Инновационные технологии в инклюзивном образовании
статья по теме
Разные виды интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Проблемы с этим связанные. И методы реализации поставленной задачи в современном инклюзивном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проблемы инклюзивного образования | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в инклюзивном образовании
Т.В. Гребенникова
ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Здоровячок» г. Курск
Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. Следовательно, в образовательном пространстве должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной коррекционной и психологической помощи детям с ОВЗ, интегрированным в ОУ (Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1).
В настоящее время в российской системе образования (авторы концепции Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко - ИКП РАО) выделяются несколько видов интеграции в образовательном процессе:
- Комбинированная интеграция (по виду образовательная).
- Частичная интеграция (по виду образовательная и социальная).
- Временная интеграция (по виду социальная).
- Смешанная интеграция (по виду образовательная).
Авторы концепции выделяют также тип полной интеграции, при которой «особый» ребёнок с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает ОУ наравне со сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях (ППМС-центры, логопункты, сурдокабинет и т.д.).
К сожалению, частичная или полная реализация любой из перечисленных выше форм интеграции может повлечь за собой следующие проблемы и риски:
- Административная и профессиональная неготовность к принятию инклюзивных практик.
- Отсутствие вариативности образовательных стандартов.
- Недостаточность механизмов реализации инклюзивной практики.
- Недостаточность методического обеспечения осуществления инклюзивного образовательного процесса и соответствующего ему технологического и психолого-педагогического сопровождения.
- Трудности взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса.
Необходимо отметить, что при всех выделенных типах интеграции (за исключением полной интеграции) предполагается наличие в ОУ некоего специального подразделения со своим штатом педагогов-дефектологов.
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения образовательной интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. (Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4).
В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это включение в образовательный процесс различных групп детей и создание для каждого ребенка равнозначных условий. Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания (Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. C. 51-59).
Система дошкольного воспитания наиболее подходит для реализации инклюзивного подхода, так как:
- в большинстве детских садов создана хорошо подготовленная развивающая среда;
- различия в когнитивном развитии дошкольников с нормативным и отклоняющимся развитием не так критичны;
- игровые подходы в воспитании и обучении способствуют развитию детей с разными стартовыми возможностями;
- дети дошкольного возраста успешно копируют толерантное отношение к детям с особенностями в развитии;
- большое количество досуговых мероприятий позволяет научить взаимодействовать самых разных детей и их семьи в эмоционально-позитивном контексте.
Интегративный подход сегодня осуществляется и в тех детских садах, где работают изолированные группы компенсаторного типа (логопедические, для детей с сенсорными, моторными и интеллектуальными нарушениями) (Зубарева, Т. Г. Организация деятельности ПМПк в учреждении. – С. 19-27).
Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.
Инновационная деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание условий для получения полноценного образования без территориальных, интеллектуальных ограничений;
- создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
- корректировка ПМП-сопровождения на основе инклюзивных подходов;
- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения ребенка;
- обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном учреждении;
- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.
Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:
- Интерактивные технологии, которые позволяют:
- наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослым;
- незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
- создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.
Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения (Зубарева, Т.Г. Содержание работы учителя-логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения С. 37-40).
2. Дистанционные технологии
Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории, он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.
В то же время необходима реализация системы поддержки всех участников образовательного процесса, которая может быть достигнута с помощью многофункционального интерактивного сенсорного комплекса. С его помощью можно решать такие проблемы, как психофизиологическое развитие, коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, проведение различных комплексов, направленных на реализацию коррекционных и развивающих мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств со...
Игры с использование ТИКО - конструктора как инновационный подход в инклюзивном образовании.
Сегодня инклюзивному образованию в России уделяют особое внимание. Вопрос организации образовательной среды для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО остается...
Программа инновационной площадки «Реализация инклюзивного образования в практике современной дошкольной организации»
Государственная политика в отношении полноценного развития детей с ОВЗ определяет актуальность внедрения в практику дошкольного учреждения данную вариативную форму образования. В ...
статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.
В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий...
Инновационные технологии в инклюзивном сопровождении в работе педагога-психолога ДОУ
Инновационные технологии в инклюзивном сопровождении в работе педагога-психолога ДОУ....
Городская стажировочная платформа «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ»
ПРОГРАММА Городской стажировочной платформы «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ»1. Информационный блок программы1.1 Название программы: «Технология...