«Как знакомить дошкольников с ремеслами родного края»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Волошкова Эльвира Васильевна

Знакомство  дошкольников с ремёслами Старооскольского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Современный этап развития нашего отечества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей все больше познать и понять историю и культуру своего народа. Рост национального самосознания, в свою очередь, остро ставит проблему воспитания подрастающего поколения уже с дошкольного возраста средствами национальной и,  прежде всего, региональной культуры, которая является первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих духовных ценностей.

Анализ психолого-педагогических теоретических исследований и реальной практики позволил выделить противоречие между педагогическими возможностями художественных ремесел конкретной территории и их недостаточным использовании в образовательном процессе дошкольных учреждений, между необходимостью знакомить детей дошкольного возраста с художественными ремеслами своего родного края, как первой ступенью познания народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточной теоретической, экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. Решение данных противоречий и определило проблему  исследования: определение педагогических условий развития у детей   старшего дошкольного возраста осознания собственной творческой индивидуальности и стремления проявить ее в своих работах при использовании в педагогическом процессе художественных проектов ознакомления с ремёслами родного края.

Теоретической основой исследования стали следующие положения: о неповторимости личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Г.Ананьев, А.В.Эльконин); о взаимовлиянии и взаимодействии общечеловеческой, национальной и региональной культур (М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Н.И.Новиков); о творчестве как общем подходе к детской деятельности (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.В.Максимов, Р.М.Чумичева); о сензитивности дошкольного детства к усвоению культурных ценностей (А.П.Усова, З.А.Богатееева, Н.Ф.Виноградова); о разноплановости воздействия народного искусства на ребенка (А.Ю. Тихонова, Л.Г.Васильева, Т.А.Котлякова, Н.П.Иванова и др.); о реализации народности воспитания (М.Н.Новицкая, Б.А.Рыбаков, К.Д.Ушинский); о современных педагогических методах (например, проектный, как более важный для нашего исследования – Т.И.Шамова, Е.С.Полат, В.И.Слободчиков).

Вопросы приобщения детей дошкольного возраста к художественным ремеслам родного края  должны изучаться  с двух позиций:

1. Значения и использования в образовании дошкольников общероссийских промыслов (Н.Ф.Виноградова, Н.Б.Халезова, А.А.Грибовская и др.).

2. Применения в воспитательном процессе национальных видов ремесел (З.А.Богатеева, Л.Д.Вавилова, Р.В.Калистру, Л.Г.Васильева и др.).

Задачи исследования:

1. Дать детям представления о разнообразии ремесел Старооскольского  края и их отличительных чертах, вызвать к ним интерес.

2. Познакомить с законами построения, видами и особенностями Старооскольского орнамента.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Для развития и поддержания у старших дошкольников активного, устойчивого интереса к родной культуре чрезвычайно важно, чтобы их творческая деятельность давала материализованный результат, чтобы отдельные звенья этой деятельности были логически связаны и отчетливо выступали перед ребенком, как  ступеньки, ведущие к значимой для него цели.

Знакомить детей с художественными ремеслами Старооскольского края начинается через аппликацию. Выбор этот для декоративно-прикладного творчества не случаен. Он позволяет достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства Старооскольского края.

Овладение детьми художественным опытом народных мастеров-ремесленников происходит в процессе становления ребенка как активного деятеля, в ходе присвоения им, а не пассивного усвоения, исторически сложившихся общих способов системы действий. При этом деятельность дошкольника как познавательная, так и практическая направлена на решение социально-значимых для него задач через элементарную поисково-исследовательскую деятельность и при активизации у детей интереса к художественным ремеслам родного края.

Работа включала разнообразные формы организации:

- организованная взрослым деятельность (индивидуальная, попарно, по подгруппам, фронтальная);

- детская совместная деятельность;

- индивидуальная творческая деятельность ребенка.

Чтобы предметная среда более эффективно способствовала творческому самовыражению каждого ребенка, должны создаваться  необходимые условия:

- наличие «уголка погружения» в культуру родного края ( в виде «светелки»со старинной домашней утварью и изделиями народных мастеров: свистульки, полотенца, вышитые руками  мастериц);

- обогащение уголка по изобразительной деятельности книжками-раскрасками, разработанными нами, на темы: “Ткачество и вышивка м”, “Улицы нашего города”; бумажными силуэтами изделий мастеров-ремесленников; динамическими таблицами;

- подготовка совместно с детьми и их родителями  народных костюмов нашей местности  для сюжетно-ролевых игр, обыгрывания народных сказок, участия  в вечерах загадок, сказок, посиделках;

- подбор специального иллюстративного материала (совместно с детьми изготовленные дидактические игры по типу мозаики, разрезных картинок - “Найди две одинаковых глиняных игрушки”, “Найди отличия”, “Опиши, не называя”, “Собери сосуд и опиши”; открытки, фотографии, слайды, альбомы, рисунки и т.д.);

- разработка вариативных моделей по разным ремеслам (лучшие работы, выполненные детьми, использовались в качестве  вариативных изделий, как дидактическое обеспечение к занятиям, для изготовления дидактических игр);

- организация выставок творческих детских работ с целью формирования у окружающих и у самого ребенка уважения к творческой индивидуальности каждого.

Знакомство детей дошкольного возраста с ремеслами родного края включает  в себя несколько  циклов.

Методика ознакомления дошкольников

с ремеслами родного края.

     

Этапы

Циклы

1.Приобще-ние к художественным

ремёслам.

2. Деятельностное

освоение элементов

ремесел родного края.

3. Творческое

самовыражение

ребенка.

Гончарство

Проект

“Народные промыслы”.

Проект

“Весёлые гончары”

Создание

мини-музея

Ткачество

Проект

“Волшебный лоскуток”

«Посиделки»

с родителями

Вышивка

Проект

“Оскольский  узор”

Организация

выставки

Каждый цикл предусматривает три этапа:

1 этап – Приобщение ребенка к миру художественного ремесла родного края. Цель: формирование у дошкольников эмоционально-личностного отношения к произведениям народного творчества, чувства глубокой сопричастности к людям, создающим свои творения на родной для детей земле.

2 этап – Деятельностное освоение детьми элементов художественного мастерства ремесленников своего края. Цель: развитие исследовательского интереса у детей в процессе освоения способов создания изделий народными мастерами.

3 этап – Творческое самовыражение ребенка на основе усвоенных способов и приемов деятельности через дифференцированную персонализацию. Цель: воспитание у дошкольников стремления и умений творчески использовать опыт народных мастеров в собственной деятельности на основе развития индивидуальных устойчивых интересов к отдельным видам народного творчества.

         Инициативное, самостоятельное и творческое использование опыта предыдущих поколений в практической деятельности является характеристикой социальной активности личности дошкольника, определенной направленности его интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомим детей с природой родного края"

Консультация для родителей  о способах и методах ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного Мордовского края....

Консультация для родителей «Знакомим детей с природой родного края»

Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края? При правильной организации педагогической р...

проект "Знакомим детей с природой родного края"

Создавая условия для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе, мы формируем представления дошкольников об объектах живой и неживой природы,  осознанно - правильное отношени...

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...