Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"
материал по математике

Мастер-класс "Особенности использования логических блоков З.Дьенеша в разных возрастных группах"

Презентация к мастер-классу https://cloud.mail.ru/public/RngP/3rPHkWwBY 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Особенности использования логических блоков Дьенеша в разных возрастных группах»

Цель: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности».

Задачи мастер-класса:

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;                      Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах;

Обучить участников мастер-класса методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий - логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

 Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников логического мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.                                                                                                           Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.

Для игр с детьми понадобятся карточки-символы: с обозначением цвета: кляксы красная, синяя, желтая; для обозначения формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; для обозначения размера: большая фигура обозначается домиком с окошком, домик без окошка -маленькая фигура; для обозначения толщины: толстая фигура обозначается толстым человечком, тонкая – худым.

С детьми от 2 лет уместны простые игры. В помощь к блокам имеются альбомы (для каждого возраста свои). Первый из альбомов – Блоки Дьенеша для самых маленьких (для детей с 2 до 3 лет).

Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, ребенок будет в восторге от того, как под его руками плоскостные изображения превращаются в объемные.

Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста.

Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

1. «Найди такие же по цвету» (не такие).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету.

2. «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме».

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые такие, как эта, по цвету и форме.

3. "Цепочка"

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, синий, желтый, (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Дети выкладывают фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового формы (одинакового размера).

4. "Второй ряд"

Предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого (цвета, размера).

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.

Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств.

«Покажи». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

 «Угадай- ка». Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются.  Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно.

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру «Автомобили».  Для игры понадобятся ворота (гараж), на которых наклеены геометрические фигуры, например, большой синий квадрат и маленький красный круг, такие же блоки лежат на столе. Дети выбирают понравившиеся фигуры (фигура обозначает марку машины). Пока звучит музыка, «машины» двигаются по площадке, по окончании музыки «автомобили» заезжают в свой «гараж».

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой нужно объяснить ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление,

Игра «Посади клумбу»

Перед детьми выкладываются 2 обруча.

«Наступила весна, пора посадки разных растений и, конечно же, цветов. На клумбах растут необычные цветы - блоки Дьенеша. Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Садовник решил в красную клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка - символ - синее пятно, а в желтую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник)».

-Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам? (Правильно, синие треугольники можно отнести и к первой группе предметов, и ко второй.) 

Данная игра развивает способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

И любимая игра моих ребят «Спасатели». Я объединила несколько игр в одну. Игра «Спасатели приходят на помощь» - одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт.

Игра с блоками, как правило, плавно перетекает в сюжетно - ролевую игру и дети готовы играть всё свободное время.

Вот и рассмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Как вы думаете, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно - ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд» (билеты, места).

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А, так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

Рефлексия. Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блок и объяснения к ним. Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит, поднимает блок, соответствующий первой схеме. Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме и т. д.

                            Благодарю за внимание! Желаю удачи!

Литература:

1. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

2. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

3. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. – ООО Корвет.

4. Поиск затонувшего клада. Развитие внимания, памяти, умение работать в коллективе. – ООО Корвет.

5. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логических блоков З.Дьенеша.

Развитие пространственного мышления через дидактические игры сенсорного и математического содержания формирует у младших дошкольников умение думать, анализировать, самостоятельно находить нужное решен...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ З. ДЬЕНЕША»

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и дей...

ООД ФЭМП с использованием логических блоков З. Дьенеша в средней группе. Тема: «Полет в космос»

ООД по математике с использованием логических блоков З. Дьенеша в средней группе. Тема: «Полет в космос»...

"Использование русских народных подвижных игр в разных возрастных группах"

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ...

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...