Игры для детей 4-5 лет.
статья (подготовительная группа) по теме

Мариша Тарасенко

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_didaktich_word.docx34.77 КБ
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc55 КБ
Microsoft Office document icon slovesnye_igry.doc59 КБ
Microsoft Office document icon schitalki.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

А ЧТО ПОТОМ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул (как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

—                Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику».— «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.

—                А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель поможет ему вопросами.

КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

—                Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

—                Длинный,— говорит воспитатель и передает камешек соседу. 

КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ?

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

—                А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) — овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2—3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

ГДЕ ЭТО МОЖНО КУПИТЬ?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко»; промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Игровое правило. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.

Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.

Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазинов узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб, молоко).

—        А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спешите, внимательно посмотрите на картинку!

Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!» Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.

Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какой магазин рядом с домом, чтобы помогать родителям делать простые покупки.

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровое правило. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Ход игры. На больших картах нарисованы люди разных профессий, а в клеточках — необходимые им для работы предметы и орудия труда. Среди них есть и такие, которые для этой профессии не нужны. Например, в центре — рисунок, на котором изображена медсестра, лечащая больного, а в клеточках нарисованы все необходимые для ее работы предметы и среди них гантели.

Играющие дети должны заметить и закрыть чистым квадратиком ненужный предмет. Здесь необходимо подобрать картинки со знакомыми детям профессиями: повара, дворника, шофера, комбайнера, строителя, учителя, продавца и др. Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

ДОМИНО

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

Ход игры. Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половины: на каждой из них изображены разные виды транспорта. Игра рассчитана на 4—6 участников. Карточек должно быть 24. Если играют четверо, раздают по 6 карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю

карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешивают. Дети не глядя отсчитывают 4—6 карточек, и игра продолжается.

ЛОТО

Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры.

Игровое правило. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные.

Ход игры. Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинают быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Игра повторяется несколько раз, при этом меняются карты. В конце игры подсчитывают: у кого оказалось больше фишек, тот и победил. Воспитатель не забывает напомнить детям, чтобы они все картинки положили в коробку, а ее убрали на место.

ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Игровое правило. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие. Поиск одинаковых картинок.

Ход игры. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (1 0—12), все они разные, но среди них есть две одинаковые. Воспитатель просит кого-либо из ребят найти и назвать одинаковые картинки и показать их всем играющим. Парные картинки откладывают в сторону. Затем воспитатель перемешивает все картинки (они должны быть перевернуты) и незаметно подкладывает еще одну парную картинку. Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди карточек могут быть очень похожие, но не одинаковые, например: чашки, одинаковые по цвету и по форме, но одна с ручкой, а другая без ручки; два яблока одинаковых, но у одного есть черенок, а у другого его нет, т. е. у них слабо заметные признаки различия, которые дети не сразу замечают.

Игра проводится с небольшой группой детей так, чтобы все дети сидели с одной стороны стола и всем хорошо были видны картинки. Усложняя игру, можно предложить найти не одну пару, а несколько пар одинаковых картинок. Дети рассказывают о предметах, отмечают, чем они сходны, а чем отличаются.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Дидактическая задача. Уточнять, закреплять знания детей о сельскохозяйственном труде; развивать мышление, смекалку, сосредоточенность, желание играть со сверстниками.

Игровое правило. Собирать из отдельных частей целую картинку по видам сельскохозяйственного труда: тракторист пашет землю, комбайнер убирает хлеб, доярки доят коров, скотник ухаживает за животными, птичница кормит кур, колхозники пропалывают поле и

Игровые действия. Поиск нужных частей картинки; рассказывание о виде труда, изображенном на получившейся целой картинке. Соревнование — кто первым сложит картинку.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы о сельскохозяйственном труде, в ходе которой дети вспоминают о разных профессиях, машинах, помогающих сельским труженикам в их работе. Затем воспитатель напоминает правила игры, усвоенные раньше, в других играх с картинками. Усложнение в этой игре заключается в том, что число частей увеличивается до 10—12.

Здесь надо быть еще более внимательным, сообразительным. Выигрывает тот, кто первым сложил картинку. Он получает значок победителя, например звездочку.

