Проект "В гости к Морозко"
проект (старшая группа) по теме

Мокрикова Екатерина Владимировна

Воспитание положительно-личностных качеств у детей через знакомство с русским народным творчеством по сказке «Морозко».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_gosti_v_morozko.doc583.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Проект

«В гости к Морозко»

Автор проекта:

Мокрикова Екатерина Владимировна

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: средний (2 месяца “январь-февраль”).

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и  родители воспитанников.

Цель проекта:

воспитание положительно-личностных качеств у детей через знакомство с русским народным творчеством по сказке «Морозко».    

                

Задачи проекта:

- Обобщение знаний о культуре и жизни русского народа.

- Обогащение активизации словаря по темам: «Родня и родственники»,                      «Зимние явления природы».

- Развитие логического мышления -  умение классифицировать,

сравнивать и обобщать.

- Развитие речевого дыхания, памяти, внимания, диалогической речи.

- Мелкая и общая моторика рук.

 Организационный этап:

- Подготовка материала - подбор наглядных и дидактических материалов:

предметные картинки, звуковые файлы.

- Дидактические игры: «Эволюция обычных вещей», «Семья».

- Атрибуты для проведения игр на развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук и театрализации.

Работа проходит в 3 этапа.

I. «Встреча с зимой» - закрепление знаний об изменениях природы в зимний период.

II. «В гости к Морозко» - знакомство со сказкой «Морозко», активизация словаря по теме «Родня и родственники».

III. «Проводы зимы» - работа над созданием атрибутов к макету «Масленица».

 Работа с макетом: обогащение знаний о культуре и жизни русского народа.

Методы и приемы:

1. Беседа по сказке «Морозко».

2. Беседы-рассуждения о проблемных ситуациях, представленных в произведении.

3. Участие детей в играх и упражнениях над развитием самоконтроля, над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика).

Предполагаемый результат:

Развитие эмпатийного поведения дошкольников (сопереживание ближнему, вызвать интерес к культуре и быту русского народа).

Продуктивная деятельность:

- Аппликация «Узор на платке» (бисер).

- Рисование «Морозный узор» (белая гуашь).

- Рисование «Зимний лес» (используя осенние листья).

- Ель из раскрашенных детьми шишек.

- Раскраски по сказке «Морозко» (раскрась и расскажи эпизод из сказки).

- Атрибуты для макета «Веселая ярмарка».

I этап: «Встреча с зимой».

        Ребята, какой сейчас зимний месяц? Январь – самый суровый месяц зимы.

Трещат крещенские морозы. Чем ярче солнце, тем холодней день. 

Январь плавно перетекает в стуженый месяц февраль, начало которого часто характеризуется метелями и вьюгами с сильными порывами леденящего ветра.

Активизация словаря:

Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, холодный, блестящий, колючий. Мороз – бодрящий, трескучий, жгучий, лютый, леденящий.

Метель (вьюга) – снежная, зимняя, порывистая, колючая, свирепая.

(Метель-перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли).

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о зиме.

        Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

       Загадки:

Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

                                  (Зима)

                                                                              Бел, да не сахар,

С неба звезды падают,                                        Ног нет, а идет.

Лягут на поля.                                                                     (Снег)

Пусть под ними скроется

Черная земля.

                   (Снежинки)

                                                                              Он в белые шубки деревья одел,

                                                                              И каждую веточку мехом одел.

                                                                                                                       (Иней)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

                           (Лед)

                                                                              Он вошел – никто не видел.

                                                                              Он сказал – никто не слышал.

                                                                              Дунул в окна и исчез.

                                                                              А на окнах вырос лес.

                                                                                                                (Мороз)

Гуляет на воле,

В лесу, в чистом поле.

Крутит, воет, бурчит,

На весь мир ворчит.

                       (Вьюга)

       Пословицы:

В январе – морозы, в феврале – метель.

                            У февраля два друга – метель да вьюга.

                                                         В феврале зима с весной встретятся впервой.


     
Поговорки:

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

       Зимний ветер морозу помощник – пуще холодит.

        Мороз не велик, да стоять не велит.

                   Такой мороз, что звезды пляшут.

                        Два друга – мороз да вьюга.

                 

       Игры:

- На слуховое восприятие: звуки скрипа саней, снега, метели.

- На развитие дыхания: «Метель», «Погреем ладошки».

