"Развитие детской инициативы и самостоятельности" из опыта работы
презентация к уроку (средняя группа)
В ФГОС ДО указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- проявлять способность к волевым условиям;
- самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявлять способность к принятию собственных решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskoy_initsiativy_i_samostoyatelnosti.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ФГОС ДО указано, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: - проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - проявлять способность к волевым условиям; - самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; - проявлять способность к принятию собственных решений.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него.
Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельности, умственная или физическая волевая активность, своевременно проявляемая в организации действий, направленных на достижение как собственных, так и общественных целей. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его.
Развитие детской инициативы в условиях образовательной среды Работая в системе дошкольного образования, сегодня мы сталкиваемся с рядом острых проблем, от решения которых, в значительной степени, зависит психологическое благополучие и психическое здоровье наших детей. Давление образовательных достижений, приоритет обучающих занятий, жесткое программирование свободного времени в ДОО, постоянный контроль – не оставляют возможностей для проявления инициативы, самостоятельности, креативности дошкольников. Традиционные виды детской деятельности, такие как рисование, конструирование, игра, либо принимают форму обучения на занятиях, либо сами существенно изменяются в сторону « дидактизации ». Особенно это касается игры, которая все более подменяется игровыми формами обучения .
Условия для развития детской инициативы - предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию; - образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; - содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы; - родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д .
При организации работы в этом направлении имеется ряд принципов: • д еятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности • в ариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации • к реативности - создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Для повышения уровня познавательной активности важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности . Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию познавательной активности я применяю такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а также: - моделирование ситуаций с участием персонажей; - индивидуально-личностное общение с ребенком; - поощрение самостоятельности; - побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности; - оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка . Данные методы и приёмы помогают мне в развитии познавательной активности и любознательности детей.
Поддержка детской инициативы через художественно-эстетическое развитие Развитие детской инициативы и самостоятельности особенно эффективно происходит при решении задач образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Много лет работая руководителем кружка художественно-эстетической направленности и занимаясь углубленно нетрадиционным рисованием с детьми, я убедилась в том, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. Творческая деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного ребенка-созерцателя в активную личность.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются следующие: Познавательные занятия
Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование
Наблюдение и труд в уголке природы
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы
Самостоятельная деятельность детей
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества, которое, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности ребенка . Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что-то сделать вместе. Родители с интересом включаются в работу: изготавливают поделки, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Способы поддержки детской инициативы Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: - не стараться всё сразу показывать и объяснять ; - не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные шумовые эффекты и т.п. - необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями развития детской инициативы и самостоятельности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.
Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...
Презентация опыта работы по теме "Развитие детской инициативы в играх с не оформленным материалом"
презентация опыта работы....
Презентация "Развитие детской инициативы и самостоятельности при работе с бросовым материалом "Волшебные коробки"
Приобщение детей к изготовлению различных предметов из коробок, активные игры с ними — важный шаг в получении ими умений преобразовать бросовый материал в полезные и нужные вещи....
Развитие детской инициативы через реализацию национально-регионального компонента В ДОУ. Из опыта работы.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» как средство развития детской инициативы (из опыта работы)
Методическая разработка по реализации позитивной социализации старших дошкольников по средствам технологии "Клубный час"...