ЧТО КОМУ?

Дидактическая задача. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

Игровые правила. Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Игровое действие. Поиск нужных предметов.

Ход игры. У воспитателя на столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий — игрушки: набор медицинских инструментов «Доктор Айболит», набор инструментов для работы на огороде (грабли, лопата, тяпка), набор кухонной посуды, стиральная машина, утюг, пылесос, молоток, рубанок, гвозди, гаечный ключ (из конструктора) и др.

Воспитатель приглашает по одному участнику к своему столу. Тот берет какой-либо инструмент и называет его. Остальные дети должны назвать, кому что нужно для работы. Например, ребенок показал и назвал молоток. Дети хором отвечают: «Он нужен столяру, плотнику».

Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Приглашенные к столу находят предметы и правильно называют их. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все орудия, нужные для труда людям разных профессий. Закончить игру можно так: дети делятся на две группы; одна группа называет орудия труда, а другая — профессии. Выигрывает та группа, участники которой ни разу не ошиблись.

НОВОСЕЛЬЕ КУКЛЫ

Дидактическая задача. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки; воспитывать у детей доброжелательность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Игровые правила. В комнату, где будет жить новая кукла, можно приносить только те предметы, которые относятся к одному слову, названному воспитателем. Предметы надо класть или ставить на определенное место.

Игровые действия. Устройство комнаты для новой куклы, поиск нужных предметов.

Ход игры. Воспитатель освобождает игровой уголок от всех игрушек и лишь оставляет на полу ковер. Все убранство и игрушки расположены на столах в стороне, у стены комнаты.

—        У нас, ребята, сегодня новоселье. К нам приехала новая кукла Рита, и мы должны ей помочь устроить квартиру. Давайте познакомимся с новой куклой! — начинает игру воспитатель.

Дети рассматривают куклу, называют свои имена, знакомятся.

Педагог говорит:

—        Вот теперь мы и поиграем в игру — новоселье. Рита посмотрит, как вы умеете играть. Правило игры такое: я буду называть предметы одним словом, а вы будете находить все нужные предметы и ставить их в комнату, где будет жить Рита. Будьте внимательны! Нам нужна будет мебель. Пойдут Света, Юля и Марина и найдут все, что нужно из мебели. А все остальные проверят, то ли они принесли.

Девочки находят предметы кукольной мебели, располагают их на ковре. Воспитатель продолжает руководить:

—        Теперь пойдут Вова, Галя и Вика и принесут посуду — обеденную и кухонную. (Дети приносят посуду и ставят ее на стол и плиту. Все следят, чтобы делалось это аккуратно.) Обувь принесет другая группа детей. Что еще надо принести, чтобы Рите хорошо жилось у нас?

—        Игрушки! Много игрушек!—говорят дети. Ребята приносят игрушки и расставляют их на ковре, на полочках.

В этой игре закрепляются обобщающие понятия. И главное — воспитатель побуждает ребят к творческой игре: надо заботиться о новенькой, самостоятельно устроить ей комнату, поиграть с куклой, чтобы ей было хорошо в группе.

В такой игре воспитывается доброжелательность, аккуратность, умение самим оборудовать уголок для игры.

МАГАЗИН

Дидактическая задача. Учить описывать предмет, который надо купить, быть вежливым и внимательным друг к другу, усваивать нормы поведения в магазине: вежливо попросить, поблагодарить.

Игровые правила. Отгадывать по описанию покупку; тот, кто первым отгадал, идет за покупкой в магазин. С купленными предметами, игрушками дети потом играют,

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

Ход игры. Воспитатель сообщает:

—        Сегодня у нас открылся новый магазин. (До начала игры устраивают витрину с товарами, выбирают продавца.) Тот, кто пойдет в магазин и купит там игрушку, не показывает нам. Мы же будем просить: «Покажи, что ты купил». А нам будут отвечать: «Покажу, если отгадаете!»

Один из детей выбирает игрушку и рассказывает:

—        Я купил такую вещь, которая нужна, чтобы светить в темноте, она металлическая, светит красным.

—                Фонарик,— догадываются дети.

