Режиссерская игра в подготовительной группе
консультация (подготовительная группа) по теме
Режиссерская игра дошкольника - это индивидуальная игра, в процессе которой ребенок создает игровые ситуации с игрушками, предметами-заместителями. В этой игре ребенок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссер. В основе сценария лежит личный опыт ребенка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: одна кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании - обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссерской игре речь - главный компонент. Она может быть дикторской - текст за кадром. А также речь может быть оценчной.
Преимущества игры.
- режиссерская игра позволяют ребенку упражняться во взаимоотношениях, в общение в процессе действий с куклами. В отличии от партнера, куклы не требуют от ребенка высокого уровня общения - с ними проще;
- в режиссерской игре не надо учитывать позицию партнера, не надо под него подстраиваться. Здесь ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким-то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое, свои знания.
Значение режиссерской игры.
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Условия развития режиссерской игры.
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая пердметно-развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руки), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объемный), теневой театр, марионетки;
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссерские игры воспитателя или другого ребенка.
Перед тем как научить учить детей ставить спектакли, надо провести предварительную работу. Проводить беседы об увиденных ими кукольных представлениях, познакомить их с историей возникновения кукольного театра, рассказать какие кукольные театры бывают (перчаточные куклы, куклы марионетки, настольные и т.д.), спросить у детей, какие кукольные спектакли им больше всех понравились. Можно прочитать отрывки из книги С.Образцова «Всю жизнь я играю в куклы», рассмотреть иллюстрации. Эта книга познакомит детей с домашним и профессиональным кукольным театром. После всего этого можно предложить детям научиться показывать кукольные представления: сначала для детей группы, потом для более широкой аудитории.
Подготовительная к школе группа завершается обучением коммуникативно- речевым навыкам, большой упор следует делать на проявления на проявления творчества и фантазии у детей через сюжетосложение, самостоятельное сочинение и обыгрывание инсценировок. Перед детьми следует ставить игровую проблему или просто называю тему, а содержание предлагают дети.
На этом этапе работу с группой следует проводить, используя разные методы и приемы.
1. Объяснять новый материал, а затем предлагать детям разобраться с конкретной проблемной ситуацией (например; «Что было бы..., если не светило солнце?.. не было деревьев?... кругом была вода и т.д.). Дети предлагают разные варианты, основываясь на новые знания.
2. Группе давать определенное задание, необходимые опоры (картинки, карточки, схемы и пр.). Задание дети выполняют либо по частям (каждый ребенок знает свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим ребенком, начинать может либо сильный, либо слабый воспитаник). При этом выполнение любого задания обьясняется ребенком вслух.
3. Предлагать детям сочинить продолжения к сказке. Вместе с детьми вспоминать сказку ( можно использовать рассказывание по кругу). Затем я спрашиваю у детей: «А что потом?...»)
Процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
-Имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания.
- Имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имееть опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства).
- Включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям ( ребенок - режиссер, ребенок - актер, ребенок - оформитель спектакля, ребенок - зритель ).
«Ребенок - режиссер» - имеет хорошо развитую память, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой контекст. «Ребенок- актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру. «Ребенок-зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «учавствовать в игре» со стороны. «Ребенок- оформитель» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге.
Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывание знакомых сказок. Здесь можно самим придумать и сделать декорации, костюмы и лучше всего не просто воспроизвести текст знакомого произведения, а импровизировать по ходу игры, придумывать самы разные варианты сюжета.
Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное - это развитие общих особенностей воображения, о которых мы говорили ранее: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм детей, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, конструирование, лепка.
С детьми можно провести игру «Волшебные кляксы». До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист склаывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видятв клсксе или в отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Можно использовать такие задания : сочинить про цветные кружочки и палочки разной длины, нарисовать вместе картинку и придумать по ней сказку, составить план сказки и потом рассказать ее.
В обычном, повседневном общении с детьми давать им больше инициативы, ставить новые, неожиданнные задачи. Куда мы пойдем гулять? Во что мы будем играть сегодня? Кем будешь ты в игре, кем буду я? Что я должна делать иговорить? А ты? Пусть решают сами. Что будет делать Буратино в гостях и Винни-Пуха? У людоеда? А если ты встретишь Маугли?
В ответах на такие вопросы и зарождается проникновение в другую личность, складывается собственная активная позиция по отношению к другим людям, ко всему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"
Конспект режиссерской игры в старшей группе "Мишкин День Рождения"...
НОД по речевому развитию и формированию навыков режиссерской игры в подготовительной группе на тему: «В гостях у тётушки Cказительницы».
“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”. При одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать повед...
конспект по режиссерской игре в средней группе Гуси - лебеди
конспект по режиссерской игре в средней группе Гуси - лебеди...
Конспект проведения режиссерской игры в средней группе «Заюшкина избушка».
Разыгрывание с детьми знакомой сказки «Заюшкина избушка»....
План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе. Тема: «Гуси лебеди»
План-конспект организации и проведения режиссерской игры в старшей группе . Тема: «Гуси лебеди»...
Конспект режиссерской игры в старшей группе
Конспект режиссерской игры в старшей группе...
конспект режиссерской игры для подготовительной группы на тему:"Ждем гостей"
конспект режиссерской иры на тему: "Ждем гостей"...