Какой самый любимый, волшебный зимний праздник?

Во время праздничных дней может произойти чудо, как в сказке.

II этап. «В гости к Морозко».

Цель: знакомство с русским народным творчеством (сказка «Морозко»).

Задачи:

- Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло».

- Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

- Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается.

- Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков.

- Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

 - Пояснение терминов и введение новых слов по ходу чтения сказки.

Понятийный словарь:

Родственные связи (падчерица, мачеха, старикова дочь, старик, старуха).

Красная девица, добрый молодец, постылая, старый дурень, нарядница, мастерица.

Приданое:  шитое серебром и золотом платье, рубаха, шубка, узорный платок, рукавицы.

кузнец

не ткаха - не пряха

холст

прялка

кузница

ленивица-бездельница

кудель

спицы

кочерга

лошадь распрягать    

кованый

хворост

изба  

дожидаючись

клубок

сани

Организационный момент:

раздаются звуки метели, скрип полозьев саней по снегу.

Введение в проблему:

«Ребята, посмотрите, как красив сказочный лес! Но, что это? Кто-то плачет!

(сидит девочка на пенёчке). Что случилось? Ребята, как вы думаете, хорошо ли оставлять человека в беде?»

Поэтапное решение проблемы:

1. Чтение, знакомство со сказкой «Морозко»,

2. Беседа после прочтения (примерные вопросы):

Воспитатель: Ребята, кто догадался, как называется эта сказка?

Что же случилось  в этой сказке?

                                                         (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Как же жилось Настеньке при злой мачехе?

                                                         (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Кто такая мачеха?

Дети: Это неродная мама.

Воспитатель: О чем эта сказка?

Дети: (предполагаемый ответ) О том, как Морозко проучил злую дочку       мачехи.

Воспитатель: Ребята, а кто такая падчерица?

Дети: Это не родная дочка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто в этой сказке добрый, а кто злой?

Дети: Добрые – падчерица, отец, Морозко, собачка. Злые – мачеха, дочка.

Воспитатель: Вспомним добрых героев этой сказки.

Дети: Морозко, падчерица, отец.

Воспитатель: А почему вы считаете, что эти герои добрые?

Дети: Потому что они не совершили плохих поступков, никого не обидели.

Воспитатель: Ребята, а кто такой «злой» человек?

Дети: Это тот, кто совершает плохие поступки.

Воспитатель: Можно ли назвать доброй дочку матери?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: (предполагаемые ответы) Потому что совершала плохие поступки, была злая, ленивая.

Воспитатель: А как вы думаете, Морозко добрый или злой?

Дети: Добрый…

Воспитатель: Почему вы так считаете, он же одну девочку отблагодарил, а другую – наказал. Одной он подарил «соболью шубу, золото, серебро, короб с      богатыми подарками…» А вторую дочку он заморозил…

Дети: Морозко наказал дочку, потому что она была грубая, а падчерица отвечала вежливо, несмотря на то, что ей тоже было холодно.

Воспитатель: Правильно, ребята, даже, когда у вас нет настроения или вы чем-то огорчены, нужно всегда оставаться вежливым, воспитанным человеком, нужно уметь делиться добротой, которая находится у нас внутри.

      Игра «Подбери пословицу к картинке».

1. Мачеха, родная дочь, падчерица.

                (При солнышке тепло, при матушке добро).

2. Лесная избушка – где приютили падчерицу.

               (Мир не без добрых людей).

3. Падчерица - трудолюбивая, старалась работу выполнить хорошо.

                (Труд человека кормит, а лень портит).

4. Падчерица и сундучок с добром – падчерица награждена за свое трудолюбие, доброту и вежливость.

               (Какова работа, такова и награда).

5. Родная дочь наказана – за лень, грубость, неуважение к старшим.

               (Как аукнется, так и откликнется).

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о добре вы знаете?

Дети: За добро добром и платят.

          Доброе братство лучше богатства.

          Худо тому, кто добра не делает никому.

          Добрый человек добру и учит.

          Учись доброму – худое само на ум придет.

          Нет худа без добра.

Воспитатель: А как вы думаете, какая пословица больше подходит к этой сказке?

Дети: Худо тому – кто добра не делает никому.

Воспитатель: А я знаю такие пословицы:

          Доброе дело сотворишь – себя увеселишь.

