«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение
музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений
ЗАТО г. Североморск
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ПРАЗДНИКАХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯХ»
Музыкальный руководитель
II квалификационной категории
МБДОУ №50
Ковязина Е. В.
ЗАТО г. Североморск
Январь 2014
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
Современное образование станет продуктивным только тогда, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого и педагоги должны быть современными — разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворять свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры.
Цель применения ИКТ в реализации задач образовательной области «Музыка» -
Повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.
Задачи применения информационных технологий:
По-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
Обогащать методические возможности музыкального занятия, придать ему современный уровень;
Помогать активизации творческого потенциала ребенка;
Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально.
ФГОС акцентируют внимание на активизацию инновационных аспектов деятельности дошкольников посредством использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ № 11555от 17.10.2013 года «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны требования к активному использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к учебному процессу.
Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, улучшает результат образования, и помогает нашему ДОУ решать следующие задачи:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- развить интегративные качества дошкольника.
И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
В своей работе , я активно использую информационно коммуникативные технологии на праздниках и развлечениях.
Праздники, развлечения – по словам Н. Ветлугиной, важный фактор формирования маленького человека. Через звуки и движения ребенок познает мир, в который пришел. У детей досуг, праздники побуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.
Праздники и развлечения плавно вытекают из предварительной подготовки всех образовательных областей и их видов деятельности, в которых можно использовать ИКТ.
Хочу поделиться небольшим опытом, как и каким образом ИКТ использую в своей работе.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую мультимедийные презентации. «Времена года» А. Вивальди «Зима», «Времена года» П. И. Чайковского «Апрель»,
«Дождик» Г. Свиридова из детского альбома .Видеоряд оформлен картинами современных художников. Опубликовано на сайте viki.rdf.ru
Портреты. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Мультимедийный ролик «Баба-Яга» позволяет вспомнить прослушанную пьесу М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» и соотнести ее с изображением.
Мультимедийные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
В своей работе я использую передовой опыт музыкальных руководителей России, сайты которых указаны в буклете.
Для восприятия музыки есть масса дидактических игр для различного возраста:
для младшего возраста игра «Угадай?» - на развитие тембрового слуха, подготовил музыкальный руководитель из г. Пензы и опубликовано на сайте педсовет. ру
игра «Теремок» - на развитие тембрового слуха, можно использовать эту игру на знакомство с характерными персонажами. Игра развивает воображение, ассоциативное мышление, фантазию. Этими играми можно пользоваться в группах, для работы с детьми.
Игра «Заинька»- в младшем возрасте она идет, как хороводная игра, но добавив ярких картинок можно активизировать внимание и вызвать более яркое впечатление у детей и провести как игру.
В старшем возрасте можно поиграть в музыкальный оркестр, прослушать звучание инструментов и угадать их. Таким образом можно поупражняться и закрепить название и звучание различных инструментов. В конце игры можно прослушать исполнение всего оркестра.
В игре «Музыкальные инструменты» можно познакомиться с различными инструментами, их звучанием и манерой исполнения.
Определить лишний музыкальный инструмент поможет следующая игра, что позволяет закрепить классификацию музыкальных инструментов.
Некоторые компьютерные задания помогают в игровой форме закрепить
Понятия жанров, например: «3 кита» игра для старшего возраста.
Вот еще есть аналогичная игра в помощь начинающему муз. руководителю или воспитателю. Эта презентация поможет педагогу повысить свои педагогические знания.
Игра «Что делают в домике?» на развитие представления об основных жанрах музыки для младшего возраста.
Дидактические игры «Ритмическое лото» которые представляет Н. Ветлугина в пособии «Детские музыкальные игры в саду» можно разнообразить следующим образом, для более яркого впечатления. Уважаемые коллеги, предлагаю прохлопать ритм песенки и угадать ее.
На экране дети видят картинку. Ритм ребята проговаривают и исполняют звучащими жестами (хлопки, шлепки, топот). Основная цель этих упражнений - научить правильно соотносить длинные и короткие звуки, «читать» и понимать графическую запись ритмических последовательностей.