Первого покупателя называет воспитатель. Все дети сидят спиной к магазину. Покупатель вежливо здоровается с продавцом и просит его продать понравившийся ему предмет, указывает на него указкой. Продавец опускает в бумажный пакет покупку и вежливо говорит: «Пожалуйста!» Покупатель благодарит продавца и прощается.

—        Витя, покажи, что ты купил,— просят дети.

—        А вы отгадайте, тогда покажу,— говорит Витя.— Я купил такую маленькую вещичку. На стадионе судья с ним бегает, и если кто-то нарушит правило, он свистит.

—        Свисток! Покажи!

Вова показывает свисток, а тот, кто первым отгадал — назвал свисток, идет покупать себе игрушку.

И так игра продолжается до тех пор, пока все ее участники купят игрушки. Закончить игру можно объяснением: «Магазин закрывается на обед». Дети, купившие игрушки, играют с ними, обмениваются друг с другом. Для игры надо выставлять забытые игрушки. Воспитатель может напомнить, как с игрушками можно поиграть. Например, сказать:

—        Витя, когда будете играть на участке в хоккей, ты можешь теперь быть судьей. У тебя есть свисток.

Дети уже в группе договариваются, кто будет играть в хоккей.

Так через полученную («купленную» в магазине) игрушку намечается перспектива детской самостоятельной игры. Поэтому, подбирая игрушки, воспитатель продумывает возможность использования их в творческой игре. Это один из путей влияния дидактических игр на создание у ребят игрового замысла.

КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ?

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой —- «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

—        А сейчас будем соревноваться — чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко») надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) — овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2—3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Называют команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

К ДЕРЕВУ — БЕГИ!

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

Игровые правила» Подбегать к дереву можно только по сигналу водящего: «Раз, два, три, к дереву — беги!» Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен о тыграть.

Игровые действия. Поиск нужного дерева, разыгрывание фантов.

Ход игры. Выйдя на прогулку на участок, воспитатель напоминает детям о том, что здесь много деревьев. Затем говорит:

—        Знаете ли вы, ребята, как называются деревья, которые растут у нас на участке, и чем они отличаются друг от друга? Мы узнаем об этом, когда поиграем в игру «К дереву — беги!». Кто ошибется и подбежит не к тому дереву, тот платит фант,

а потом в конце должен отыграть его. Помните, как мы это делали: надо будет выполнить такое задание, какое мы придумаем. Так что будьте внимательными, не ошибайтесь!

У нас на участке есть красивое дерево. Оно зимой и летом одним цветом, пушистое, душистое, шишки на нем растут. На Новый год в гости к ребятам приходит...

Так начинает игру воспитатель, показывая пример, как надо описывать дерево.

—        Раз, два, три! К этому дереву — беги! Дети бегут к елке.

—        Елочка, это наша елка! — радостно узнают в описании свое любимое дерево, возле которого они не раз устраивают праздник, водят хороводы.

—        А сейчас Лена расскажет нам о каком-либо дереве. Лена, какое ты знаешь дерево? Не смотри на него, а расскажи, какое оно: высокое или низкое, какой ствол, листья,— предлагает воспитатель, вновь намечая план описательного рассказа.

После рассказа-описания Лены воспитатель дает команду: «Раз-два-три! К этому дереву — беги!» Здесь возможны ошибки детей: не к тому дереву подбежал, неправильно назвал. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на дерево, чтобы играющий понял свою ошибку. «Ошибся — плати фант! — напоминает о правиле воспитатель. (Фантом может быть любая вещь: платочек, значок, ленточка, стеклышко и др.) Так игра продолжается, пока не назовут деревья, которые растут на участке (до 10 деревьев). Игра заканчивается разыгрыванием фантов. Она пройдет живо и интересно, если будут придуманы занимательные задания.

—        В этой корзине у нас фанты тех ребят, кто ошибся. Хотите отыграть их? Ну, тогда слушайте внимательно и быстро выполняйте все, что мы вам скажем.

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО

Дидактическая задача. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило. Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Игровые действия. Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка».

Ход игры. Для этой игры подбирают предметы, сделанные из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый ребенком в мешочек. Объясняет правила: нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его. Напоминает, что мешочек открывается лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.

Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, воспитатель вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает всем детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические — положить на поднос, сделанный из металла, деревянные — на деревянную дощечку, пластмассовые — на такой же поднос и т. д.

В конце игры воспитатель отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти

нужный предмет:

—        Молодцы наши разведчики! Были внимательными, ловкими, никто не ошибся в выполнении задания!

Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а также их не ярко выраженное качество.

НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровое правило. Тот, кто нашел одинаковые игрушки, должен сказать об этом на ухо воспитателю. Громко называть одинаковые игрушки нельзя. Пусть все дети поищут и найдут их.

Игровые действия. Поиск одинаковых игрушек; действия по сигналу воспитателя.

Ход игры. Для данной игры подбирают разнообразные игрушки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать игрушки, чтобы усложни ть задание,

—        Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе игрушки. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! Раз-два-три! Одинаковых найди!— заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие две одинаковые игрушки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и называют их. Чтобы усилить внимание играющих, воспитатель ставит игрушки (почти одинаковые) среди других (например, две матрешки, одинаковые по размеру, но в разных платочках). Затем дает сигнал:

—        Раз, два, три! Одинаковых найди!

ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?

Дидактическая задача. Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Игровые правила. Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют).

Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

Ход игры. Для этой игры воспитатель подготавливает два комплекта игрушек (по паре каждой из игрушек). Один комплект он кладет в коробку, игрушки из другого комплекта раскладывает в комнате так, чтобы их надо было искать. (Это он делает еще до того, как дети сели играть.)

В начале игры воспитатель приносит и ставит на стол коробку. Дети еще не знают, что в ней, но появление коробки, загадочный тон педагога вызывают у них интерес к игре. Интерес еще больше усиливается, когда воспитатель предлагает угадать, что в коробке.

Воспитатель предлагает двум-трем детям вынуть из коробки все игрушки. Ребята рассматривают игрушки, расставленные на столе, по желанию берут их в руки.

После того как непосредственный интерес к игрушкам удовлетворен, воспитатель объясняет правила игры:

—        Дети, мы уже играли по-разному: в магазин, «чудесный мешочек», а сейчас поиграем в игру, которая называется «Что игрушка рассказывает о себе?». Игра эта трудная, но, я надеюсь, вы с ней справитесь. Вот, смотрите: что это? (Показывает знакомый детям синий шар, потом толкает его, и шар катится по столу.)

Дети отвечают:

—        Шар, синий шар. Он катится.

—        А как вы узнали? — спрашивает воспитатель.

—        Да видно сразу! — весело отвечают дети.

—        Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий, катится,— подтверждает воспитатель.— Вот мы и будем смотреть на игрушки, можно даже постучать ими, сравнить их, взвесить на ладошке и сказать, что игрушка рассказывает о себе. Один будет рассказывать, а все слушать и замечать, все ли сказано. А потом мы пойдем по комнате и будем искать такую же игрушку, совсем, совсем одинаковую. Кто первым найдет и принесет ее на стол, тот возьмет игрушку из коробки и расскажет о ней.



Предварительный просмотр:

Подвижные игры

Игра «Мышеловка»

Место: зал, площадка.

Подготовка к игре: играющие делятся на две группы. Одна группа играющих, взявшись за руки, образует круг-мышеловку, другая группа играющих-мыши, они располагаются вне круга.

Описание игры:

Играющие, изображающие мышеловку, двигаются по кругу вправо и говорят хором: Ах, как мыши надоели,

                                 Развелось их просто страсть,

                                 Всё погрызли, всё поели,

                                 Всюду лезут, вот напасть.

                                  Берегитесь же плутовки,

                                  Доберёмся мы до вас!

После этих слов мышеловка останавливается, играющие поднимают сцеплённые руки вверх и говорят хором: вот поставим мышеловку, переловим всех сейчас.

Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. Руководитель неожиданно даёт сигнал, и мышеловка закрывается. Мыши, оказавшиеся внутри мышеловки, считаются пойманными. Игра продолжается, пока не переловят всех мышей, а затем играющие меняются ролями.

Правила игры:

1.Мышеловка может захлопнуться только по сигналу руководителя.