         Добро сеять – добро и пожинать.

         Доброе дело два века живет.

         Добра желаешь, добро и делай.

Воспитатель: Ребята, а можно злую мачеху превратить в доброго человека?

Дети: Нет.

Воспитатель: А я знаю один секрет. Если человека окружить заботой, лаской,

добротой, да еще и подарками, то он обязательно станет добрым. Доброта – это     внутреннее чувство человека, которое можно выразить и словами и поступками. Давайте сейчас мы поделимся частицей своей доброты – украсим  красивую шаль (красивый узорный платок) для мачехи.

Аппликация бисером «Узор на платке».

     

Закрепление работы на втором этапе в совместной деятельности с детьми:

- Диалог из сказки.

- Сложить последовательность сказки (событие).

- Обыгрывание детьми эпизода из сказки (маски).

- Плоскостной настенный театр: игра-драматизация по сказке «Морозко».

- Игра на эмоции: лица персонажей.

- Дидактическая игра «Семья».

- Модель-макет «Морозко».

- Развивающая игра «Эволюция обычных вещей» - что можно использовать в современном доме  и в старинной избе.

- Работа с «Понятийным словарем», изготовленным вместе с детьми о старинных значениях слов предметов в быту.

Мелкая моторика рук:

- «Намотай клубок из ниток».

- «Собери узелок в дорогу» (чтобы девочка не пропала в пути).

- Раскраски по сказке «Морозко».

III этап: «Масленица».

Подходит к концу недолгий месяц февраль, пришло время проводить зиму. Её проводы проходят очень весело с русским народным праздником, который называется «Масленица». Во время праздника устраивались гулянья: катались на санях, устраивали шумные, веселые игры-соревнования, играли на народных инструментах, пекли к празднику блины и сжигали чучело.

И мы с вами попробуем создать все это своими руками.

(Создание макета «Веселая ярмарка»).

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево – лавки с товаром!

Гляньте направо – веселье даром!

           

    Русские народные музыкальные инструменты.

       Загадки:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё  плясать
И по-русски приседать.

                      (Балалайка).

                                                                      Играет, а не гитара.
                                                                     Деревянная, а не скрипка.
                                                                     Круглая, а не барабан.
                                                                     Три струны, а не балалайка.

                                                                                                      (Домра).
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
                             (Гусли.)
                                                                     Кричит без языка, поет без горла,
                                                                     Радует и бедует, а сердце не чует.

                                                                                                   (Колокол).

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
                           (Гармонь.)
                                                                     А на ней пастух играет
                                                                     И овечек собирает,
                                                                     Фью-фью,
                                                                     Фью-фью-фью,
                                                                     Идём мы к пастуху.

                                                                                   (Свирель.)
Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший
(рожок)
Дополняет наш кружок.

   

                                                                       Деревянные ладошки,

                                                                       А звучат как будто ложки.

                                                                                           (Кастаньеты).

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»,

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких …(ложках).

                                                                        Деревянные пластинки,

                                                                        Разноцветные картинки,

                                                                        Стучат, звенят –

                                                                        Плясать велят!

                                                                                                (Трещотки).

На дуге висят спокойно,

Стоит лишь дугу встряхнуть.

Мелодично и привольно

Украшают долгий путь.

                             (Бубенцы).

                                                                        Ящик на коленях пляшет,

                                                                        То поет, то горько плачет.

                                                                                                (Шарманка).

Речевое  упражнение «Оркестр»:

         Как называется музыкант, который играет на данном инструменте?

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне —  …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — … (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет…  (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели —  (свирельщик)
  • Как называют музыканта, играющего на шарманке? (шарманщик).
  • А кто играет на ложках? (ложкари).

Проводится презентация модели-макета.

Обсуждение впечатлений.

Приложение.

Продуктивная деятельность:

         

   

        

Игра на эмоции: лица персонажей.

                                                             

                            

Плоскостной настенный театр:

Модель-макет по сказке «Морозко»

Модель-макет «Веселая ярмарка»

        

     

 

     

Русские народные музыкальные инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к Морозко"

План-конспект НОД в средней группе...

В гостях у сказки "Морозко"

Макет по мотивам русской народной сказки "Морозко"...

Новогодний утренник "В гостях у сказки "Морозко"

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки "Морозко"....