Матрешка
презентация к уроку по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_matreshki.pptx | 739.48 КБ |
matreshka-tekst_k_prezentatsii.docx | 17.64 КБ |
matreshka-zanyatie.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Японская игрушка
Заготовки матрешек
матрешка русская
Семеновская матрешка Я из тихого зеленого Городка Семенова. В гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бордовых В подарок принесла .
Полхов – Майданская матрешка Я матрешка из Майдана. Украшен мой наряд цветами. С сияющими лепестками. И ягодами разными, Спелыми и красными.
Сергеев – Посадская матрешка Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.
матрешки сувениры
матрешка погремушка
театр
матрешки магниты
матрешка грелка на чайник
матрешка брелок
елочные игрушки
спасибо
Предварительный просмотр:
«Русская матрешка». Комплексное занятие с детьми старшей группы
15 Февраль 2013
0
Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.
Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.
Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к народному искусству.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о матрешках.
Чтение стихотворений о матрешках.
Загадывание загадок об игрушках.
Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.
Изготовление книжки «Веселые матрешки».
Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».
Ход занятия
В группу входит Сказительница с сундучком.
Сказительница:
Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ. И веду о нем рассказ.
Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинке,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская…
Дети: Матрешка.
Сказительница: Правильно, матрешка.
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.
Сказительница: Какая матрешка?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Сказительница: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.
Слайд 1.
Сказительница: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?
Дети: Из березы, липы.
Сказительница: Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.
Слайд 2
Сделали мастера заготовки и художникам отдали.
Слайд 3.
Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
Слайд 4.
Сказительница:
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
-« Всякий мастер сам себе дивиться».
Сказительница: Хочется вам поиграть с матрешкой?
Игра «Матрешки и мышки».
Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки. ( «прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
Сказительница: Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.
Слайд 5.
Я из тихого зеленого
Городка Семенова.
В гости к вам пришла
Букет цветов садовых
Розовых, бордовых
В подарок принесла.
Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?
Дети: Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.
Сказительница: Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришла матрешка.
Ложки деревянные,
Матрешечка румяная.
К нам матрешечка пришла,
Звонкий бубен принесла.
Слайд 6.
Сказительница: Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Сказительница:
Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.
Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.
Дети: Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.
Слайд 7.
Сказительница:
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.
Сказительница: Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. ( Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).
Сказительница: Ах, а куда же делись цветы?
Дети:
- украл злой волшебник;
- отпали…
Сказительница: Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?
Дети:
- нарисовать;
- сделать аппликацию;
- вырезать из материала;
- посмотреть в сундучке.
Сказительница:( смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?
Дети:
- пришить;
- приклеить;
- прикрепить на липучки.
Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.
Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить .
Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.
Сказительница: Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.
Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.
Сказительница: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
Сказительница: Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.
Слайд 7.
Слайд 8.
Какие же бывают матрешки – сувениры?
Ответы детей.
На слайдах появляются матрёшки – сувениры.
Слайд 9 — 15.
Сказительница: Кому мы можем подарить эти сувениры?
Дети:
- Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.
- Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.
- Маме мы можем подарить магниты на холодильник.
- Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.
- Сестренке – брелочки.
- Матрешками можно украшать елки.
Сказительница: Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.
Сказительница: Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?
Дети: Да.
Сказительница: Но где сейчас их можно взять?
Дети:
- сделать своими руками;
- украсить;
- нарисовать;
- расписать;
- нарядить.
Сказительница: Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.
Сказительница:
Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.
Практическая работа.
(Звучит русская мелодия).
Сказительница: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?
Дети:
- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;
- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;
- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.
Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!
Предварительный просмотр:
Занятие "Путешествие с матрешкой"
Программное содержание. Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.
Материалы. Русский народный костюм для педагога. Большие силуэты матрешек. Выставка-музей деревянных игрушек (матрешек). Иллюстрации и детские книги с изображениями матрешек.
Ход занятия
Педагог одета в русский народный костюм. Вместе с детьми она посещает выставку деревянных игрушек-матрешек, затем читает стихотворение С.Я. Маршака:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой – седьмая.
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят.
– Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: «Восемь!».
Рассказ педагога: Матрешка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрешки (под тихую народную музыку дети входят в импровизированный музей). Самая первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только это была розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха Она была раскрашена ярко, как деревянные пасхальные яйца, которые делали на Руси с давних пор. Внутри игрушки находились еще семь фигурок – три девочки, мальчик с дудочкой, девочка с миской, девочка с малышом на руках… а последняя, восьмая, – фигурка спеленутого младенца. (В процессе рассказа педагог показывает иллюстрации с изображением первой матрешки.) Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси. Матрешку сразу полюбили взрослые и дети. Каждый радовался игрушке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да еще внутри целое семейство прячется.
Сегодня появились самые разнообразные матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрешки-мужчины. Это герои-богатыри из различных сказок и просто веселые молодцы с балалайками, цветами и другими предметами. Матрешки отличаются формой, размером, росписью, количеством вкладышей (мест). Наиболее распространенными были 3, 8 и 12-местные матрешки. В настоящее время бывают и 60-местные матрешки. А недавно матрешки заговорили: в них помещают специальное говорящее устройство. Сегодня производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны: в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, в Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Все эти матрешки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. (Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций и игрушек – матрешек.) Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.
Для того чтобы матрешки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке (показ нерасписанной матрешки), затем грунтуют, расписывают (показ расписанной матрешки, не покрытой лаком) и после этого покрывают несколько раз лаком (показ готовой игрушки). Каждая игрушка хороша по-своему: одна – веселая, другая – задумчивая, третья – озорная. Все зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Как вы считаете, почему матрешка – это русская игрушка? (Педагог обобщает ответы детей.) Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. (Педагог обращает внимание детей на свой костюм и на головные уборы матрешек: их цвет и узоры.) Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят, их называли рубахами. Они были обычно под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Наступит время, и, может быть, кто-то из вас придумает матрешек, которые будут двигаться и разговаривать. (Педагог предлагает поочередно войти в образ говорящей и двигающейся матрешки.)
Весь народ глядит в окошки —
Танцевать пошли матрешки.
Педагог приглашает детей на танец матрешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...