Если играющие опустят руки раньше сигнала, мыши не считаются пойманными.

2.Если в момент сигнала мышь окажется под руками играющих, то она считается свободной.

3.Когда играющие, образующие мышеловку, держат вверх поднятые руки, то все мыши должны пробежать через мышеловку, мыши уклоняющиеся от пробега, считаются пойманными.

Игра «Лиса в курятнике»

Место и инвентарь: зал, 4 гимнастических скамейки.

Описание игры:

Площадку ограничивают с четырёх сторон гимнастическими скамейками, образуя курятник. Выбирают водящего – Лису. Игроки изображают кур, которые находятся в курятнике. Лиса находится вне курятника. По указанию руководителя начинают игру. Лиса старается проникнуть в курятник и поймать курицу. Чтобы спастись от лисы куры прыгают на насесты (гимнастические скамейки). Как только лиса удаляется – спрыгивают с них. Лиса в удобный момент пытается запятнать играющих. Запятнанный меняется с лисой местами.

Правила игры:

1.Нельзя долго стоять на скамейке: как только лиса удаляется, надо с неё спрыгивать.

2.Спасаться от лисы можно только прыжками на скамейку.

Игра «Совушка»

Место: площадка, зал.

Подготовка к игре: на одном конце площадки чертят круг диаметром 1-2 м. – «гнездо совушки». «Совушка» становится в круг-гнездо. Остальные играющие размещаются по всей площадке.

Описание игры:

Играющие бегают по площадке, изображая жуков, бабочек, птичек. Совушка сидит в гнезде. Руководитель говорит - ночь! По этому сигналу играющие замирают на местах, так как их застал сигнал ночь! Совушка вылетает из своего гнезда на охоту и наблюдает, кто из играющих шевелится. Заметив шевелившегося, совушка подходит, берёт за руку и уводит в гнездо.  Через некоторое время руководитель говорит- день! По этому сигналу играющие начинают бегать, имитируя движения птиц, бабочек. Когда в гнезде окажутся 2-3 играющих, выбирают новую совушку.

Правила игры:

1.Совушка не имеет права наблюдать только за одним игроком.

2.Нельзя вырываться от совушки.

3.Отведённые в гнездо игроки остаются в нём до того времени, пока игра повторится несколько раз.

4.Интервал времени между сигналами «день» и «ночь» не должен быть больше 15-20 секунд. Если руководитель даст сигнал «день» до того, как совушка заметит кого-либо пошевелившегося, то она обязана улететь в своё гнездо одна без добычи.

Игра «Гуси-лебеди»

Место: площадка, зал.

Подготовка к игре: на одном конце площадки в 2-3 метра от стены чертится линия дома. На противоположном конце чертится круг диаметром 2м. – «волчье логово». Выбирают двоих водящих: один-волк, другая «Хозяйка гусей», играющие гуси. Волк находится в логове, гуси за чертой линии своего дома, хозяйка на одной из сторон зала.

Описание игры:

Хозяйка подходит к дому гусей и кричит «Гуси, гуси!» Гуси отвечают: «Га-га-га!» Хозяйка: «Есть хотите?» Гуси: «Да-да-да!» Хозяйка: «Ну, летите!» Гуси вылетают и бегают, пока их не позовёт хозяйка: «Гуси-лебеди, домой». Гуси останавливаются и говорят: «Серый волк под горой!» Хозяйка: Что он там делает?» Гуси: «Гусей щиплет». Хозяйка: «Каких?» Гуси: «Сереньких и беленьких» Хозяйка: «Летите скорей домой». Гуси летят к себе в дом, а волк выбегает из своего логова и старается запятнать кого-либо из убегающих. Выбирают новых водящих.

Правила игры:

1.Гуси могут залетать в дом или вылетать только после слов.

2.Волк может ловить гусей только до линии их дома.

3.Волк может выбегать после слов6 «Летите скорей домой»

Игра «Лягушка и цапля»

Место и инвентарь: зал, 4 гимнастических скамейки и длинная верёвка.

