Мастер-класс «Особенности логопедического воздействия с учётом доминирующего канала восприятия»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Обучение ребенка правильной и красивой речи - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискретики.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации обычно не свойствен.
Почему так важно знать каким образом ребёнок получает информацию и раскрывает секреты индивидуального подхода в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 93.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Особенности логопедического воздействия с учётом доминирующего канала восприятия»
(Автоматизация звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантных модальностей).
А.Г. Трушникова,
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад №8 комбинированного вида", г. Исилькуль
Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя-логопеда заинтересовало вдвойне. Для начала давайте попробуем определить доминирующий канал восприятия или доминантную модальность у присутствующих в зале проведём неформальный тест С. Ефремцева.
Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. Это помогает определить нам, как педагогам и вам , как родителям-акие органы чувств скорее ―откликаются‖ у вас и ваших детей при контактах с окружающим миром? Как они воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Методика канала восприятия поможет вам лучше понять себя и других.
Если вы знаете к какому типу относятся ваши дети дорогие вам люди и
просто знакомые, вам будет легче донести до них информацию и понять, что
хотят сказать вам. Например, как люди с определенным видом восприятия
узнают, что их кто-то любит?
- Визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят.
- Кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются.
- Аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят.
- Дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика [1].
А нам специалистам да и вам, как родителям очень важно успеть подготовить ребёнка к школе, и не просто подготовить , а научить правильно и красиво излагать свои мысли, ведь обучение ребенка правильной и красивой речи - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Предлагаю определить ведущий канал восприятия у присутствующих.
Представьте на минутку, что вы сейчас на отдыхе, но для каждого отдых свой. Например, море, солнце, пляж, свежий бриз либо это горы, снежные курорты, диван. Индикатором модальности является глазной сигнал доступа. То есть при активизации памяти каждый из вас сейчас сделал непроизвольные движения глаз в одну или в другую сторону. В одну из зон.(Слайд2)
в | в | в |
а | в | а |
к | к | к |
Условно можно разделить поле зрения на девять зон. Если вы посмотрели прямо, вспоминая об отдыхе, или наверх - у вас значит визуальная модальность. Если вы посмотрели в сторону- значит вы аудиалист. И если вы посмотрели вниз- значит у вас кинестетическая модальность. Давайте, сейчас определим, сколько же у нас сейчас визуалов. Хлопаете пожалуйста в ладоши один раз у кого визуальная модальность, хлопнуть в ладоши два раза у кого аудиальная модальность, хлопнуть в ладоши три раза у кого кинестетическая модальность. Визуалов сейчас преобладающее число.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации обычно не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На занятии учитель-логопед может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и логопед и ребёнок - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного.
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. На что обязательно обращают внимание?
в | а | к | |
Словарь общения | Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д). | Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). | Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Направление взгляда | при общении взгляд направлен в основном вверх | по средней линии | -у кинестетиков - вниз. |
Особенности внимания. | Визуалу шум практически не мешает. | Аудиал легко отвлекается на звуки | Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно |
Особенности запоминания | Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. | Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. | Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь |
Для данного мастер-класса я решила проводить автоматизацию звука Ш. Что же такое автоматизация? Это этап введения звуков в речь, который следует после этапа постановки звука. Выделяют следующие этапы: это автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и в связной речи. Сейчас для каждого из типов модальности я буду проводить автоматизацию звука поэтапно. Будем вводить звук «Ш» в речь, уже для каждого из типов.
Начнём с аудиалистов. Кто же такие аудиалы?
Дети аудиалы это самая отвлекаемые дети, поскольку они отвлекаются на любой звук. Смотрят они либо в лево, либо вправо и лишь изредка заглядывают в глаза собеседнику. Они запоминают либо то, что обсуждалось в группе, а также богатые выражения, предложения с интонацией. Так вот для аудиалов необходимо использовать словесную инструкция. Для автоматизации звука «Ш» изолировано необходимо просто произнести звук «Ш». Произнесите чётко звук «Ш» кто аудиал (произносит, получается). Хорошо. Давайте уточним артикуляцию звука «Ш». Когда мы произносим звук «Ш» губы у нас слегка округлены и вытянуты вперёд, зубы не сомкнуты, расстояние между зубами около 1-2 мм, кончик языка и боковые края языка направлены кверху в форме чашечки и воздушная струя проходит по средней линии языка, струя при этом тёплая.
Переходим к визуалистам. Они воспринимают информацию в виде зрительных образов. Они часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые объекты. Поэтому для них необходимо использовать игры, которые направлены на индивидуальную ориентировку для развития зрительного восприятия. Необходимо использовать яркие наглядные картинки или пособия. И вот задание для визуалов. «В камышах шипит змея» - необходимо пройтись по волнистой линии глазами и произнести четко звук «Ш» (произносят).
