"Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему
Социализация ребенка дошкольного возраста - явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являетие в детском саду выставок совместных работ родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
«Совместное творчество родителей и детей как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста»
Чижова Татьяна Николаевна
воспитатель второй квалификационной категории
МАДОУ «Центр развития ребенка –
детский сад № 355 «Чулпан» г. Перми
В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В ноябре 2009 г. Министерством образования и науки РФ утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В данном документе определены направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Помимо образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация» и др., введена образовательная область «Социализация», которая призвана ввести ребёнка дошкольного возраста в социум. Документы гласят, что содержание этой образовательной области «направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности детей;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Рассмотрим понятие «социализация» и особенности организации данного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Термин происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему человеку активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, среды, воспитания, самопознания и саморазвития. Главной её целью является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к иным национальностям, возрастным и гендерным ценностям; бережного, уважительного – к достояниям истории и собственным этническим ценностям; гуманного – людям, природе. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие осуществляется под воздействием значимого другого, вводящего малыша в общество. Лучшие достижения дошкольника в области освоения окружающей жизни говорят о том, что его знания появляются в результате сотрудничества с более компетентными взрослыми. Дошкольник как член социума постоянно включён в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит постоянный диалог личностей, ценностных установок. Ребёнок «включён» в другого человека и через эту включённость развивается как личность. Собственный поиск жизненных установок, освоение образцов и норм деятельности осмысленно соединены у ребёнка со значимым другим: родителями, воспитателями, сверстниками. Речь идёт не о потребительской зависимости растущих людей (физической, материальной, социальной и пр.), а об отношении к взрослым как посредникам, открывающим им будущее, и как к соучастникам их деятельности. Детство – это не «социальный питомник», по выражению Д.И. Фельдштейна, а социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир Совместная деятельность педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, рост числа разводов и неполных семей, снижение рождаемости, упрощение функций и структуры семьи, полная занятость родителей на работе. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают ,что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, а самое главное, принеся рисунок, поделку или фотографию в детский сад ребенок социализируется в глазах сверстников и педагогов.
Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация и проведение в детском саду выставок совместных работ родителей и детей. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая их совместным делом . Для детского сада такие выставки имеют свое значение – появляется возможность не только привлечь родителей к участию в мероприятиях детского учреждения, а и дать возможность многим родителям самим стать его участниками. Проведение такого рода мероприятий способствуют воспитанию у ребенка нравственных ценностей, прививают любовь к родному городу, стране, народной культуре, уважение к людям разных профессий.
Цель: Совершенствование взаимодействия детского сада и семьи в процессе социального развития через совместное творчество
Задачи:
- формировать у родителей интерес к работе детского сада через совместное творчество взрослого и ребенка;
- совершенствовать педагогическую компетентность родителей в вопросах социального развития через тематические выставки;
- развивать творческий потенциал родителей и детей.
Подготовка к проведению выставок совместного творчества родителей и детей
- Определение тематики выставок в соответствии с тематическим планом ДОУ.
- Составление плана проведения выставок.
- Беседы с детьми на темы, соответствующие тематике выставки.
- Предварительная работа с родителями по подготовке совместных выставок, оформление тематических папок
Работа по совместной деятельности родителей и детей строится по 2 направлениям:
- практическая деятельность включает мероприятия: «Делимся семейным опытом», проектная деятельность, фотовыставки, организованные родителями и детьми по темам: «Как я провел лето», «Зимние забавы», «Мое любимое животное» и т. д., с использованием мини рассказов детей.
- продуктивная изодеятельность родителей и детей:
выставки рисунков по темам.
персональные выставки рисунков детей группы, созданные в совместной деятельности с родителями дома по желанию ребёнка.
Например: по темам «Моя фантазия», «Я рисую обо всём».
План выставок совместного творчества детей и родителей
№ п/п | Месяц | мероприятие |
1 | Сентябрь | Фотовыставка «Как я провел лето» Выставка рисунков и поделок «Дорожная азбука» |
2 | Октябрь | Выставка рисунков и поделок «Дары матушки-природы» Фотовыставка «Мое любимое животное» |
3 | Ноябрь | Выставка рисунков и поделок «Народная игрушка» Выставка "Изготовление кормушек вместе с детьми" |
4 | Декабрь | Выставка рисунков и поделок «Все работы хороши» Выставка поделок «Новогодние игрушки» |
5 | Январь | Выставка рисунков и поделок «Зимняя сказка» Фотовыставка «Зимние забавы» |
6 | Февраль | Фотовыставка «Широкая масленица» Выставка рисунков и поделок «Защитники Отечества» |
7 | Март | Выставка поделок «Волшебные мамины руки», «Из бабушкиного сундука» Выставка рисунков «Моя любимая книга» |
8 | Апрель | Выставка поделок «Пасхальное диво» Выставка рисунков и поделок «День космонавтики» |
9 | Май | Выставка рисунков «День победы» Выставка поделок из бросового материала |
10 | Июнь | Фотовыставка «Мой любимый город Пермь» Выставка рисунков и поделок «Народная ярмарка» |
11 | Июль | Фотовыставка «Разноцветное лето» Выставка рисунков и поделок «Сказки разных народов» |
12 | Август | Выставка рисунков «Растения Пермского края» Выставка рисунков «Правила пожарной безопасности» |
Литература
1. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова. – СПб. :Речь, 2004. – 272 с.
2. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М. : Изд. Центр «Академия», 1998. – 160 с.
3. Коломийченко, Л.В. Программа социального развития / Л.В. Коломийченко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 1. –С. 9–13.
4. Коломийченко, Л.В. Социальное развитие детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования :автореф. дисс. … докт. пед. наук / Л.В. Коломийченко. –Челябинск, 2008. – 46 с.
5. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико_методологического обеспечения процесса образования Мир психологии. – 2009. – № 1.
6. http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента
Содержание.1. Введение.2. Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3. Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-1053753-1543500484.jpg)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Выпускная квалификационная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-539628-1515326170.jpg)
Система заданий для совместной работы родителей и ребенка по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Систематизирлованный лексический материал , отражающий основные темы словарной и грамматической работы в старшей и подготовительной логопедической группах ДОО. Упрощает и облегчает родителям выполнени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/31/picture-1158975-1567249494.jpg)
Консультация для родителей. ТЕМА: «Кинезиология как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей....
Краеведение как средство воспитания и социального развития детей старшего дошкольного возраста.
Конспект интегрированного занятия по краеведению в старшей группе"Краеведение как средство воспитания и социального развития детей старшего дошкольного возраста"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/12/picture-1363088-1636730416.jpg)
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные ...
Использованию в совместной деятельности с детьми книг жанра «Виммельбух», как эффективное средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.
Использованию в совместной деятельности с детьми книг жанра «Виммельбух», как эффективное средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста....