Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
материал по теме

Ковязина Елена Владимировна

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Выступление из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx30.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50 комбинированного вида

г.Североморска

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Выступление из опыта работы.

Использование мультимедийных технологий

в музыкальной деятельности

детей дошкольного возраста

     

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №50

Ковязина Е.В.

Североморск

26.09.2012 г.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.   Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста.

2слайд . «Мультимедиа» – сложное слово, состоящее из двух простых: «мульти» – много и «медиа» – носитель, то есть мультимедиа подразумевает множество различных способов хранения и представления информации (звука, графики, анимации и так далее).

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере  развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в  детстве - учат самостоятельно приобретать новые знания.

  Мультимедиа – это технология, позволяющая объединить данные, звук, анимацию и графические изображения, переводить их из аналоговой формы в цифровую и обратно.

3слайд.Мультимедиа предполагает одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения, анимацию текста.

Аудио формы – используются педагогами часто, как на занятиях, так и в различных режимных моментах.

Видеоизображения – используются педагогами частично, на тематических занятиях, в зависимости от  цели, задач занятий.

Анимация текста – встречается редко: в презентациях, в познавательных пособиях для родителей, педагогов ДОУ с целью повышения знаний и музыкальной культуры в целом.

Таким образом, в совокупности форм, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, мультимедиа создаёт условия для получения и усвоения информации.

  4 слайд  При условии систематического использования       мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по организации  музыкальной деятельности с детьми  дошкольного возраста  значительно повышается.

.Об эффективности использовании мультимедии говорят следующие позитивные факторы:

  1. Дети лучше воспринимают изучаемый музыкальный материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  2. У воспитанников повышается мотивация  на занятиях, досугах и развлечениях, за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  3. Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (экскурсия в театр, филармонию).
  4. Закрепление  знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются в процессе общения с детьми

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи

   5слайд.    Основным видом музыкальной деятельности детей является восприятие  музыки или слушание. Для того,  чтобы восприятие проходило более эффективно и дети лучше воспринимали изучаемый материал, я использую   подборку   клипов на  музыку  П.И.Чайковского «Времена года»: Октябрь, Апрель ,         «Вальс цветов», «Танец маленьких лебедей»,  Э.Грига «Утро», А.Вивальди «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

      В итоге обогащается эмоциональный словарь детей, усиливается впечатление от прослушанных произведений композиторов классиков.

Таким же образом у меня имеются клипы для слушания музыки   детей старшего возраста:

- «Итальянская полька» С.В. Рахманинова

- «Аве Мария» Ф. Шуберт

 Так же мною подобраны презентации и для младшего дошкольного возраста.
   Когда дети, младшего возраста, летом, во время оздоровительной компании, приходят со всех детских садов, тогда для поддержания высокой заинтересованности, эмоционального настроя и радостного общения, я использую песню клип «Что такое лето?» сл. Полухина муз. П. Синявского .     В итоге мы поддерживаем радостное летнее настроение, обмениваемся впечатлениями, развиваем речь, учимся выслушивать друг друга.

   Так же в младшем возрасте, во второй половине дня, в развлечении использую песню клип «Два веселых гуся» (украинская народная песня)     После прослушивания, которой  я играю с детьми в игру «Гуси и волк» р.н.м.. Таким образом, начиная с младшего возраста, я реализую задачи по разделу слушания музыки в подгрупповой и  индивидуальной работе, во время развлечений.    

  6 слайд.   В своей деятельности, я использую подборку иллюстраций к разделу слушания музыки согласно возрастам по программе  И.Каплуновой И. Новоскольцевой «Ладушки», начиная со 2 младшей группы:

Младший возраст -  «Колыбельная»  муз.Т. Назаровой,  «Капризуля»  муз.В. Волкова, «Клоуны»  муз. Д,Б. Кабалевского.

Старший возраст  - «Баба -Яга» П. И. Чайковский, есть «Баба-Яга» у М. П. Мусоргского, т.к. я показываю эти слайды для разного возраста, то они подобраны так, что бы дети не испугались. Злая, задумчивая подойдет для старшего возраста. Забавная , и мультипликационная  - для среднего возраста.

По аналогии мною подобраны картинки к музыкальному произведению «Новая кукла» П. И. Чайковский, а так же на музыку А. Гедике «На слонах в индии» .

Компьютерные иллюстрации являются хорошим помощником в проведении раздела слушания музыки.

7 слайд. Неотъемлемой частью  занятия являются дидактические игры.

Для старшего возраста, составила подборку игр на тему «Музыкальные инструменты» Виктории Кузнецовой.     Игру  использую на тематических занятиях. Таким образом,  знакомлю детей с музыкальными инструментами:  

-  с разновидностями

 -  звучанием,

-  манерой игры на  различных музыкальных инструментах.

Знакомлю по 2-3 инструмента, в зависимости от темы занятия. В конце занятия играем в игру «Без звука» - дети, видя изображение, называют инструмент, и, наоборот «без картинки» - дети, слушая звучание, называют инструмент.  Есть подборка игр для старшего возраста ,несколько вам перечислю:

- «Музыкальная грамота» ноты - автор Терзьян Н. М.,

- «Музыкальная грамота» длительности - автор Терзьян Н. М.,

- «Музыкальные инструменты» - автор Кузнецова Виктория,

 - «Музыка»  - автор Кузнецова Виктория

Аудио энциклопедии: «Путешествие с Чевостиком и Кузей» В. А Турыгина в мир народных инструментов - 2 презентации,

 «Путешествие в мир  симфонического  оркестра» В. А. Турыгина-4 презентации. Дядя Кузя знакомит Чевостика с группой ударных инструментов.

«Три группы музыкальных инструментов: струнные , духовые, ударные» В. А. Турыгина

- «Сказочные  инструменты» Э. Емельянова, которые можно использовать , как закрепление темы на музыкальном развлечении. Презентация состоит из загадок и картинок отгадок.

Так же имеются игры для младшего дошкольного возраста

Эти презентации составлены педагогами ДОУ других городов России, Можно найти на сайте «Вики. Рдф.ру»

8 слайд. Для  старшего дошкольного возраста я сделала подборку клипов с опорой на зрительное восприятие   музыкального материала. В тематическое занятие, посвященное «Дню города» я включаю песню «Мой городок» сл. Якунина, муз. Е. Густайтес, которая сопровождается красочным показом слайдов нашего города.

  К празднику 23 февраля я нашла хорошую песню  «Наша Армия» сл. И. Резника муз. Э, Ханок, которую включаю в тематическое занятие или праздник.          Эта песня привносит яркость, значимость нашей армии, знакомит ребят с различными родами войск…

   По аналогии   сделана подборка кадров на песню Д.. Тухманова  «День Победы».          В совокупности  со слайдами, эта песня воспринимается более насыщенно, эмоционально и знакомит ребят  с событиями  этих лет.

 9 слайд. Таким же образом есть подборка «Песни  о маме»

- «Песня о маме» Д. и В Трубачевы

-« Песенка о маме» сл.Энтин Ю. муз.Буржоа Жерар, Т.Попа

- «Цветы для мамы» Ю. Вережникова

Эти песни я органично включаю как на праздники «8 марта», так  и на праздник «День Матери». Например, под звучание песни «Цветы для мамы» Ю. Вережникова, дети идут к своим мамам, поздравляют и дарят цветы .

 При исполнении песни, на празднике посвященном дню Матери, я включаю презентацию «Песня о маме».

9 слайд Мультимедийные системы  включаю не только в тематические занятия, но и в праздничные  утренники, такие как Новый год.

На новогоднем утреннике в подготовительной группе,  с экрана телевизора злая Баба Яга сообщает ребятам,          что сломанные волшебные часики она разбросала по всему свету, не починив часы им не встретить новый год.    Ребята путешествуют по разным странам, исполняя музыкальные номера: В Америке – танец ковбоев, в Бразилии –  карнавальный танец , в России – танец Богатырей. Починив волшебные часы, в конце праздника под бой курантов, ребята исполняют финальную новогоднюю песню.