Использую презентации для закрепления музыкальных знаний на развлечениях и досугах.
Все эти презентации можно отдать в помощь воспитателям, для того, чтобы они продолжили музыкальное воспитание в группе и повысили свое педагогическое образование.
Я столкнулась с такой проблемой, что не все дети могут ориентироваться в пространстве, заводить змейку или диагональ, после просмотра слайда большинство детей стали лучше ориентироваться при построении змейки.
Очень часто использую мультимедиа в развлечениях, например путешествие с Колобком. В начале инсценируем сказку. Потом встречаем разных зверей, которые обыгрываются музыкальным материалом. Тематика развлечений может быть самой разнообразной, она зависит от возраста и увлечений детей – «Мои игрушки», «На бабушкином дворе», и т.д. В компьютерном варианте все сюжеты выглядят более динамично, а включение анимации придает им красочности.
Развлечения украшаются, обогащаются красочными клипами.
Если развлечение основано по сказке «Цветик –семи цветик», то уместно воспользоваться клипом «Лети, лепесток!» Муз. К.Костина, сл. И.Григорьевой,
А любое летнее развлечение поможет провести веселая песня про «Доброе лето».
Вечер, посвященный сказкам А.С. Пушкину, я украсила мультипликационным клипом про Золотую рыбку, что обогатило эмоциональный мир детей.
Экологическое занятие, проводимое вместе с воспитателем, я дополнила песней-клипом «День Земли».
Музыкальную гостиную, можно открыть старинной музыкой. Написана авторами Евгенией Зарицкой и Игорем Шевчук. Эта песня-клип, погружает детей в эпоху 18 века, помогает глубже окунуться в ту эпоху, атмосферу, можно обратить внимание на костюмы, на убранство зала.
Все эти клипы можно найти на сайте viki.rdf.ru
Тематические занятия посвященные Дню Победы дополняю песнями и кадрами военных лет. Эта презентация содержит попурри военных песен.
А следующая презентация без музыкального сопровождения может подойти воспитателям, т.к. мы все воспитываем патриотические чувства и любовь к Родине. Презентация предназначена для беседы о празднике «9 мая».
Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. Например, на новогоднем утреннике в старшей группе, Дед Мороз с экрана дает совет, где искать осколки музыкального диска.
Финал новогоднего утренника можно украсить яркой, красочной песней клипом, которую исполняют дети. Она является той песней с волшебного диска, осколки которого ребята собирали по сказкам на протяжении всего утренника.
На Выпускном вечере добавит приятных, положительных воспоминаний заключительная песня - клип, которая составлена из фотографий группы на протяжении всех лет, (в данном случае только 2 года), разбавлена несколькими картинками и наложена музыка. Получился готовый клип выпускной группы.
В работе с родителями выступаю с мультимедийными презентациями на родительских собраниях во всех возрастных группах ДОУ:
«Охрана детского голоса»
«Развитие ритмического слуха»
Также выставляю на сайт детского сада различные консультации, презентации дидактических игр, слова песен для утренников и т.д.
И в заключении хотелось бы подвести итог - «Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коммуникации для детей с нарушением речи в старшей группе с использованием мультимедийных технологий: "Избушка".
Пересказ сказки с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных....
Использование мультимедийных технологий в работе учителя-логопеда
Компьютер, интернет, интерактивные игры и игрушки проникли практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение мультимедийных технологий в работу учителя...
Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....
Использование мультимедийных технологий в образовании.
Использование мультимедийных технологий в образованииМультимедийные технологии (мультимедиа от англ, multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических...
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе
Актуальность проблемы использования мультимедийных технологий в образовательном процессе обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....
Методическая разработка: "Использование мультимедийных технологий в работе с родителями".
В этой статье я делюсь опытом использования мультимедийных технологий в работе с родителями своих воспитанников....
викторина с использованием мультимедийных технологий "Любимые сказки"
развивать познавательные способности и желание отгадывать загадки...
Комментарии
ИКТ
Согласна с вами во всём. Занятия , праздники стали намного интереснее, ярче, насыщеннее. Интересно и детям и педагогу.А главное - очень современно.