«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Знакомство дошкольников с ремёслами Старооскольского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с ремёслами родного края | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный этап развития нашего отечества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей все больше познать и понять историю и культуру своего народа. Рост национального самосознания, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания подрастающего поколения уже с дошкольного возраста средствами национальной и, прежде всего, региональной культуры, которая является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.
Анализ психолого-педагогических теоретических исследований и реальной практики позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями художественных ремесел конкретной территории и их недостаточным использовании в образовательном процессе дошкольных учреждений, между необходимостью знакомить детей дошкольного возраста с художественными ремеслами своего родного края, как первой ступенью познания народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. Решение данных противоречий и определило проблему исследования: определение педагогических условий развития у детей старшего дошкольного возраста осознания собственной творческой индивидуальности и стремления проявить ее в своих работах при использовании в педагогическом процессе художественных проектов ознакомления с ремёслами родного края.
Теоретической основой исследования стали следующие положения: о неповторимости личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Г.Ананьев, А.В.Эльконин); о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой, национальной и региональной культур (М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Н.И.Новиков); о творчестве как общем подходе к детской деятельности (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.В.Максимов, Р.М.Чумичева); о сензитивности дошкольного детства к усвоению культурных ценностей (А.П.Усова, З.А.Богатееева, Н.Ф.Виноградова); о разноплановости воздействия народного искусства на ребенка (А.Ю. Тихонова, Л.Г.Васильева, Т.А.Котлякова, Н.П.Иванова и др.); о реализации народности воспитания (М.Н.Новицкая, Б.А.Рыбаков, К.Д.Ушинский); о современных педагогических методах (например, проектный, как более важный для нашего исследования – Т.И.Шамова, Е.С.Полат, В.И.Слободчиков).
Вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края должны изучаться с двух позиций:
1. Значения и использования в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.Ф.Виноградова, Н.Б.Халезова, А.А.Грибовская и др.).
2. Применения в воспитательном процессе национальных видов ремесел (З.А.Богатеева, Л.Д.Вавилова, Р.В.Калистру, Л.Г.Васильева и др.).
Задачи исследования:
1. Дать детям представления о разнообразии ремесел Старооскольского края и их отличительных чертах, вызвать к ним интерес.
2. Познакомить с законами построения, видами и особенностями Старооскольского орнамента.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Для развития и поддержания у старших дошкольников активного, устойчивого интереса к родной культуре чрезвычайно важно, чтобы их творческая деятельность давала материализованный результат, чтобы отдельные звенья этой деятельности были логически связаны и отчетливо выступали перед ребенком, как ступеньки, ведущие к значимой для него цели.
Знакомить детей с художественными ремеслами Старооскольского края начинается через аппликацию. Выбор этот для декоративно-прикладного творчества не случаен. Он позволяет достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства Старооскольского края.
Овладение детьми художественным опытом народных мастеров-ремесленников происходит в процессе становления ребенка как активного деятеля, в ходе присвоения им, а не пассивного усвоения, исторически сложившихся общих способов системы действий. При этом деятельность дошкольника как познавательная, так и практическая направлена на решение социально-значимых для него задач через элементарную поисково-исследовательскую деятельность и при активизации у детей интереса к художественным ремеслам родного края.
Работа включала разнообразные формы организации:
- организованная взрослым деятельность (индивидуальная, попарно, по подгруппам, фронтальная);
- детская совместная деятельность;
- индивидуальная творческая деятельность ребенка.
Чтобы предметная среда более эффективно способствовала творческому самовыражению каждого ребенка, должны создаваться необходимые условия:
- наличие «уголка погружения» в культуру родного края ( в виде «светелки»со старинной домашней утварью и изделиями народных мастеров: свистульки, полотенца, вышитые руками мастериц);
- обогащение уголка по изобразительной деятельности книжками-раскрасками, разработанными нами, на темы: “Ткачество и вышивка м”, “Улицы нашего города”; бумажными силуэтами изделий мастеров-ремесленников; динамическими таблицами;
- подготовка совместно с детьми и их родителями народных костюмов нашей местности для сюжетно-ролевых игр, обыгрывания народных сказок, участия в вечерах загадок, сказок, посиделках;
- подбор специального иллюстративного материала (совместно с детьми изготовленные дидактические игры по типу мозаики, разрезных картинок - “Найди две одинаковых глиняных игрушки”, “Найди отличия”, “Опиши, не называя”, “Собери сосуд и опиши”; открытки, фотографии, слайды, альбомы, рисунки и т.д.);
- разработка вариативных моделей по разным ремеслам (лучшие работы, выполненные детьми, использовались в качестве вариативных изделий, как дидактическое обеспечение к занятиям, для изготовления дидактических игр);
- организация выставок творческих детских работ с целью формирования у окружающих и у самого ребенка уважения к творческой индивидуальности каждого.
Знакомство детей дошкольного возраста с ремеслами родного края включает в себя несколько циклов.
Методика ознакомления дошкольников
с ремеслами родного края.
| Этапы | ||
Циклы | 1.Приобще-ние к художественным ремёслам. | 2. Деятельностное освоение элементов ремесел родного края. | 3. Творческое самовыражение ребенка. |
Гончарство | Проект “Народные промыслы”. | Проект “Весёлые гончары” | Создание мини-музея |
Ткачество | Проект “Волшебный лоскуток” | «Посиделки» с родителями | |
Вышивка | Проект “Оскольский узор” | Организация выставки |
Каждый цикл предусматривает три этапа:
1 этап – Приобщение ребенка к миру художественного ремесла родного края. Цель: формирование у дошкольников эмоционально-личностного отношения к произведениям народного творчества, чувства глубокой сопричастности к людям, создающим свои творения на родной для детей земле.
2 этап – Деятельностное освоение детьми элементов художественного мастерства ремесленников своего края. Цель: развитие исследовательского интереса у детей в процессе освоения способов создания изделий народными мастерами.
3 этап – Творческое самовыражение ребенка на основе усвоенных способов и приемов деятельности через дифференцированную персонализацию. Цель: воспитание у дошкольников стремления и умений творчески использовать опыт народных мастеров в собственной деятельности на основе развития индивидуальных устойчивых интересов к отдельным видам народного творчества.
Инициативное, самостоятельное и творческое использование опыта предыдущих поколений в практической деятельности является характеристикой социальной активности личности дошкольника, определенной направленности его интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Знакомим детей с природой родного края"
Консультация для родителей о способах и методах ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного Мордовского края....
Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической р...
проект "Знакомим детей с природой родного края"
Создавая условия для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе, мы формируем представления дошкольников об объектах живой и неживой природы, осознанно - правильное отношени...
"Как знакомить дошкольника с историей родного края"
Консультация для родителей...
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"
Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...
Консультация для родителей «Знакомим дошкольников с природой родного края»
Консультация для воспитателей и родителей...