Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».
материал по теме

Благодарова Ольга Александровна

 

Для себя я считаю эту проблему актуальной, так как столкнулась с ней на практике. Многие дети нашей группы испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю могу повлиять на развитие коммуникативнух навыков общения у детей, но это воздействие будет более эффективным только в том случае, если мою  работу будет поддерживать семья, так как лишь совместное воздействие всего воспитательного комплекса «семья-детский сад» в воздействии на личность ребенка дает высокие результаты в практике воспитательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников».

Для себя я считаю эту проблему актуальной, так как столкнулась с ней на практике. Многие дети нашей группы испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю могу повлиять на развитие коммуникативнух навыков общения у детей, но это воздействие будет более эффективным только в том случае, если мою  работу будет поддерживать семья, так как лишь совместное воздействие всего воспитательного комплекса «семья-детский сад» в воздействии на личность ребенка дает высокие результаты в практике воспитательной деятельности.

Ведь мы с вами знаем, что первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. С таким ребенком нам проще. Но к большому  сожалению, бывает и так, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Или же просто, можно даже сказать , что это случается довольно то часто родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Поэтому и ребенок будет вести себя настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими.

В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков — важное условие нормального развития.

Таким  образом одной из важнейших задач воспитателя является, ввести ребёнка в мир человеческих отношений , научить общаться, иначе говоря нам просто необходимо развить коммуникативные навыки у наших детей .

По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений (среди них: представление себя, представление объекта, приглашение, принятие приглашения, отклонение приглашения, жалоба, мотивация жалобы…)

Итак давайте перечислим основные коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.

Приветствие

Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро/день/вечер», «Привет!» - и важно, чтобы ребенок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно.

Прощание

 «До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи». Из необязательных  жесты помахать рукой.

Обращение

Вы замечали наверняка, как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился, спаааасибо! Они просто затягивают свою речь или когда у них что то не получается плачут.они просто неумеют просить о помощи. Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.

Просьба о помощи, поддержке, услуге

Это важный момент. Когда у ребенка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде (или даже уверенности), что после этого рядом с ним материализуются люди, которые помогут ему решить проблему. Так вот, к семи годам вместо этого ребенок, может подойти к другому человеку и попросить его о помощи. Это тактически и стратегически выгоднее, чем молча страдать или изображать жертву и при этом ждать, что другой придет-таки и поможет, оценив по достоинству героизм усилий. Другой момент: просьбы типа: «разрешите пройти», «пожалуйста, подвиньтесь», - тоже срабатывают гораздо лучше, чем толкотня или натужное ожидание, что все само устроится.

Оказание помощи, поддержки, услуги

Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать, необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»

Благодарность

«Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает.

Принятие благодарности

Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста!», «На здоровье!» или «Не за что» (если повод был пустячный), - ребенок показывает, что благодарность услышана и принята. Принятие благодарности точно так же может выражаться в жестах: улыбка, кивок головы, пожимание руки или локтя, поглаживание по голове.

Извинение

Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Лиза, что я сломал твою игрушку»). 

Принятие извинения

Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»

Отказ

Это важное умение, оно порой трудно дается некоторым детям, но освоить вежливый отказ необходимо. Умение невозмутимо сказать: «Нет», «Нет, я не пойду с вами …», «Нет, спасибо», «Я не хочу» или «Извините, я не хочу». Сказать, при необходимости повторить и не поддаваться на уговоры. Ребенок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым, - и никто не в силах заставить его это сделать. Ребенок может объяснить свой отказ: «Мне не разрешают родители», «Мне это не нравится», но вообще, он не обязан этого делать.

Требование

Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!»

Слушание

Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль.

Развернутое высказывание

Это умение ребенка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. Не просто: «Мы бежали. Там была лужа. Я упал. Папа ругался», - этого мало. Речевые построения ребенка должны быть наполнены прилагательными и наречиями, а уж если он использует сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты – то честь ему и хвала.

Исходя из вышесказанного могу сказать, что нам просто необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу с детьми по формированию у них коммуникативных навыков, данная работа не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранить сказанные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

Так вот мы в нашей группе поставили перед собой такие задачи, как

  • создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучать умению слушать и слышать другого;
  • учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
  • учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • упражнять детей в словообразовании по аналогии.

                  Нами были использованы такие игры как;

  1. рукавичка,
  2. сочини историю
  3. секрет,
  4. найди друга,
  5. цветик семецветик.

Так же нами были проанкетированы родители на выявление уровня коммуникативности их детей, так большинство ответов показали, то, что на первый взгляд ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. При общении много говорит и требует что бы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям оскорбляет их. Скорее всего это наигранно, таким образом он скрывает эмоциональное переживание, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех,но в глубине души он может думать иначе. У нескольких детей были выявлены трудности в общении со сверстниками. В силу его застенчивости, замкнутости. Он не участвует в коллективных играх, спорах боится конфликтных ситуаций и наказания, часто плачет. И к большому сожалению было выявлено очень мало детей доброжелательных во взаимоотношениях со сверстниками. Тех кто готов выслушать и наладить контакт в общении с детьми.

Сейчас могу сказать, что наши дети стали лучше, что в свою очередь благоприятно сказалось на них.

Спасибо за внимание!

Литература

· «Дошкольная психология» Г.А Урунтаева. М., 1999 г

· «Развитие эмоционального мира детей» Н.А. Кряжева, Ярославль 1998 г

· С.С. Бычкова «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников», М., 2003 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".

Доклад на тему:"Развитие коммуникативных навыков дошкольников через инструментальное музицирование".Инструментальное музицирование в детских садах осуществляется в ансамболевой форме, в оркестре....

Семинар - практикум на тему: «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное дес...

Доклад из опыта: «Развитие коммуникативных навыков детей посредством фольклора»

Актуальность и значимость.Проблема речевого развития детей, их коммуникативных навыков актуальна и значима на современном этапе становления дошкольного образования. В ФГОС ДО  для решения данной ...

Доклад на педсовете. Тема "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды игровой деятельности", 27.11.2017

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуал...

Доклад по теме «Развитие гибких навыков старших дошкольников на примере проекта «Зимняя сказка»

Проектная деятельность является одним из эффективных средств по развитию «гибких» навыков, т.к. в основе данного вида деятельности лежит развитие критического мышл...