Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Толмачева Мария Николаевна

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

"Рука – это своего рода внешний мозг"

Кант.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность. Связная речь, так же  напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_motor.2020.docx59.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Ловкие пальчики»

по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы.

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

"Рука – это своего рода внешний мозг"

Кант.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение,  наблюдательность. Связная речь, так же  напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное  восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка.

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:

  • игра и упражнения
  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.  В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.

Цели и задачи программы.

  1. Цель:

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

  1. Задачи:
  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Программное содержание.

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Оборудование

7 октября

14 октября

21 октября

28 октября

 «Осень золотая под зонтом гуляет»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, умение соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

5. Закрепить знание основных цветов.

6. Учить создавать образ дерева из счетных палочек.

1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет».

2. Пальчиковая игра  «Погода».

3. Обводка по контуру «Осенний листок».

4. Раскрашивание листьев в соответствии со значками

5. «Осеннее дерево» - складывание из счетных палочек.

6. Самомассаж ладошек -прокатывание сосновых шишек между ладошек.

Контурные изображения листьев дерева

Карандаши

Счетные палочки

Сосновые шишки

 «Овощи с огорода»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Помоги

Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

3. Игра «Чудесный мешочек» (что растет в огороде?).

4. «Волшебные овощи» - выкладывание овощей по контуру пуговицами.

5. Самомассаж пальцев (катание ореха каштан каждым пальцем).

2 коробочки

Мешочек с овощами.

Орехи каштан на каждого

 ребёнка.

Фасоль белая, красная.

 «Фрукты из сада»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика  «Мы делили апельсин»

2. Плетенка «Яблоко», «Груша».

3. «Вишня» - перекладывание больших бусин красного цвета из одной емкости в другую на ударный слог.

4. Обводка по контуру «Фрукты».

5. Раскрашивание фруктов в соответствии со значками.

6. Самомассаж фаланг пальцев бусинами.

Игрушка-плетенка «Яблоко»,

 «Груша»

Контурные изображения

 фруктов

Карандаши

Бусины

 «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Учить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение

координировать речь и движения.

5. Развивать тактильные

ощущения.

6. Познакомить с нетрадиционным методом рисования – рисование пальчиками.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -

завязываем узелки, бантики.

3. Упражнение «Найди пару»

найти парную подушечку с

одинаковым наполнителем (рис, фасоль).

4. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками.

5. «Листочки на деревьях» - рисование пальчиками.

6. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

Шнурки, веревки

Бельевые прищепки

Подушечки с разными

наполнителями

Краски

Карандаши с гранями

11ноября

18 ноября

25 ноября

2 декабря

 «Игрушки»

1. Продолжать развивать мелкую моторику.

2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных

длинных и коротких линий.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Обучать детей рисованию с помощью штриховки, закрепить названия цветов.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек.

3. «Построим Маше дом» - выкладывание домика для куклы по контуру счетными палочками.

4. Упражнение "Платочек

для куклы" определение фактуры материала.

5. Раскрашивание контуров игрушек  в соответствии с заданным цветом.

6. «Гладила мама-ежиха ежат» - самомассаж ладоней расческами для волос.

¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных

 игрушек

Счетные палочки.

Кусочки тканей разной фактуры.

Рисунки контуров игрушек

Расчески для волос.

 «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Способствовать формированию навыка различать предметы по размеру.

3. Учить последовательности в одевании и раздевании куклы.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

1. Пальчиковая гимнастика «Гномики прачки» .

2. «Шьем платье» - продевание шнура в отверстия на трафарете платья.

3. «Пуговицы перепутались» - разложить пуговицы большие и маленькие в разные коробочки.

4. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды на веревку (одинарные прикрепляют прищепками).

4. Д/игра «Оденем Машу».

5. Упражнение «Похлопаем» хлопать в ладоши с различным уровнем звука по сигналу.

6. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

Картонные трафареты платья

и другой одежды

Пуговицы разных размеров

Прищепки

Кукла с набором одежды

Карандаши с гранями

 «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Учить соотносить предметы

со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные,

координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками

(ежиками).

2. Игра «Собери сервиз»

чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» из бумаги сминаем

комочки и складываем в

вазочку.

