Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
статья

Кретинина Софья Михайловна


Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Софья Михайловна Кретинина. kretinina.83@mail.ru

МБДОУ ЦРР «Детский сад №138»

     Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступностиобразования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

      Жизнь ребенка с ограниченными возможностями протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает рассогласованность между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется в результате длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях. В подобной обстановке задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

     Педагогическая работа с детьми-инвалидами предполагает обеспечение этим детям условий для ведения образа жизни, соответствующего возрасту; максимальное приспособление к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям этих детей.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

     Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы,сада а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы, детского сада.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

     Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

     Инклюзивное образование в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

     На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

     Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и длительно болеющим детям  с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь                 и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде,                                  с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Сегодня  мир мы не воспринимаем без информационных технологий, компьютеризации.

Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.

Огромную роль в инклюзивном образовании играет подбор кадров, использование современных образовательных технологий. Приоритетными являются информационные технологии, т.к. с их помощью могут общаться все дети, на любом расстоянии.

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.

     В современных условиях все рельефнее обнаруживается недостаточность, а порой и слабость существующих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой деятельности, низка их психологическая компетентность.

     Создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни школьников является перспективным направлением развития системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи.

     К сожалению, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими факторами: отсутствие информационно-технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий  общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании. Так как в условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.

     Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.

     Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации.

     При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы,  а уже известные могут пропустить. Огромным  плюсом  для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее. Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.

     Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.

     Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй, единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

     Однако внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:

- доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;

- социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество широкий охват аудитории обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей детей;

- интерактивность обучения;

- пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование

- качественное образование детей с ОВЗ;

- поддержка семьям детей-инвалидов.

     Между тем, определенные трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения; педагогической и методической готовностью педагогов; технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети.

     В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования.

     Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

     Использование новых информационных технологий в организации лиц с ограниченными возможностями здоровья, основано на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсарного подхода и преодолению нарушений в развитии.

     Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учителю значительно сократить время на изложение материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока.

     Введение информационных технологий направлено на решение таких  задач, как: максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии. Использование информационных технологий способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования. Они решают такие задачи как изучение компьютера, коррекция психического здоровья, индивидуализации и дифференциации обучения, повышение эффективности обучения, интеграция детей в информационное общество.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения.

     Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся.

     Конечно, без активной помощи со стороны родителей невозможно апробировать дистанционное обучение. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку -  выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки работы на компьютере.

     Мне кажется, что наибольшие затруднения в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья могут вызвать:

- компьютерная малограмотность родителей, детей, учителей;

- техническое оснащение;

 - трудности при разработке уроков учителем.

     В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

                                                             Литература.

1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.

2. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.

4.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.

5. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании: условия применения

Использование   ДОТ  в МБДОУ д/с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области...

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...

Опыт работы " ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

АктуальностьНепрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановк...

статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.

В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий...

Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода вы...

Консультация для родителей «Психологические игры для детей, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

Мечта всех родителей — вырастить умного, интеллектуально развитого ребенка, и психологические игры считаются незаменимыми помощниками в воспитании детей. Основная особенность психолог...