Матрешка
презентация к уроку по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_matreshki.pptx739.48 КБ
Файл matreshka-tekst_k_prezentatsii.docx17.64 КБ
Файл matreshka-zanyatie.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская матрешка

Слайд 2

Японская игрушка

Слайд 3

Заготовки матрешек

Слайд 5

матрешка русская

Слайд 6

Семеновская матрешка Я из тихого зеленого Городка Семенова. В гости к вам пришла Букет цветов садовых Розовых, бордовых В подарок принесла .

Слайд 7

Полхов – Майданская матрешка Я матрешка из Майдана. Украшен мой наряд цветами. С сияющими лепестками. И ягодами разными, Спелыми и красными.

Слайд 8

Сергеев – Посадская матрешка Я из Сергиева Посада Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан Яркий русский сарафан. Я имею с давних пор На переднике узор. Знаменит платочек мой Разноцветною каймой.

Слайд 9

матрешки сувениры

Слайд 10

матрешка погремушка

Слайд 11

театр

Слайд 12

матрешки магниты

Слайд 13

матрешка грелка на чайник

Слайд 14

матрешка брелок

Слайд 15

елочные игрушки

Слайд 16

спасибо



Предварительный просмотр:

«Русская матрешка». Комплексное занятие с детьми старшей группы

15 Февраль 2013

0

Цель: формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.

Задачи:

Образовательные:

 Уточнять знания детей об истории создания русской матрешки.

Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны.

Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.

Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки.

Воспитательная:

 Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций о матрешках.

Чтение стихотворений о матрешках.

Загадывание загадок об игрушках.

Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – Дымковская, Филимоновская, Богородская, Гжельская, кукла.

Изготовление книжки «Веселые матрешки».

Рисование на тему: «Украсим сарафан, платочек матрешке».

 Ход занятия

В группу входит Сказительница с сундучком.

 Сказительница:

Здравствуйте, ребята.

 Я на ярмарке была,

 Сундучок вам принесла.

 Сундучок тот не простой,

 И товар в нем расписной.

 Вынимаю напоказ.  И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

 Загадка:

Алый шелковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука в деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может три, а может шесть.

 Кукла первая толста,

 А внутри она пуста,

 Разнимается она на две половинке,

 В ней живет еще одна

 Кукла в серединке.

 Разрумянилась немножко

 Наша русская…

Дети:  Матрешка.

Сказительница:  Правильно, матрешка.

 Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Сказительница: Какая матрешка?

Дети:  Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.

Сказительница:  Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Слайд 1.

Сказительница:  Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили мастера фигурку из деревянного бруска. Из какого дерева стали делать матрешку?

Дети:  Из березы, липы.

Сказительница:  Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа.

Слайд 2

Сделали мастера заготовки и художникам отдали.

Слайд 3.

Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из — под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.

Слайд 4.

Сказительница:

И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Не зря ведь в народе говорят:

- «Люби дело – мастером будешь».

- «Дело мастера боится».

-« Всякий мастер сам себе дивиться».

Сказительница:  Хочется вам поиграть с матрешкой?

 Игра «Матрешки и мышки».

Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).

Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.

 В лесу ягоды искали.

 Так, так и вот так,

 В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».

 Под кусточком посидели,

 Вкусны ягоды поели.

 Так, так и вот так,

 Вкусны ягоды поели. Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки

 Как матрешечки устали,

 Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку

 Так, так и вот так,

 Под кусточком задремали.

 А потом они плясали,

 Свои ножки показали.

 Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.

 Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.

 Только слышат вдруг подружки:

 Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно

 Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху

 Чьи – то серенькие ножки. ( «прислушиваются»)

 Эй, Матрешка, берегись!

 Оказалось, это – мышь!

Сказительница:  Разные мастера матрешку расписывали по – разному. Поэтому, хоть и похожи матрешки, да у каждой свой характер угадать можно.

Слайд 5.

Я из тихого зеленого

 Городка Семенова.

 В гости к вам пришла

 Букет цветов садовых

 Розовых, бордовых

 В подарок принесла.

Сказительница: В городе Семенов есть центр по росписи матрешек. Отсюда и название – Семеновская матрешка. Какие цветы вы видите на сарафане у матрёшки?

Дети:  Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья.

