«Формирование развитие речи детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) по теме

Куприяненко Марина Викторовна

Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя по развитию речи.

Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. формирование грамматически правильной речи;
  3. формирование разговорной (диалогической) речи;
  4. обучение связной монологической речи (рассказыванию);
  5. обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
  6. воспитание интереса к художественному слову, чтению.

Ведущая роль в решении этих задач принадлежит взрослым: воспитателям, родителям. Работа должна проводиться по всем направлениям соответственно возрасту ребенка.

1.        Воспитание звуковой культуры речи

В раннем возрасте общение ребенка ограничивается рамками семьи. Речь взрослого является образцом для малыша. Поэтому желательно, чтобы родители следили за своей речью, четко произносили слова, соблюдали нормы литературного произношения. Очень скоро у ребенка появляется желание поделиться своими впечатлениями, переживаниями об увиденном или услышанном. Нечеткое или неправильное произнесение слов может затруднять общение между детьми. Это впоследствии может стать причиной замкнутости, робости ребенка. Замечено также, что ведущие роли в играх дети отдают тем. у кого речь ясная и четкая. В дальнейшем дети с недостатками произношения стесняются читать и рассказывать вслух, не умеют грамотно писать.

Воспитание звуковой культуры речи — это не только правильное, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, но и речевой слух.

Родители должны учить своего ребенка четко произносить слова и звуки. Для того чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо развивать артикуляционный аппарат. Здесь особенно полезными могут стать скороговорки.

Если ваш ребенок уже освоил произношение всех звуков родной речи, включая р. л. ш, ч, т, щ. ц. с, это не означает, что дальше ни самому ребенку, ни его родителям и воспитателям не предстоит совершенствовать его владение языком.

2.        Формирование грамматически правильной речи

Вводить в речь ребёнка такие слова, как: потому что: например: вот: никогда: всегда: ведь («Я не буду убирать игрушки, потому что я их не разбрасывал»).

Научить его правильно изменять слова и строить из слов предложение.

Обращать внимание на правильное употребление некоторых существительных (пальто, метро, кофе) в словосочетаниях типа (нет моего пальто, оторвалась у пальто); правильное употребление

сравнительной  степени  прилагательных:  «Играть  в  игрушки  одному  интересно,  но  с  другом интереснее».

3.        Формирование разговорной (диалогической) речи

Различают два вида разговорной речи: диалогическая и монологическая.

Диалогическая речь детей дошкольного возраста построена на неполных предложениях, односложных ответах, важны также жест, мимика.

Задачи по развитию навыков диалогической, речи состоят в том, чтобы научить детей слушать

собеседника, правильно задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе занятий учить детей не только поддерживать диалог, но и дополнять или исправлять собеседника, стремится научить их спорить, отстаивая свое мнение.

4.        Обучение связной монологической речи (рассказыванию).

Каждый ребенок должен научиться рассказывать: описывать какой-нибудь предмет, событие или явление, последовательность событий. Такой рассказ состоит из ряда логически связанных между собой предложений. Связность речи — это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчетливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребенка.

Устная монологическая речь бывает двух типов: пересказ и рассказ.

Рассказ, по сравнению с пересказом, - более сложный вид связной речи. Высшей его формой является самостоятельное творческое рассказывание.

В первую очередь нужно упражняться в пересказывании. Обучение пересказыванию нужно начинать с воспроизведения простых, хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок». «Репка». «Теремок»). В случае затруднений у ребенка пользуйтесь иллюстрациями к произведению или подсказывайте. Качество пересказа оценивается по его близости к оригиналу. Постепенно переходите к пересказыванию небольших знакомых сказок («Волк и семеро козлят», «Кот, дрозд и петух») или маленьких рассказов Л.Толстого, К.Ушинского, В.Бианки, используйте отрывки из литературных произведений с интересным содержанием.