  В средней группе отрицательный герой гасит огоньки на елке, и ребята  сами, волшебной палочкой, на палитре зажигают потерянные огоньки.

Например, после танца, белочки дарят оранжевый цвет, луна,      после  музыкального задания – желтый , белый – снежинки, голубой –звездочки, гномики – зеленый,  а красный цвет дарит с экрана телевизора   Дед мороз. И конечно же в финальной части праздника приходит сам Дед мороз. А когда собраны все цвета огоньков, можно зажигать елку. По такому принципу можно вводить  любых героев и соответствующие музыкальные номера.

    Как вы все знаете, что 2011 год был посвящен теме космоса. И таким необычайным образом я построила выпускной праздник. Конечно же, была проведена предварительная работа мной и воспитателями по подготовке детей. Мы смотрели презентации «Планеты и звезды», «Космос» «Первые космонавты», рассматривали Атлас «Астрономия в картинках» Б. Левин, Л. Радлова. Атлас «Космическое пространство» Робин Керрод. Смотрели мультфильм «Путешествие Незнайки на луну» Н. Носова

 Отправляясь на ракете к разным планетам, ребята встречали различных героев( как положительных, так и отрицательных), которые после музыкального задания дарили букву. На протяжении всего праздника дети были заинтригованы, так как из подаренных букв им надо было составить слово будущего «Школа».

    Использование   мультимедийного оборудования обогащает впечатлениями и эмоциями, содействует их эстетическому развитию на протяжении всего утренника.

10 слайд.

Мною составлен перечень музыкальных клипов, которые я органично включаю в праздники, развлечения и досуги.

Новогодняя тематика:

«Российский дед Мороз» Слова: Раиса Панина
                                             Музыка: Андрей Варламов

  «Что такое новый год» Ю. Чичкова, 

 «С новым годом!» сл.С. Елизаровой.  Муз.М. Понаморевой

«Новогодняя метель»

А к развлечениям мною подобраны следующие клипы:

 «Гномы»  музыка  А. Басилая, слова А. Эппель,

 «Золушка» сл.И. Резника    муз. И. Цветкова,

«Дюймовочка» Е. Антонова,

«Маленькая страна» И. Николаев,

 «Аленка» А. Колесников Р. Астафьев

«Где водятся волшебники» М.Минкова  Ю. Энтина и т.д.

11 слайд. Мультимедийные технологии мне помогают и  в работе с родителями.

В нашем детском саду мы ввели такую форму  консультирования родителей, которая происходит на сайте детского сада, в котором я принимаю участие, как музыкальный руководитель:

 - Консультирование на сайте детского сада, с целью создания помощи родителям по разделу музыкального воспитания. « Досуги в семье.», « Домашний музыкальный оркестр.»

- Практический материал для родителей:  музыкальная аудио энциклопедия «Уроки музыки дирижера Скрипкина», в которую включены игры для развития слуха, чувства ритма, знакомство с композиторами, музыкальными жанрами, инструментами и их звучанием. На страничке «советы родителям» можно познакомиться с музыкальными играми, хороводами, с консультациями по музыкальному воспитанию.

 - А также к работе с родителями относятся Выступления на родительских собраниях:

«  Охрана детского голоса»

Использование мультимедийных технологий не только помогает в проведении занятий, праздников и развлечений, но и насыщает и обогащает  все виды музыкальной деятельности, и является хорошим помощником педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии

 «Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения.  Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...

Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности детей дошкольного возраста

Использование средств театрализованной деятельности для развития музыкальности  детей дошкольного возраста...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Паровоз c загадками»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности. Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,...

Конспект музыкального занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Паровоз загадок»

Цель  - создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности.Задачи:Образовательные:- развитие музыкально-двигательных способностей детей (ритмичность,  ...

«Использование мультимедийных технологий в системе дошкольного воспитания и обучения.»

Одной из составляющих современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды.Мультимедийные средства призваны вдохновить к стремлению овладеть новыми знаниями, умениями,...