Игра - средство развития ребенка. Художественная литература в игре.
консультация (младшая группа) на тему
Художественная литература - это кладезь образов, знаний и поучительных примеров для детей всех возрастов. На основе её сюжетов дети строят многие свои игры.
В этой работе я рассматриваю, как можно успешно и продуктивно объединить художественную литературу с игрой в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_sredstvo_razvitiya_rebenka.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественная литература - это кладезь образов, знаний и поучительных примеров для детей всех возрастов. На основе её сюжетов дети строят многие свои игры.
Знакомя ребенка в первые годы его жизни с колыбельными песенками и потешками мы видим, что они отвечают потребностям маленьких детей в игре. Взрослый читает стихотворение, а дети повторяют звукоподражание, сопровождая их соответствующими движениями.
Короткие сказки входят в жизнь детей показом фигурок настольного театра, что способствует пониманию ребенком текста сказки и в последующем самостоятельной игре со знакомыми фигурками.
Постепенно игра обогащается новыми образами из сказок. Дети «тянут репку», «прыгают как лягушки», «двигаются как зайцы, медведи, лисы, рычат как волки», изображают маленьких козляток. Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж, воспитатель поощряет элементы драматизации, инсценировки, здесь обязательны задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.
При повторении сказок уже можно обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малыша много радости. И хотя охотно, взяв на себя ту или иную роль, ребенок зачастую забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смещать эти трудности. Подобные упражнения требуют большого такта, терпения и часто одобрения действий детей, оценки их речи (как содержательной, так и эмоциональной ее стороны). Таким образом происходит взаимопроникновение художественной литературы и игры.
Во второй младшей группе песенки и стихи дают возможность в-мо организовывать разнообразные игры. Одни произведения по сути уже игры: «Пальчик-мальчик», «Сорока, сорока», «Заинька, попляши», И. Токмакова «Медведь»; другие легко инсценировать и драматизировать: «Жили у бабушки», «Тили-бом! Тили-бом!»; третьи без труда перевести в диалоги: «Курочка-рябушечка», «Кисонька-мурысонька» и т.п.
Например по аналогии «Ветер по морю гуляет»
Ребенок четырех лет – это уже «потребитель» всевозможной информации, фантазер, мастер потрясающих выводов и обобщений, любознательный слушатель.
Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием жанров, тем, сюжетов. Объемнее становятся песенки, потешки, сложнее их язык. В программный репертуар включены заклички, считалочки, загадки, скороговорки.
Свои познания дети интегрируют (транспортируют) в игру, выбирают будущего ведущего в игре с помощью считалочки (с помощью взрослого). В этом возрасте детям доступны сказки о животных, которые выступают носителями определенных качеств: лиса – умна, хитра и артистична; заяц-бахвал и воображала, или добрый, слабый, обиженный, как в сказке «Заюшкина избушка», а вот петушок – бесстрашный и добрый, готовый помочь слабым и обиженным. Эти персонажи с удовольствием переносятся в театрализованные и сюжетные игры детей. Яркие образы откладываются в сознании детей при рассматривании иллюстраций.
По мере обогащения детей литературными знаниями, художественная литература органично встраивается в сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и уж конечно в театральные игры и постановки.
В основу дидактических, сюжетно-ролевых и даже подвижных игр можно брать различные художественные произведения, которые несут в себе познавательные элементы. В ходе игр дети рассматривают и дают оценки поступкам героев, выясняют, как бы сам поступил в подобных ситуациях. Осмысление событий, объяснение поступков героев, несомненно обогащают опыт и формируют эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится через призму художественных произведений и собственного приобретенного опыта через игру.
Например, дидактическая игра «Поступи правильно», в основе которой лежит стихотворение Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо». Содержание дидактической игры направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
За основу дидактической игры по ознакомлению с профессией можно взять стихотворение «А что у Вас?», где отображается важность, значимость родного человека не только дома, но и в сфере его профессиональной деятельности, ознакомление с разнообразием профессий.
В формирование сюжетно-ролевых игр также эффективно можно использовать художественную литературу.
Например, при подготовке к сюжетно-ролевой игре «Больница» можно прочесть сказку Чуковского «Айболит» - игра обогащает игровой и личный опыт детей, расширяет представления об окружающей действительности. Активизируются и уточняются в речи детей названия инструментов, медицинских профессий, ребенок учится понимать назначение профессиональных действий. Формируется интерес к художественной литературе и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста через игру и путем прочтения художественной литературы"
« Нравственное воспитание старших дошкольников через игру и путем прочтения художественной литературы».Нравственное воспитание - понятие всеобъемлющее, глубокое, закладывать основы которог...
Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи "Угадай, что за сказка?"
Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи«Угадай, что за сказка?»Цель: развивать внимание, речь, мышление, память; умение отгадывать сказку по картинке и уг...
Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.
Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...
Консультация "Игра- средство развития ребенка".
Консультация для родителей средней группы детского сада....
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
Дидактические игры - средство развития ребенка
Дидактические игры - средство развития ребенка...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...