План-программа по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками
методическая разработка по теме
План-программа
по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками
по теме: «Вода»
(методические рекомендации)
Ведущей целью Программы является стимулирование поисковой деятельности дошкольника, развитие свободной творческой личности через цикл творческих занятий, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Принципы работы с детьми:
1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Методы исследования:
· Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования
• наблюдения, экологические экскурсии
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты.
· Познавательное чтение.
· Конкурсы и викторины, экологический КВН.
· Природоохранные акции.
· Продуктивная деятельность.
· Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
· Ведение календаря природы.
· Коллекционирование.
· Экологические выставки и экспозиции.
· Инсценировки и театрализации.
· Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
· Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Необходимое оборудование:
· Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.
· дневники наблюдений
· алгоритмы опытов и экспериментов
· методические рекомендации по проведению опытов
· картотека опытов и экспериментов
· познавательная литература
· глобус
· экологические игры
· Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»
Гипотеза исследования:
Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?
Алгоритм построения образовательной деятельности:
-интересное начало–точка удивления;
- постановка проблемы;
- актуализация знаний детей;
- выдвижение гипотез, предположений;
- проверка решения;
- введение в систему знаний.
Модель построения образовательной деятельности может меняться в зависимости от задачи.
Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов, теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках [3].
Предлагается соблюдать правила выбора темы:
- быть интересной ребенку;
- быть доступной для изучения;
- должна принести реальную пользу участникам исследования;
- быть оригинальной;
- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Поделки, декоративные работы, включенные в тематический план познавательно-исследовательской деятельности, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Младший дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла», «Для чего нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды».
Исследовательская деятельность: опыты с водой (Приложение 1) наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью; игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает».
Наблюдение за аквариумными рыбками.
Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду? ».
Дидактическое пособие «Занимательные фигурки».
|
Речевое развитие | Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде.
Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде.
|
Социально-личностное развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них.
Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов»
Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу) », «Угостим кукол чаем».
Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста.
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод».
Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться».
Физминутка «У лесного родничка».
|
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Аквариум».
Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка»
Конструирование «Лодочка».
Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей».
Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик».
Отстукивание на металлофоне капели.
Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря.
|
Работа с родителями:
| Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь»
Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода.
На заключительном этапе: 1. Подведение итогов проекта. 2. Выставка детских работ. 3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри». 4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»
|
Средний дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода?», «Цветные льдинки»;
Исследовательская деятельность: опыты (Приложение 2) атмосферные осадки; «Откуда образовалась лужа?»; «Зачем растениям вода?»; работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике;
дидактические игры «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку»;
беседа «Из чего состоит снег?»;
рассматривание снежинок;
|
Речевое развитие | Чтение рассказа «Как люди речку обидели?» Беседа «Чистота та же красота» Игра «Подскажи словечко»; беседы «Вся ли вода полезна?», «Берегите воду»,
|
Социально-личностное развитие | Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»; сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед» |
Физическое развитие | Подвижные игры « На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки»
Утренняя гимнастика «По морским волнам».
|
Художественно-эстетическое развитие |
Аппликация «Готовим обед» Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад) Игра на металлофоне «Капельки дождя»
|
Работа с родителями:
| Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории» Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность» На заключительном этапе: 1. Подведение итогов проекта. 2. Выставка детских работ. 3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри». 4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды»
|
Старший дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи! », «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться». «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой»
Экспериментальная деятельность: опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3) «Что такое роса?» «Почему летом идет дождь, а зимой снег?» «Путешествие тучки»
КВН «Вода вокруг нас».
Викторина «Что? Где? Когда?» (тема: «Явления природы»
Создание альбома «Такая разная вода»
Ведение дневника наблюдения за погодой
Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»
Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода». Моделирование «Круговорот воды в природе».
|
Речевое развитие | Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран?», «Зачем горб верблюду?», Придумывание рассказов «Путешествие на море».
Чтение: «Жила была река» Н.А. Рыжова. Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский. Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин. Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное». Загадки о воде. |
Социально-личностное развитие | Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»;
|
Физическое развитие | Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом. Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море», «Цепочка»
|
Художественно-эстетическое развитие | Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя. Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой» Рисование «Круговорот, как я его понимаю». Лепка «Подводный мир». Конструирование «Мост через реку» Музыкальный праздник «Праздник веселой воды» |
Работа с родителями:
| Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников» Конкурс рисунков «Такая разная вода». Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде. Создание коллажа «Круговорот воды в природе» Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-programma.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-программа
по познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками
по теме: «Вода»
(методические рекомендации)
Ведущей целью Программы является стимулирование поисковой деятельности дошкольника, развитие свободной творческой личности через цикл творческих занятий, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Принципы работы с детьми:
- Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
- Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Методы исследования:
- Совместная образовательная деятельность педагога и детей с элементами экспериментирования
• наблюдения, экологические экскурсии
• обсуждение ситуаций;
• опыты, эксперименты.
- Познавательное чтение.
- Конкурсы и викторины, экологический КВН.
- Природоохранные акции.
- Продуктивная деятельность.
- Лаборатория “Опыты без взрывов” (опыты и эксперименты).
- Ведение календаря природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
- Инсценировки и театрализации.
- Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- Эколого-познавательные праздники и развлечения.
Необходимое оборудование:
- Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов.
- дневники наблюдений
- алгоритмы опытов и экспериментов
- методические рекомендации по проведению опытов
- картотека опытов и экспериментов
- познавательная литература
- глобус
- экологические игры
- Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека»
Гипотеза исследования:
Нужна ли вода всему живому на Земле? Вся ли вода полезна человеку?
Алгоритм построения образовательной деятельности:
-интересное начало–точка удивления;
- постановка проблемы;
- актуализация знаний детей;
- выдвижение гипотез, предположений;
- проверка решения;
- введение в систему знаний.
Модель построения образовательной деятельности может меняться в зависимости от задачи.
Все темы детских исследований могут быть объединены в три основные группы: фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений, эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов, теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках [3].
Предлагается соблюдать правила выбора темы:
- быть интересной ребенку;
- быть доступной для изучения;
- должна принести реальную пользу участникам исследования;
- быть оригинальной;
- в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
- чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Поделки, декоративные работы, включенные в тематический план познавательно-исследовательской деятельности, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
Младший дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды», «В гости капелька пришла», «Для чего нужна вода?», «Жить нельзя нам без воды». Исследовательская деятельность: опыты с водой (Приложение 1) наблюдение за дождем из окна и на прогулке за капелью; игры детей в центре «Песок – вода» - поисковая деятельность «Холодная, теплая, горячая», «Тонет – плавает». Наблюдение за аквариумными рыбками. Дидактические игры «Рыбалка», «Пазлы», «Куда можно налить воду? ». Дидактическое пособие «Занимательные фигурки». |
Речевое развитие | Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, закличек о воде. Ситуативный разговор «Как беречь воду», «Друзья Мойдодыра» и беседы во время режимных моментов о воде. |
Социально-личностное развитие | Рассматривание иллюстраций с изображением дождя, различных водоемов, купания в них. Дидактические игры «Купание куклы», «Песенка воды», «Рыболов» Сюжетные игры «Капитаны», «Плывем на пароходе», «Сварим суп (компот, кашу) », «Угостим кукол чаем». Игры со строительным материалом – постройка корабля, моста. Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений: полив цветов. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Солнышко и дождик», «Пузырь», «Хоровод». Комплекс утренней гимнастики «Выходи, водица, мы пришли умыться». Физминутка «У лесного родничка». |