Пересказ — полезное упражнение, так как ребенок запоминает образные слова и выражения, учится целостности формы, композиции. Занятие по пересказыванию проводится по плану:

  1. Первичное чтение произведения.
  2. Беседа по вопросам (взрослый должен напоминать последовательность событий).
  3. Повторное чтение.
  4. Пересказ.

Немного позже, в процессе занятий, нужно учить детей замечать и исправлять ошибки в пересказе других детей. Будет очень хорошо, если вы организуете кукольный или настольный театр, сделаете

инсценировки.    Это    способствует   желанию   детей   рассказывать,    выступать   перед    незнакомой аудиторией.

Теперь о рассказе. Заставляйте ребенка как можно больше рассказывать о том. что он увидел на улице, в детском саду, по телевизору и так далее.

Исследования показали, что умение связно говорить эффективнее развивается при систематических занятиях.

Рассказывание имеет свои разновидности. Первое — рассказывание по картинке. Для составления небольших рассказов описательного характера можно использовать игрушки. Они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Требования к рассказу он должен быть коротким и обязательно законченным. Рассказывать следует неторопливо, правильно подбирая слова. Наиболее сложны описательные рассказы о природе. С этим заданием легче справляются дети старшего дошкольного возраста.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картинок. Составление такого рассказа, объединяющего в единое целое все картинки серии, подготавливает ребенка к составлению рассказа по готовой канве (когда предлагается начало и конец), а затем и по сюжету. Таким образом вы подготовите ребенка к самостоятельному творческому рассказыванию.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в себе.

Развитию связной речи детей помогают и загадки. Несмотря на миниатюрность жанра, они обладают многими ценными качествами: активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдения за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность, дарят радость умственного труда.

5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарным запасом, чтобы у него возникало как можно меньше трудностей в процессе учебы, при прочтении художественной литературы, во время просмотра телевизионных передач. Прежде всего, это количественные изменения в словаре. Если в возрасте одного года малыш активно владеет 10-12 словами, то к шести годам его активный словарь должен увеличиться до 3-3,5 тысячи слов.

Овладение лексикой тесно связано со знакомством ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, то есть с познавательным развитием.

Следует уделять особое внимание качественной стороне овладения лексикой, что делает речь более точной и выразительной. Очень важно объяснить ребенку многозначность слова (крепкий орех, крепкое здоровье, крепкий сон. крепкий ветер); научить подбирать синонимы, эпитеты, работать с помощью морфологических средств (холодильник — хранит холод; вездеход - может пройти по любым дорогам), использовать другие различные виды упражнений.

6. Воспитание интереса к художественному слову, чтению.

Как можно больше нужно читать ребенку вслух, организовывать семейные чтения, заставляйте заучивать наизусть стихи, рассматривать вместе знакомые и незнакомые книги. Приучайте ребенка слушать и понимать художественные произведения, и сила привычки активизирует желание ребенка читать. К концу года дети 1 младшей группы должны:

Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).

Повторять за взрослым слово и небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.

Ответить па понятный вопрос взрослого.

Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

  Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
К концу года дети второй младшей группы должны:

По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.

Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

К концу года дети средней группы должны:

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделить первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные  отношения; употреблять  сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной
картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать
отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия). К концу года дети старшей группы должны:

Объяснять правила игры; аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.

Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
К концу года дети подготовительной группы должны:

Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.

В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ через формирование математических представлений

Особенности дошкольников, имеющих проблемы в развитии, создают повышенные трудности в овладении математикой, сто заставляет искать специальные методы и средства работы с данной категорией детей....

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста. Грамматический строй речи...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Педагогический проект Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста.» («Транспорт. Правила дорожного движения»)

Педагогический проект. Тема: «Формирование и развитие речи детей дошкольного возраста» («Транспорт. Правила дорожного движения»).  Проект: средней прод...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста, посредством развития мелкой моторики

К сожалению, в наше время число детей с задержкой речевого развития значительно увеличилось. Основными причинами такого дефекта, как задержка развития речи являются, недостаточное внимание к ребенку, ...