7. Самомассаж гранеными

карандашами.

Резиновые ребристые

мячики,

Крышечки, баночки,

разрезные детали, бумага,

вазочка,

карандаши.

 «Семья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные

ощущения.

4. Учить детей нанизывать предметы на шнурок.

5. Учить детей сматывать нить в клубок.

1.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

2. «Скатай коврик» - скатывание коврика двумя руками.

3. «Развесь белье на веревочку» - нанизывание картонных трафаретов одежды и белья на шнурок.

4.Пальчиковая игра «Вот так бабушка прядет.

5. «Помоги бабушке смотать нитку в клубок» - сматывание ниток в клубок

6. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох.

7. Самомассаж подушечек пальцев - «Семья. Мамин день».

Счётные палочки,

красная и белая фасоль.

Машины –грузовички.

Карандаши,

разные крышечки.

9 декабря

16 декабря

23 декабря

30 декабря

13 января

20 января

27 января

 «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Обучать детей рисованию с помощью штриховки.

3. Учить детей из предложенных геометрических

фигур выкладывать животных по образцу на горизонтальной

поверхности.

5. Развивать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным.

1. Упражнение «Маленький конструктор» выкладывание из геометрических фигур животных.

2. Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка»

3. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4. «Зеленый лужок» рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж пальцев бельевой прищепкой «Сильно кусает котенок – глупыш».

Геометрические фигуры

Фигурки животных

1/2 альбомного листа Зелёные

 карандаши

Картинки животных и их

детенышей

Бельевые прищепки

 «Дикие

животные»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

1. Упражнение «Животные хотят пить» наливаем воду из

стакана в тарелочку, ложкой. 2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Подвижная игра «Зайка»

5. Упражнение «Веселые

зверята»

6. Угостим медвежонка медом – рисование сот пальчиками.

7. Самомассаж ладоней мячиками-«ежиками».

Стакан, ложка,

тарелка

Зелёная бумага

Краски

Мячики-«ёжики»

 «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые

горизонтальные линии.

3. Продолжать учить

координировать движения с речью.

4.Закреплять у детей умение работать с бумагой (отрывать

кусочки бумаги, создавая форму в соответствии с заданным образом).

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание

заботиться о них.

1. Пальчиковая гимнастика «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

3. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

4. «Ходит цапля по болоту» - упражнение «пальцеход».

5. «Снегирь» - аппликация методом обрыва цветной бумаги.

6. Самомассаж пальцев рук бусинами.

Манная крупа

подносы

кусочки цветной бумаги

семена подсолнуха, тыквы

бусины

 «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение

координировать речь с движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4.Учить детей работать с

пластилином способом

размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать

клубочки.

6. Развивать тактильные

ощущения.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с

помощью геометрических фигур по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги

бабушке» смотать из шерстяных ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек»

определить на ощупь

резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» -

обводка трафарета елки,

штриховка.

5. «Наряжаем ёлку» рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи

по образцу» выкладывание фигур по образцу.

7. «Елочка  – колючая иголочка» - самомассаж кистей рук бытовыми щётками.

Шерстяные  нитки

резиновые игрушки

трафарет ёлки

Карандаши.

Геометрические фигуры

Бытовые щётки

 «Зимушка-зима»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Развивать тактильные

ощущения.

5. Знакомство с глиной как с

художественным материалом. 6. Развивать умение сматывать клубочки.

1. «Лыжник» рисование на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки

для бабушки» смотать

нитки в клубочки.

3. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки.

4. Пальчиковая гимнастика

«Погреемся», «Зимняя

прогулка».

5. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

6. Самомассаж мячиками-«ежиками».

Манная крупа

Нитки

Мячики-«ёжики».

1/2 альбомного листа с  

  изображением воробья

¼ листа бумаги, смятой в

 комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней

 прогулки

 «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и

словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с

помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Снегопад» - рисование  пластилином способом размазывания.

3. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

4. Упражнение «Сосульки»

прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

6. Упражнение «Погуляем» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

Пластилин

Счётные

палочки

Прищепки, картонная

крыша

Карандаши с гранями

 «Дом»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Упражнять в умении рисовать на манке, выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

4. Развивать чувство формы.