Художественно-эстетическое развитие | Лепка «Аквариум». Рисование красками с элементами аппликации «Дождик», «Весенняя капель», «Снежинка» Конструирование «Лодочка». Разучивание и пение песен «Дождик, дождик – кап, кап, кап», «Дождик, дождик веселей». Музыкальная игра в движении «Дождик на дорожке», «Солнышко и дождик». Отстукивание на металлофоне капели. Слушание «Звуки природы» - шум дождя, водопада, капели, моря. |
Работа с родителями: | Консультация для родителей: «Ребенок – исследователь» Показать детям в домашних условиях, что для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, поливки комнатных растений, купания людей нужна вода. На заключительном этапе: 1. Подведение итогов проекта. 2. Выставка детских работ. 3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри». 4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды» |
Средний дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Проведение НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что мы знаем о воде?», «Волшебница вода», «Путешествие в страну комнатных растений», «Кому нужна вода?», «Цветные льдинки»; Исследовательская деятельность: опыты (Приложение 2) атмосферные осадки; «Откуда образовалась лужа?»; «Зачем растениям вода?»; работа в дневнике наблюдения за природой, за огородом на подоконнике; дидактические игры «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку»; беседа «Из чего состоит снег?»; рассматривание снежинок; |
Речевое развитие | Чтение рассказа «Как люди речку обидели?» Беседа «Чистота та же красота» Игра «Подскажи словечко»; беседы «Вся ли вода полезна?», «Берегите воду», |
Социально-личностное развитие | Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»; сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед» |
Физическое развитие | Подвижные игры « На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Мы – капельки» Утренняя гимнастика «По морским волнам».
|
Художественно-эстетическое развитие |
Аппликация «Готовим обед» Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад) Игра на металлофоне «Капельки дождя» |
Работа с родителями: | Консультация для родителей «Создание семейной лаборатории» Анкетирование «Поисково-исследовательская деятельность» На заключительном этапе: 1. Подведение итогов проекта. 2. Выставка детских работ. 3. Организация развлечения «Веселые мыльные пузыри». 4. Участие в совместном празднике – «Праздник веселой воды» |
Старший дошкольный возраст
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом», «Водоемы России», «Дождик-дождик, подскажи! », «Вода-водица, поможет, и умыться, и напиться». «Круговорот воды в природе», «Поможем воде стать чистой» Экспериментальная деятельность: опыты с водой (совместно с педагогом составление плана эксперимента) (Приложение 3) «Что такое роса?» «Почему летом идет дождь, а зимой снег?» «Путешествие тучки» КВН «Вода вокруг нас». Викторина «Что? Где? Когда?» (тема: «Явления природы» Создание альбома «Такая разная вода» Ведение дневника наблюдения за погодой Беседы «Кто такие ученые?», «Кто такие исследователи, что такое опыты, эксперименты?», «Помощница вода», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?» Составление таблицы-схемы «Где в природе есть вода», «Для чего человеку нужна вода». Моделирование «Круговорот воды в природе». |
Речевое развитие | Беседа «Планета в опасности», «Как вода попала в кран?», «Зачем горб верблюду?», Придумывание рассказов «Путешествие на море». Чтение: «Жила была река» Н.А. Рыжова. Рассказ «Поэзия дождя» К. Паустовский. Рассказ «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвин. Игры: «Я знаю»; «Выбери нужное». Загадки о воде. |
Социально-личностное развитие | Сюжетные игры «Стирка», «Семья», «Готовим обед»; |
Физическое развитие | Подвижная игра «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мельница», игры с водой, игры со снегом. Комплекс утренней гимнастики «Ручеёк, река, море», «Цепочка»
|
Художественно-эстетическое развитие | Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя. Рисование: «Осенний дождь», «Река зимой» Рисование «Круговорот, как я его понимаю». Лепка «Подводный мир». Конструирование «Мост через реку» Музыкальный праздник «Праздник веселой воды» |
Работа с родителями: | Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников» Конкурс рисунков «Такая разная вода». Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде. Создание коллажа «Круговорот воды в природе» Участие в совместном празднике «Праздник веселой воды»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательские умения у старших дошкольников. Экологическое воспитание
В данной статье на примере показывается как научить детей не только наблюдать и выявлять какие-либо характерные черты и отличия у растений, но делать самостоятельные шаги по прогнозированию резу...
познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"
Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....