Главные вкладки
мастер-класс "Особенности организации образовательного процесса в младшей разновозрастной группе"
методическая разработка (младшая группа)
МДОУ «Детский сад «Берёзка» с. Теликовка
Духовницкого района Саратовской области
……………………………………………………………………………………..
Мастер-класс
«Особенности организации образовательного процесса в младшей разновозрастной группе.
Провела на заседании РМО:
воспитатель 1 кв.категории
Крылова Татьяна Анатольевна
2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Берёзка» с. Теликовка
Духовницкого района Саратовской области
……………………………………………………………………………………..
Мастер-класс
«Особенности организации образовательного процесса в младшей разновозрастной группе.
Провела на заседании РМО:
воспитатель 1 кв.категории
Крылова Татьяна Анатольевна
2013
Дата проведения: 27.11.2013 г.
Форма проведения:
*с педагогами и для них без участия детей;
*лекция + комментированный показ НОД.
Цель мастер-класса: передача опыта работы в разновозрастной группе путём комментированного показа НОД
Задачи:
- познакомить педагогов с методами, приёмами и формами работы с разновозрастными детьми;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса.
Материалы, оформление:
………………….
Инструменты для работы:
столы, стулья по количеству человек, кукла, конфетница, чайный сервиз, скатерть, сумка с конфетами, жёлтые и красные листья (кленовые и дубовые), четыре подноса, кувшин, бумажные полотенца. На отдельном столе пирамидки, книги.
Бланки телеграммы.
Демонстрационный материал:
………………….
Структура мастер – класса:
1. Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.
2. Теоретическая часть.
Пояснение и рекомендации в организации образовательной работы в разновозрастной группе.
3. Практическая часть.
Распределение ролей, проведение фрагмента НОД с педагогами.
4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
1. Вступительная часть.
- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня –« Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе».
Я расскажу вам, как осуществляю организацию образовательного процесса в своей группе, а в процессе практической деятельности мы рассмотрим фрагмент НОД.
2. Теоретическая часть.
Вопрос организации образовательного процесса в разновозрастной группе встал передо мной с того момента, как я стала работать в малокомплектном детском саду. В силу разновозрастного состава детей дидактический процесс в группе я организую по-иному, нежели он осуществляется в группе с детьми одного возраста.
В чем это своеобразие, на что я обратила внимание при организации
образовательного процесса?
Так как младшую группу, в которой я работаю, посещают дети от 1,6 до 4 лет, то организация моей работы ориентируется на программы этих возрастов. Поэтому, в первую очередь, я хорошо изучила программные требования. Затем разделила детей на возрастные подгруппы. Бывает, что в эти подгруппы входят дети с низким уровнем развития, но старше по возрасту. Продумывая содержание обучения, я подбираю материал, соответствующий уровню развития детей.
Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы я организую главным образом в форме трёх типов НОД:
- Общее для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные)
- Общее для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные)
- НОД с одной возрастной подгруппой.
Наиболее распространены в моей практике НОД первого типа - однотемные.
Такая образовательная деятельность проводится со всеми детьми одновременно, по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной группы.
К такому виду образовательной деятельности легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Кроме того, это даёт мне возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация НОД помогает мне осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если старший ребёнок слабо владеет навыками рисования, лепки, то я в течение некоторого времени разрешаю ему выполнять те задания, которые запланированы для младших детей. И наоборот, если младший ребёнок проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Для соблюдения длительности НОД для всех возрастных подгрупп, я попробовала несколько вариантов и остановилась на таком. Начинаю НОД я со всеми подгруппами, а вот заканчиваются они для каждой подгруппы в разное время. Дети, для которых НОД уже закончился, размещаются за свободными столами или занимаются другой деятельностью в зонах развития. Я стараюсь не удалять детей из группы, так как считаю, что дети невольно заинтересовываются тем, что делают старшие и что-то запоминают из материала занятия.
Во время организованной деятельности я стараюсь обеспечивать активность каждого ребенка. Свои указания, вопросы поочерёдно обращаю детям всех подгрупп, соответственно их возрасту, и по возможности избегаю многословных объяснений. Всё это, а так же наличие наглядного материала поддерживает внимание и активность детей разного возраста.
3.Практическая часть
А теперь перейдём к практической части. Я представляю вашему вниманию фрагмент НОД в младшей разновозрастной группе «День рождения куклы Кати». На его примере я покажу, как воспитанники разного возраста участвуют в процесс обучения, а так же хочу обратить ваше внимание на эффективность и целесообразность сотрудничества детей во время НОД. Прошу побывать вас в роли детей.
Фрагмент занятия «День рождения куклы Кати»
Итеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Задачи:
1,6-2 г.
Формировать умения правильно показывать и называть части своего тела. Продолжать учить различать жёлтый и красный цвет предметов.
2-3г.
Подводить к умению группировать предметы по цвету. Развивать умение по словесному указанию находить предметы по названию, различать количество предметов (один-много). Формировать умение мыть руки перед едой.
3-4г.
Закреплять представления о цвете, количестве (один, много, ни одного) предметов; Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены. Воспитывать желание оказывать помощь младшим товарищам. Обогащать чувственный опыт детей.