5. Воспитывать любовь,

бережное отношение к своему дому.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур.

2. Пальчиковая гимнастика  «Мебель».

3. «Домик для Мишутки» - рисование на манке.

4. «Маленькие столяры» - выкладывание предметов мебели из счетных палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Упражнение «Похлопаем» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа.

6. Самомассаж карандашами с гранями.

Геометрические фигуры

 из картона

Манная крупа

Счетные палочки

Карандаши с гранями

3 февраля

10 февраля

17 февраля

24 февраля

 «Наш город»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать развивать умение рисовать с помощью штриховки.

4. Закрепить названия геометрических фигур и умение выкладывать из них формы по образцу.

5. Развивать внимание, тактильные ощущения.

1. Пальчиковая игра «Город»

2. «Красив родной наш город» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3. «Помоги Маше и Ване добраться домой» - лабиринт.

4. «Мы построим мост» -выкладывание моста геометрическими фигурами.

5. «Дорисуй дом» - рисование по образцу, закрашивание с помощью штриховки.

6. «Украсим город фонариками» - нанизывание бусин на шнур.

7. Самомассаж подушечек пальцев бигудями-липучками.

Горох

Печатный лабиринт

Геометрические фигуры

из картона

Бусины, шнур

Бигуди-липучки

 «Детский сад»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

3. Упражнять в разглаживании бумаги.

4. Продолжать учить отрывать от большого листа бумаги маленький кусочек и скатывать его в комок, приклеивать комочки на лист бумаги.

5. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Детишки ходят в сад».

2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции.

3.  «Нарисуй свое настроение» - рисование на манке.

4. «Ты – мой друг, и я – твой друг» - игра с прищепками (скрепить фигурки детей прищепками в хоровод).

5. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек.

6. «Конфеты к чаю»  - аппликация из бумаги, смятой в комочки.

7. Самомассаж пальцев бусинами.

¼ листа бумаги, смятой

 в комочки с

нарисованными на ней

пиктограммами,

 изображающими эмоции

Манная крупа

Прищепки

Фигурки детей из картона

Счетные палочки

Бусины

« Профессии»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

3. Развивать тактильные ощущения, знакомить с понятиями «гладкий», «шершавый», "мягкий", "твердый".

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».

2. Игра «Тесто» - имитация

замешивания теста в сухом бассейне.

3. Игра на развитие тактильных ощущений «Каталог тканей».

4. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка.

5. «Мы строители» строительство гаража из

строительного материала.

6. Упражнение «Кирпичики»- раскладывание деревянных брусочков разного размера по коробочкам.

7. Самомассаж карандашами с гранями.

Ткань разной фактуры,

Шнуровка,

деревянные брусочки

 разного размера карандаши

с гранями

 «Защитники

отечества»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды»,

«Флажок».

3. «Салют» рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»

с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками

катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на

толстой веревке, шнуре.

Счётные палочки

Грецкие орехи

шнур, бусинки.

10 марта

3 марта

17 марта

24 марта

 «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию

движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Помоги мышке-норушке» -сортировка красной и белой фасоли по коробочкам.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко.

5. «Веселый снеговик» -рисование на манке.

6. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые.

Красная и белая фасоль

карандаши

манная крупа

предметы различной

твердости.

 «Мамин

праздник»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать

бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

1. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Веточка мимозы» - рисование ватными палочками.

5. Подарок «Бусы для

мамы» - нанизывание бусин (макарон) на ленту.

6. Упражнение «Погуляем»

двумя пальцами ходить по

столу в разном темпе.

7. Самомассаж ладоней макаронами.

Счетные палочки

½ альбомного листа

краски

ватные палочки

бусины, макароны.

 «Весенние цветы»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Цветы».

2. Дорисуй половинку цветка.

3. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью.

5. «Букет» - аппликация из кусочков бумаги, смятой в комочки.

6. Самомассаж пальцев расчёской для волос. «Колючий кактус».