Сказительница:  Ягоды и листья собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.

Сказительница: Дуйте в дудки, бейте в ложки!

 В гости к нам пришла матрешка.

 Ложки деревянные,

 Матрешечка румяная.

 К нам матрешечка пришла,

 Звонкий бубен принесла.

Слайд 6.

Сказительница: Я матрешка из Майдана.

 Украшен мой наряд цветами.

 С сияющими лепестками.

 И ягодами разными,

 Спелыми и красными.

Сказительница:

Это соседка Семеновской матрешки. У нее нет таких деталей как сарафан, кофта, как у Семеновской матрешки, а из под платка обязательно видны кудри. Ребята, найдите цветы на моём подносе, которыми украшен сарафан Майдановской матрёшки.

 Дети подходят к подносу, выбирают цветы и называют их.

Дети:  Пышные розы, георгины, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку.

Слайд 7.

Сказительница:

Я из Сергиева Посада

 Встрече с вами очень рада.

 Мне художниками дан

 Яркий русский сарафан.

 Я имею с давних пор

 На переднике узор.

 Знаменит платочек мой

 Разноцветною каймой.

Сказительница: Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Мы с радостью останавливаем на ней взгляд. Так же наряжена она в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок завязан узлом. Платок и передник оформляется простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след – лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

Сказительница:  Ребята, у меня в сундучке есть сарафан этой матрёшки. ( Сказительница достаёт сарафан, а он весь белый).

Сказительница:  Ах, а куда же делись цветы?

Дети:

- украл злой волшебник;

- отпали…

Сказительница:  Что же делать, как вернуть красоту сарафана матрёшки?

Дети:

- нарисовать;

- сделать аппликацию;

- вырезать из материала;

- посмотреть в сундучке.

Сказительница:( смотрит в сундучок и находит цветы). А как же мы будем ими украшать?

Дети:

- пришить;

- приклеить;

- прикрепить на липучки.

Дети прикрепляют цветы на сарафан по образцу и любуются проделанной работой.

Ребята, за то, что вы узнали много о матрёшках, я хочу вам их подарить .

Сказительница достает из сундучка пазлы с изображением матрёшек.

Сказительница:  Всех матрешек перепутала. Помогите их собрать.

 Дети собирают пазлы и рассказывают, какую матрешку собрали, почему она так называется, как расписана.

Сказительница:  Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Сказительница:  Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир.

Слайд 7.

Слайд 8.

Какие же бывают матрешки – сувениры?

Ответы детей.

На слайдах появляются матрёшки – сувениры.

Слайд 9 — 15.

Сказительница:  Кому мы можем подарить эти сувениры?

Дети:

- Малышу мы можем подарить матрешку – погремушку.

- Ребенку чуть постарше – матрешку – сказку, пальчиковый театр.

- Маме мы можем подарить магниты на холодильник.

- Бабушке – грелку на чайник, расшитую русскими матрешками.

- Сестренке – брелочки.

- Матрешками можно украшать елки.

Сказительница:  Но какой бы сувенир мы с вами не выбрали, он всегда радует нас своей оригинальностью и красотой. Это прочно сохраняется за матрешкой вот уже более полувека, хотя самой ей уже более ста лет.

Сказительница:  Ребята, а вы бы хотели получить такие сувениры или подарить своим родным?

Дети: Да.

Сказительница:  Но где сейчас их можно взять?

Дети:

- сделать своими руками;

- украсить;

- нарисовать;

- расписать;

- нарядить.

Сказительница:  Приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в мастерскую).

А сейчас, дорогие ребята,

 На минутку закройте глаза.

 Позабудьте заботы, усталость,

 Ведь начнутся сейчас чудеса!

Сказительница: Для работы мы с вами наденем фартуки и ленты и превратимся в настоящих мастеров.

Сказительница:

Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Кто – то будет расписывать фигурки матрешек, а кто – то изготавливать с помощью пластилина, гороха, кофейных зерен. (Дети выбирают из какого материала будут украшать матрешек). Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая работа.

(Звучит русская мелодия).

Сказительница:  Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились. А о чём вы думали, когда выполняли свою работу?

Дети:

- я думал, какие искусные мастера были в давние времена;

- эти матрёшки можно делать только с добрым сердцем;

- я думал, что надо помнить нашу историю, любить нашу родину.