Вот мы у домика Кати. Постучи, Кирюша, один раз (не отвечают). Нас не слышат. Дима, постучи много раз. Давайте поздороваемся. Полина, скажи: «Здравствуй, Катя». Катя, поздравляем тебя с днём рождения. Дети, Катя приглашает вас к столу. Вы помните, что нужно сделать перед тем, как сесть за стол? (вымыть руки) Садитесь на стульчики. Ребятки, посмотрите, какая Катя сегодня нарядная. Какая Катя?(нарядная). Повтори, Варя. Смотрите как радостно блестят глазки у Кати. А где глазки у Полины? Что Полина показала? (глазки) А где носик у Андрюши, а ушки? Что, Андрюша сейчас показал? (молодцы)
Мы чуть не забыли про подарки для именинницы. Яна, принеси, пожалуйста, мою сумку. Она лежит на столике. Спасибо. Мы же приготовили подарки Кате. (Дети садятся вокруг стола.) Что это, Полина? (конфеты) Сколько конфет, Яна? (много). Катя предлагает вам попробовать конфеты. Возьмите по одной конфете. Дима, передай одну конфету Полине. А Кирюша передаст одну конфету Андрюше. Сколько конфет взяла Варя? А Дима? Кирюша, сколько конфет осталось в вазочке (ни одной). Ещё в подарок Кате мы собрали красивые листочки с разных деревьев: клёна и дуба. Какого они цвета? Андрюша, покажи красный листочек, Полина, покажи жёлтый листочек. Ой, посмотрите, листочки в сумке все перемешались. Надо их разобрать: на синий поднос положить красные листья, на жёлтый - жёлтые. Яна, разложи, пожалуйста, листья клёна по цвету. Кирюша, посмотри как Яна будет раскладывать листочки и если у неё не будет получаться, помоги ей. А Варя разложит дубовые листочки по цвету: красные на один поднос, жёлтые на другой. Дима, помоги, пожалуйста, Варе в случае затруднения.
Дидактическая игра «Разложи по цвету»
Подхожу к малышам, обращаюсь к ним: «Андрюша, Полина, вы немножко устали. Кукла Катя предлагает вам посмотреть интересные книги или собрать пирамидку, поиграть в другие игры».
Коментарии к НОД
Уважаемые педагоги, вы обратили внимание на то, что самые маленькие воспитанники сели за отдельные столы? Для них НОД закончилась в этот момент, но они остались в группе. Я считаю, что кроме того, что дети могут почерпнуть для себя что-то полезное, это ещё очень дисциплинирует детей. Так же я стремилась показать вам, как вовлечь в учебный процесс детей всех подгрупп. Я старалась задавать им вопросы поочерёдно, так как опыт показывает, что за счёт большого количества вопросов, адресованных детям одной подгруппы, интерес других детей к образовательной деятельности теряется.
Хотелось бы ещё отметить, что сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.
4.Рефлексия участников мастер-класса Подведение итогов.
Уважаемые коллеги! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Телеграмма». Для этого заполните бланк телеграммы, ответив на следующие вопросы: Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе.
Большое спасибо за внимание и поддержку!
Приложение
Самоанализ мастер-класса
на тему « Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе»
Цель. Данного мастер-класса было передать опыт работы в разновозрастной группе путём комментированного показа НОД. Поставленная задача была выполнена. Педагоги познакомились с типами НОД для разновозрастных групп, со способами активизации детей во время организованной деятельности.
Мастер-класс был проведён в форме лекции плюс практическая часть.
Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса и его содержания.
В теоритическо-демонстрационной части были рассмотрены особенности проведения организованной деятельности в младшей группе.
Во время практической части был показан фрагмент НОД в разновозрастной младшей группе.
В завершении был подведён итог.
Вывод.
Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала возможность узнать новое. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной, мне легко было общаться с педагогами. Практическая часть не вызывала затруднений. В целом я довольна результатом.
Resource id #2404
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульное планирование образовательного процесса в старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности (апрель)
План – проект образовательной деятельностиВремя проведения (месяц) АпрельГруппа (старший дошкольный возраст) разновозрастная группа компенсирующей направленности Ф.И.О. педагога отве...
Проект непосредственной образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе общеразвивающей направленности для детей от 2 до 4 лет Тема: «Русские музыкальные потешки». Образовательная область: «Художественно – э
Аллакский детский сад, филиал муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 189 «Солнышко»...
«Фольклор в развитии игрового творчества» в процессе воспитательно-образовательной работы в младшей разновозрастной группе. Выступление на семинаре РМО. Нафикова Л,Р.
В статье описаны задачи и формы работы с детьми младшей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду с использованием фольклора. также поделилась опытом работы по дпнной теме....
Диагностика педагогического процесса в младшей разновозрастной группе (с 1,5 до 3 лет) на 2023-2024 учебный год
Диагностика педагогического процесса в младшей разновозрастной группе (с 1,5 до 3 лет) на 2023-2024 учебный год согласно рекомендациям ФОП ДО...
Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в младшей группе
программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в младшей группе...
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в младшей группе
Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в младшей группе...