Нарисованные половинки

цветов

Пуговицы разного размера

Кусочки цветной бумаги

Расчёски для волос

 «Домашние

животные весной»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических

фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Развивать тактильные

ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

1. Упражнение «Маленький

конструктор» выкладывание из геометрических фигур

животных с детенышем.

2. Упражнение «Животные хотят пить» - переливание воды с помощью ложки, пипетки.

3. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика

«Хозяюшка».

6. Самомассаж карандашом с гранями.

Геометрические фигуры из

картона

Тарелочка, ложка, пипетка.

Шарики,

Карандаши с гранями

1/2 листа бумаги.

31 марта

7 апреля

14 апреля

21 апреля

«Транспорт»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать тактильные ощущения.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

1. Пальчиковая гимнастика «Вертолет».

2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств.

3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание орехов каштана, рассыпанных по ковру.

4. «Проехала машина» - рисование следов машины на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе.

5. Упражнение «Топай-хлопай».

6. Самомассаж пальцев бусинами.

¼ листа бумаги с

контурными рисунками

различных транспортных

средств

Орехи каштана

Манка

 поднос

Бусины

 «Весна»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить создавать несложную

композицию с  помощью прищепок.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок.

3. «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Упражнение «Веселые ладошки» завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами –

рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки

(желтый, красный, синий, зеленый).

6. Самомассаж орехом каштана.

Прищепки

Пуговицы

Коробочки (желтые,

красные, синие, зеленые)

Бумага

Верёвочки

 «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить пользоваться пипеткой.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Кулачок».

2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

3. Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и

пипеткой.

4. Собирание разрезной картинки «Кораблик».

5. «Звенит капель» - игра с прищепками (прикреплять прищепки к картонной крыше, изображая капель).

7. Самомассаж грецким орехом.

вода и пипетки

разрезная картинка

грецкие орехи

 «Весеннее солнышко»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на

ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Улитка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры).

3. Упражнение «Веселые

ладошки» учимся завязывать узелки, бантики.

4. Лабиринт «К какому растению летит бабочка»

5. «Весенние цветы одуванчики» - рисование ватными палочками.

6. Самомассаж пальцев камушками.

Геометрические фигуры

камушки,

верёвочки

ватные палочки

28 апреля

5 мая

12 мая

19 мая

 «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

5. Развивать чувство

формы, цвета, композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши яркие цветы».

2. «Красивый одуванчик» - лепка из пластилина и спичек.

3. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

4. Коллективная работа «Весенний луг» - аппликация из небольших комочков бумаги, смятой в комочки.

5. Самомассаж ладоней карандашом с гранями.

Пластилин

спички,

геометрические фигуры

 (овалы),

кусочки цветной бумаги

карандаши с гранями

 «Дождь»

1. Развивать мелкую

моторику, координацию движений.

2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей!».

2. «Тучка» - изображение дождя с помощью прищепок.

3. Штриховка «Тучка».

4. «Бабочка и цветок» - застежка.

5. «Кто больше?» - выбирание из сухого бассейна фасоли.

6. Самомассаж отрезком каната.

Фасоль

Картонная тучка, прищепки

отрезки каната

«Насекомые»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Упражнять в умении

шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение работать с прищепками.

7. Учить рисовать вертикальные линии,

дополняя созданный образ.

1. Пальчиковая гимнастика «Червячки», «Паучок».

2. Выкладывание из мозаики «Цветочный лужок».

3. Шнуровка «Насекомые на листочке».

4. «Лепестки» - игра с прищепками.

5. «Вот такие ножки у

сороконожки» - коллективное рисование.

6. Самомассаж ладоней бигудями-липучками.

Карандаши,

мозаика,

мозаика

шнуровка

прищепки

бигуди-липучки

 «Лето»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

3. Учить аккуратно наклеивать детали, создавать красивую

композицию.

4. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Собери шишки для

Мишки».

3.«Цветная водичка» - игра с пипеткой на смешивание красок.

4. «Высаживание» семян арбуза в песок.

5. Самомассаж мячиками-«ежиками».

шишки

пипетки

краски

семена арбуза

мячики-«ежики»

Литература.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5

3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49

7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1

10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики с детьми второй младшей группы

Конспекты - краткое содержание занятий по развитию мелкой моторики рук.Октябрь...