжетно-ролевая игра.

       Слово «игра» ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это еще и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться с взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.

Дошкольный возраст – это период открытий, когда ребенок активно включается во взрослую жизнь, принимает на себя ситуации, которые видит вокруг. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. И именно в дошкольном  возрасте ребенок активно участвует в сюжетно-ролевой игре – принимает на себя роль героя, подражает взрослым, фантазирует. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх  детей, при этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

       Гендерный подход в воспитании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются   под

влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

     Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

 При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей,  я предлагаю обратить внимание на следующее:

 -  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

 - на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

 - на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

     Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

     Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных  особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

      Развивающую среду в группе необходимо строить с учётом гендерного воспитания, т.е. создать разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака, которую необходимо дополнять и изменять. Например, для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

       Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им».

     Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми  ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что  воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности, проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

         

Список литературы:

1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие в ДОУ:

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Социализация дошкольника через игру/.Авт. – сост. Т. В. Пятница. – Мозыр.- Белый ветер, 2004. – С.67.

3. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999. – С.360.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социал...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА*/-

Одной из актуальных проблем в педагогике и  мире в настоящее время является проблема социального развития подрастающего поколения. Ведь именно в детском возрасте происходит становление человека, ...

"Проектно-творческая деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста"

В работе представлен опыт работы по вопросу  реализации гендерной социализации дошкольников....

Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации детей дошкольного возраста»

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации  детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Мастер-класс«Игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию «Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Тема по самообразованию«Музыкальная деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»...