Обобщение опыта работы то теме "Взаимодействие с семьей"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко-агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими.
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими, бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность: Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и проблемную.
Основные задачи:
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Для достижения поставленной цели нами была выбрана структурно-функциональная модель взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков:
Информационно-аналитический блок:
предполагал сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения.
Задачи, которые предстояло решать в этом блоке, определили формы и методы дальнейшей работы. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, наблюдение, изучения медицинских карт.
Практический блок:
для организации продуктивного общения планировались такие мероприятия, которые вовлекали бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком.
Контрольно-оценочный блок:
предполагал анализ эффективности мероприятий, с этой целью использовались такие формы как опрос, книги отзывов, анкетирование, наблюдение.
Хотелось бы отметить использование следующих форм работы в практическом блоке:
- «Почта доверия» - своеобразный почтовый ящик родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам дошкольного учреждения, заведующему или методисту. Такая форма взаимодействия эффективна, когда нехватка времени мешает родителям встретиться с педагогами или, когда родитель хотел бы получить консультацию воспитателя, но при посторонних не может произносить тему вслух. Эта форма работы показала себя как очень эффективная;
- Использование презентаций на родительских собраниях – с помощью проектора можно показать краткие тезисы, показать фото-презентацию о жизни детей в детском саду, показать видеофрагменты (небольшой фрагмент или даже целую непосредственно образовательную деятельность);
- Разнообразные конкурсы, выставки, стенгазеты – способствуют совместному времяпровождению ребенка и родителей;
- «Объявление-благодарность» - вывешивается лист с яркой надписью от лица детей, в которой благодарят родителей за участие или просто за сменную одежду. Это форма используется в тех случаях, когда небольшое количество родителей приняли участие и косвенно направленно на тех, кто не проявил активности;
- Коробка «Мы научились», в ней к концу недели появляются листочки, прочитав которые, родители могут узнать, чему научились дети за прошедшую неделю, а внизу приписано небольшое задание на выходные (принести фотографию, нарисовать рисунок, подготовить поделку к конкурсу). Обязательно в понедельник похвала детям, выполнившим задание;
- Использование Интернет-ресурсов для просвещения родителей.
Так же в практическом блоке проводилась работа с трудными семьями. Для оценки риска семейного благополучия была использована следующая карта:
Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника
№ | Этапы изучения семьи | Симптомы | Индекс |
1. | Первичное наблюдение в условиях детского сада | Систематическое опоздание в детский сад Неопрятный внешний вид ребёнка Отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви | |
2. | Оценка санитарно-гигиенических условий воспитания ребёнка в семье | Запах в квартире (затхлый, алкоголя, сырости, сигаретного дыма, мочи, другое) | |
3. | Оценка условий воспитания, атмосферы семьи | Отсутствие игрушек, книг |
Индекс 1 - необходимо выяснить причины данных симптомов
Индекс 2 - необходимо углублённое изучение ситуации в семье
Индекс 3 - необходимо применение комплекса социально-педагогических мер по профилактике и коррекции семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучными семьями велась согласно плану:
Наименование мероприятия | Сроки исполнения |
Выяснение причины непосещения ребенком ДОУ. | В течение года, ежемесячно |
Изучение причин неблагополучия семьи. | По мере выявления |
Консультации для родителей по теме «Права ребенка - соблюдение их в семье»; «Роль матери и отца в воспитании ребенка». | По плану |
Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей». | В течение года |
Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей. | Февраль |
Рейды в неблагополучные семьи. | По мере необходимости |
Сотрудничество с Муниципалитетом (органы опеки и попечительства), КДН, ОВД и др. | В течение года |
Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей. | Ежедневно |
Посещение семьи в новогодние праздничные дни. | Январь 1-2 неделя. |
Посещение на дому. | Ежеквартально и по мере необходимости |
Отчет по работе с неблагополучной семьёй. | Ежемесячно |
Главный метод помощи неблагополучным семьям – сопровождение.
Результаты проведенной работы:
Что касается работы со всеми семьями, можно сказать о том, что родители стали больше интересоваться времяпровождением детей в детском саду, использование презентаций на собраниях повысило посещаемость.
Что касается работы с неблагополучными семьями в январе 2013 года я получила благодарственное письмо председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования Каневской район Г.Г. Черкасского за неравнодушное отношение к судьбам детей, готовность вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается и в связи с 95-летием со дня создания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но главными достижениями в этом на правлении я считаю то, что мама Никиты К. в 2013 г. Устроилась на работу, а ребенок, придя в сад, делился впечатлениями о том, что они с мамой делали и где были. А результат работы с семьей Жени Г. Звучал во время посещения семьи на новогодних праздниках из уст бабушки: «Она все праздники не пила, говорила, а вдруг ко мне придут, а я…»
Таким образом правильно организованное взаимодействие семьи и детского сада, формирует педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, и позволяет добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по взаимодействию с семьями воспитанников по музыкально-художественному воспитанию
Обобщение педагогического опыта...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ДО»
Организованное взаимодействие родителей и ДОУ через социального педагога позволяет обеспечить дифференцированный подход к семьям воспитанников. Реализуя себя в рамках вышеперечисленных позиций, родите...
обобщение опыта работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ"
Уважаемые коллеги, в данной работе представлен опыт моей работы по обозначенной теме. В данной публикации вы можете ознакомиться с основными формами работы с родителями в период, когда их детишки прив...
Обобщение опыта работы «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада»
Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающ...
Обобщение опыта работы педагога-психолога Заговорич И.М. по нетрадиционным формам работы с семьей в виде клуба Знаек-Познаваек
Данная работа содержит описание функционирования клуба как формы организации работы с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В нашем случае клуб «Знаек-Позн...
Обобщение опыта работы "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Опыт моей работы называется "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников". В данной области я нарабатываю сравнительно недавно, но эта тема для меня в работе одна из главных. Являясь сама матерью, я по...
«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)
Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...