Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.
статья (подготовительная группа)

Карнаева Миляуша Минасхатовна

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_ruki_k_pismu.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики.

Наибольшие трудности в первом классе вызывает обучение письму. Одна из причин этого кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кисти рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Низкий уровень развития графического навыка может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

  •  Низкий темп письма.
  •  Быстрая утомляемость при письме.
  •  Неровная, «дрожащая» линия.
  •  «Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
  •  Слишком сильный нажим.
  •  Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
  •  Несоблюдение размера графических элементов.
  •  Несоблюдение наклона письма.
  • Большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.
  •  Нежелание выполнять письменные упражнения.

Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений.

Реализация данных упражнений позволяет развивать и совершенствовать точные движения всех звеньев руки: плеча, предплечья, кистей и пальцев рук, а также улучшает общую скоординированность и ловкость движений.

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки вытягиваются ладонями вперед, пальцы сплетаются, затем их поднимают вверх и тянутся как можно выше.

12. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

13. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами как ножками.

14. Ладони ставятся вертикально друг против друга: правая распрямлена, а левая образует щепотку и упирается в правую ладонь. Затем ладони меняются местами.

15. Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.

16. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

17. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

18. Кисти рук держат над столом и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о стол.

19. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

20. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

21. Ладони обеих рук прижаты и поставлены на ребро. Затем ладони кладутся ровно на стол.

22. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

23. Ладони на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие выставлены вверх. Затем ладони разводятся от себя и вниз с выгибом – образуют горку.

24. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

25. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

26. Руки соединяют в замок и тянут в разные стороны.

27. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

28. Пальцы вместе, ладони слегка согнуты горкой, правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняются местами.

29. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

30. Ударяют правой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют левой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют обеими руками по столу. Раскрывают обе ладони.

31. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

32. Упражнение выполняют стоя. Ребенок кладет ладони на стол пальцами вперед и переносит вес тела как можно дальше вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья.

33. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

34. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, следует медленно шевелить пальцами.

35. Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Литература

  1. Солнцева В.А., Белова Т.В.   Развивающие игры и упражнения для подготовки ребенка к школе
  2. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс: Пособие для родителей. – М.: ЗАО Центрополиграф, 200. – 223 с.
  3. Дурова Н.В. Фонематика. – М.: Мозаика-Синтез. – 112 с.
  4. Заикин М,С,, Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М.: Лист Нью, Вече, КАРО. 2001. – 256 с.
  5. Солнцева В.А., Белова Т.В.           200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов / Солнцева В.А., Белова Т.В. – М.: АСТ: Астрель. 2007. – 96, ... с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики» .

Программа подготовки ребёнка к школе «Развитие мелкой моторики»Цель: подготовить дошкольников к обучению письму; формировать интерес к выполнению графических упражнений, подготавливающие ру...

Подготовка руки к письму: развитие ручной умелости.

Развитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Упражнения для развития "ручной умелости"входили в систему заданий для детей, разработанную М.Монтессо...

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ

ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ: РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИРазвитие ручной умелости всегда было одной из важных задач воспитания детей дошкольного возраста. Интересные «ручные работы» для детей при...

Игра, изготовленная своими руками "Ежик" для развития мелкой моторики

Данную игру, для развития мелкой моторики,  можно изготовить в домашних условиях....