Переходим к кинетикам. Кинетики активно двигаются, им необходимо ощущать простор во время игры. Для них эффективны подвижные игры, характерна постоянная деятельность. Их внимание привлечено к движущимся предметам и вот для кинетиков будем использовать игрушку «змея». С движением игрушки произносим звук «Ш».
Автоматизация звука «Ш» в слогах.
- Для аудиала повторите звук ша столько раз, сколько раз я сейчас хлопну в ладоши. 123 ша ша ша. Повторите звук шо столько раз, сколько я раз сейчас хлопну в ладоши 1234 шо шо шо шо.
- Переходим к визуализации. Произнесите звук шу столько раз, сколько на экране кружочков.
Для кинетиков-
- маршируем и произносим звук Ш в слогах;
- пальчиковые шаги со слогами;
- произносим слог ша –руки вытянуты вперёд, на слог шо- поднимаем руки
вверх , на слог шу- в стороны, на слог ши - на пояс.
Переходим на автоматизацию звуков ш в словах.
Аудиалисты. Произнесите за мной ряд слов, который сходны по своему звуковому составу, но отличающиеся одним звуком:
кошка, мошка, блошка.
пышка, мышка, вышка.
рубашка, ромашка, букашка
-Повторите все слова и назовите «лишнее»:
кошка-кошка-мошка-кошка
мышка-мышка-мышка-мишка
Для визуалов будем использовать наглядность.
- Я сейчас загадку дам - все расставить по местам.
На обед она нужна - ложка,
У гриба она одна - ножка,
Клубок утащила игривая - кошка,
Летом кусает надоедливая - мошка.
- Я ещё раз загадку дам - все расставить по местам.
У нас ночью под ушком пышная - подушка,
Живёт на болоте зелёная - лягушка,
В море соленом жемчужная - ракушка,
Яйца в чужие гнёзда подкладывает -кукушка.
- Ещё раз.
Стоит в подвале полный – мешок.
В духовке в нем варят полезные кашки - горшок.
На поясе носят, чтоб брюки не упали – ремешок.
Он рано песни по утрам поёт – петушок.
Кинестетам – можно предложить игру «Чудесный мешочек»
- сложи в мешочек игрушки со звуком «Ш» в начале слова;
- в конце слова;
- в середине слова (лягушка, кошка, мышка, и т.д.)
- Игру в «Мяч» или «Шаги»
Автоматизация звука «Ш» в предложениях:
Аудиалисты,
- пропеть в виде песенки :
Ша-ша-ша-мама моет малыша.
Ши-ши-ши-зашумели-камыши.
Шу-шу-шу-Паша кушает лапшу.
Ше-ше-ше- содит кошка в шалаше.
Шо-шо-шо-мы играем хорошо.
Для визуалов будем использовать наглядность (картинки).
Для кинестетов- отхлопать эту же чистоговорку или прошагать.
Физминутка:
Маша под душем моет шею и уши (выполнить соответствующие движения)
- Ребёнок берёт карту и по ней находит картинки на столе (в кабинете), проговаривая:
Я (Миша, Паша) шёл, шёл, шёл и шапку нашёл и т.д
Автоматизация звука «Ш» в связной речи:
Визуалы могут тут же составить рассказ, а кинестетам можно усложнить задачу сначала найти в коробке с фасолью предметы и раставить их рядом с цифрами, а потом рассказать рассказ.
Таким образом, работу с детьми с учетом их доминантных модальностей можно изобразить в виде треугольника:
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке". Подумайте и предложите как вы считаете можно сделать замечание визуалу? аудиалу? кинестетику?
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Я , надеюсь. что данная информация была вам интересна и поможет более эффективно построить процесс коррекции речи.
Спасибо за внимание!
- Визуал (зрительное восприятие)
- Кинестетик (тактильное восприятие)
- Аудиал (слуховое восприятие)
Источники: Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Особенности организации образовательного процесса в младшей разновозрастной группе"
МДОУ «Детский сад «Берёзка» с. ТеликовкаДуховницкого района Саратовской области……………………………&helli...
МАСТЕР-КЛАСС «Особенности конструктивного общения педагога с дошкольниками»
Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотно...
Мастер - класс «Особенности формирования осязания и мелкой моторики руки у детей с нарушениями зрения»
Дети с нарушением зрения характеризуются низким уровнем развития руки. Они не осознают роли осязания – как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения остроты зрения дети ...
Мастер-класс "Особенности работы младшего воспитателя в группах компенсирующей направленности"
мастер-класс для младших воспитателей о работе в группах компенсирующей направленности...
Мастер-класс "Особенности детей с дизартрией"
Мастер-класс Особенности детей с дизартрией...
Мастер-класс «Особенности обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию»
Данный мастер-класс построен по общеобразовательной программе "От рождения до школы" по методическому комплекту Л.Комаровой, представлена организации работы по предметному рисованию в разных...
Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"
Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"Презентация к мастер-классу https://cloud.mail.ru/public/RngP/3rPHkWwBY...