Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
статья
Формами дистанционного обучния являются различные варианты взаимодействия преподавателя и учащегося,цель которых является в достижении определенных компетенций.Компьютер становится одним из средств социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии в инкюзивном образовании. | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Софья Михайловна Кретинина. kretinina.83@mail.ru
МБДОУ ЦРР «Детский сад №138»
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступностиобразования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Жизнь ребенка с ограниченными возможностями протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками, однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает рассогласованность между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется в результате длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях. В подобной обстановке задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.
Педагогическая работа с детьми-инвалидами предполагает обеспечение этим детям условий для ведения образа жизни, соответствующего возрасту; максимальное приспособление к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям этих детей.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
- Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы,сада а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы, детского сада.
- Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, её правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
- Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
- Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
- Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Инклюзивное образование в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и длительно болеющим детям с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
Сегодня мир мы не воспринимаем без информационных технологий, компьютеризации.
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями - является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социальная интеграция понимается, как конечная цель специального инклюзивного обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается, как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.
Огромную роль в инклюзивном образовании играет подбор кадров, использование современных образовательных технологий. Приоритетными являются информационные технологии, т.к. с их помощью могут общаться все дети, на любом расстоянии.
Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.
В современных условиях все рельефнее обнаруживается недостаточность, а порой и слабость существующих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой деятельности, низка их психологическая компетентность.
Создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни школьников является перспективным направлением развития системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи.
К сожалению, имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими факторами: отсутствие информационно-технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании. Так как в условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.
Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения.
Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации.
При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные могут пропустить. Огромным плюсом для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.
Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее. Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет.
Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром.
Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй, единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.
Однако внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:
- доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;
- социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество широкий охват аудитории обучающихся;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- интерактивность обучения;
- пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование
- качественное образование детей с ОВЗ;
- поддержка семьям детей-инвалидов.
Между тем, определенные трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения; педагогической и методической готовностью педагогов; технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети.
В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования.
Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.
Использование новых информационных технологий в организации лиц с ограниченными возможностями здоровья, основано на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсарного подхода и преодолению нарушений в развитии.
Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учителю значительно сократить время на изложение материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока.
Введение информационных технологий направлено на решение таких задач, как: максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии. Использование информационных технологий способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования. Они решают такие задачи как изучение компьютера, коррекция психического здоровья, индивидуализации и дифференциации обучения, повышение эффективности обучения, интеграция детей в информационное общество.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся.
Конечно, без активной помощи со стороны родителей невозможно апробировать дистанционное обучение. На начальном периоде обучения, при освоении работы на компьютере нужно помогать ребёнку - выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки работы на компьютере.
Мне кажется, что наибольшие затруднения в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья могут вызвать:
- компьютерная малограмотность родителей, детей, учителей;
- техническое оснащение;
- трудности при разработке уроков учителем.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Литература.
1. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
2. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
4.Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011.
5. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционные образовательные технологии в дошкольном образовании: условия применения
Использование ДОТ в МБДОУ д/с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области...
Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Онлайн-сервисы (с электронными ссылками) для организацииобразовательной деятельности на уровне дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий...
Опыт работы " ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
АктуальностьНепрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий предоставления качественного образования. Современная обстановк...
статья Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании.
В этой статье раскрываются основные аспекты дистанционных образовательных технологий...
Методические рекомендации по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В системе дополнительного образования дистанционное обучение и поддержка обучающихся могут оказать существенное влияние на успех в образовательной деятельности и адекватное самоопределение. Свобода вы...
Консультация для родителей «Психологические игры для детей, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Мечта всех родителей — вырастить умного, интеллектуально развитого ребенка, и психологические игры считаются незаменимыми помощниками в воспитании детей. Основная особенность психолог...
Публикация в электронном сборнике лучших практик по реализации образовательных программ дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа
https://riro.yanao.ru/presscenter/news/189331/https://riro.yanao.ru/upload/uf/acd/1uedrv6yaqea4h7pgbg7e9cjywth33cg/Sbornik-DOT.pdf...