Сказительница: (говорит слова на фоне музыки)

Прекрасный мир вещей

 Накоплен был веками.

 Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

 Умейте рисовать и сотворять руками

 Все то, что может радовать друзей.

Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!



Предварительный просмотр:

Занятие "Путешествие с матрешкой"

Программное содержание. Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрешки. Показать разнообразие видов данной игрушки. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символа русского народного искусства. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. Формировать и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной и музыкальной.

Материалы. Русский народный костюм для педагога. Большие силуэты матрешек. Выставка-музей деревянных игрушек (матрешек). Иллюстрации и детские книги с изображениями матрешек.

Ход занятия

Педагог одета в русский народный костюм. Вместе с детьми она посещает выставку деревянных игрушек-матрешек, затем читает стихотворение С.Я. Маршака:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой —

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую —

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая,

В ней живет шестая.

А в шестой – седьмая.

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд

Сестры-куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы: «Восемь!».

Рассказ педагога: Матрешка – одна из самых любимых игрушек детей в нашей стране. Сегодня я приглашаю вас в музей деревянной игрушки, где вы познакомитесь с историей появления матрешки (под тихую народную музыку дети входят в импровизированный музей). Самая первая матрешка родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде (Загорске). Около ста лет назад привезли в нашу страну из Японии деревянную куклу. Это был добродушный старик, внутри которого помещалась вся его семья. Игрушка очень понравилась нашим художникам, и они решили сделать такую же для русских детей. Только это была розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, платке с цветами. Правой рукой она прижимала к себе черного петуха Она была раскрашена ярко, как деревянные пасхальные яйца, которые делали на Руси с давних пор. Внутри игрушки находились еще семь фигурок – три девочки, мальчик с дудочкой, девочка с миской, девочка с малышом на руках… а последняя, восьмая, – фигурка спеленутого младенца. (В процессе рассказа педагог показывает иллюстрации с изображением первой матрешки.) Почему игрушку назвали матрешкой, точно не известно. Может быть, потому, что имя Матрена было наиболее распространенным на Руси. Матрешку сразу полюбили взрослые и дети. Каждый радовался игрушке. Уж больно она хороша! Проста, приветлива, да еще внутри целое семейство прячется.

Сегодня появились самые разнообразные матрешки – персонажи из произведений известных писателей и народных сказок. Стали появляться матрешки-мужчины. Это герои-богатыри из различных сказок и просто веселые молодцы с балалайками, цветами и другими предметами. Матрешки отличаются формой, размером, росписью, количеством вкладышей (мест). Наиболее распространенными были 3, 8 и 12-местные матрешки. В настоящее время бывают и 60-местные матрешки. А недавно матрешки заговорили: в них помещают специальное говорящее устройство. Сегодня производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны: в городе Семенове, в селе Полхов-Майдан, в Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Все эти матрешки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. (Педагог сопровождает свой рассказ показом иллюстраций и игрушек – матрешек.) Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала традиционным русским сувениром.

Для того чтобы матрешки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке (показ нерасписанной матрешки), затем грунтуют, расписывают (показ расписанной матрешки, не покрытой лаком) и после этого покрывают несколько раз лаком (показ готовой игрушки). Каждая игрушка хороша по-своему: одна – веселая, другая – задумчивая, третья – озорная. Все зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Как вы считаете, почему матрешка – это русская игрушка? (Педагог обобщает ответы детей.) Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. (Педагог обращает внимание детей на свой костюм и на головные уборы матрешек: их цвет и узоры.) Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, почти до пят, их называли рубахами. Они были обычно под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах женщины носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Наступит время, и, может быть, кто-то из вас придумает матрешек, которые будут двигаться и разговаривать. (Педагог предлагает поочередно войти в образ говорящей и двигающейся матрешки.)

Весь народ глядит в окошки —

Танцевать пошли матрешки.

Педагог приглашает детей на танец матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»

Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа

ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...

конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...

Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"

Проект: " Русская матрешка"  направлен  на совместную  образовательную  деятельность детей и родителей,   знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....

«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»

Открытая форма ООД для воспитателей....

Игра с матрешками. Матрешки танцуют

Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и пра­вильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать вни­мание....

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»

Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...