Описание игры:

По углам большого квадрата ставят скамейки и на высоте 40-50 см. привязывают верёвку, образуя верёвочный четырехугольник-болото. Вокруг болота - луг. Выбирают водящего-цаплю. Лягушки находятся в болоте, а цапля гуляет по лугу. По сигналу руководителя цапля входит в болото и начинает ловить лягушек, лягушки прыгают через верёвку в поле. Как только цапля выйдет из болота, лягушки прыгают в него обратно.  Игра прекращается, когда цапля поймает 3 лягушек, после чего из пойманных выбирают новую цаплю, и игра начинается заново.

Правила игры:

1.Спасясь от цапли, лягушки могут прыгать только через верёвочку. Игрок, нарушивший это правило считается пойманным.

2.Перепрыгивая, нельзя задевать верёвку.

3.Цапле не разрешается бегать.  

Игра «Хитрая лиса»

Место: зал, площадка

Подготовка к игре: на одном конце площадки чертят 3-4 круга. Выбирают водящего – «хитрую лису», остальные делятся на 3-4 группы. Водящий становится вне круга.

Описание игры:

По сигналу воспитателя водящий начинает игру. Двигаясь около кругов и между, водящий приглашает группу одного круга следовать за ним и начинает делать различные движения. Приглашенные игроки, следуя в колонне по одному за ним, подражают его движениям. Водящий следует с игроками по всей площадке. Внезапно водящий говорит: «Охотник». Игроки бегут как можно скорее в свой круг. Хитрая лиса также старается вбежать в один из кругов. Игрок, оставшийся без места, становится водящим, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1.Водящий, двигаясь между игроками, приглашает сразу всю группу одного круга, затем другого.

2.Играющие должны повторять движения водящего.

3.Бежать в свой круг разрешается игрокам только после сигнала водящего: «Охотник!»

Игра «Птица без гнезда»

Место: зал, площадка.

Подготовка к игре: выбирают водящего, «птенца без гнезда». Играюшие встают по два, лицом к центру. Первые игроки ставят руки на бёдра – «гнёзда»; вторые игроки ставят руки первым на плечи – это «птицы». Водящий становится в середине круга.

Описание игры:

  Водящий говорит: «Все птицы в полёт». Птицы оставляют свои гнёзда и летают за водящим, руками имитируя движения крыльев. Внезапно водящий говорит: «Птицы в гнёзда!». Играющие бегут к стоящим по кругу игрокам и становятся за любым из них, положив ему руки на плечи. Водящий также старается занять одно из мест. Игрок, оставшийся без гнезда, становится водящим.

Правила игры:

1.После команды «птицы в полёт» играющие должны оставть свои гнёзда.

2.Вернуться в гнездо разрешается, только после команды «птицы в гнёзда!»

Игра «Иголка, нитка и узел»

Место: зал, площадка.

Подготовка к игре: играющие выбирают троих водящих – «иголку, нитку и узел» кроме водящих, все соединяют руки и становятся по кругу. Водящие становятся в кругу.

Описание игры:

Игра начинается по указанию руководителя. Иголка бегает зигзагом под руками игроков, стоящих по кругу. Задача водящих: нитка должна догнать иголку, узел – нитку. Нитка и узел бегут за иголкой в том же направлении. Если узел догонит нитку или нитка иголку, а так же если нитка и узел перепутают путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих и игра начинается сначала.

Правила игры:

1.Игрокам, стоящим по кругу не разрешается трогать водящих руками и мешать им.

2.Нитка и узел должны бежать по тому же пути, что и иголка.

Игра «Кошка и мышка»

Место: зал, площадка.

Подготовка к игре: выбирается кошка и мышка, остальные играющие становятся в круг.

Описание игры:

Кошка стоит за кругом, а мышка в кругу. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней. Когда наконец кошка проберётся в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.

Правила игры:

1.Кошка может поймать мышку как в круге, так и за ним.

2.Играющие открывают ворота только для мышки.

Игры на прогулке

Игра «Невод»

Играющие – рыбы – размещаются произвольно по всей площадке, а двое рыбаков, взявшись за руки и объявив: «Идём ловить», стараются захватить кого-либо свободными руками. Когда это удаётся, они становят пойманного между собой, и образуется первое звено сети. Каждый пойманный включается в сеть. Игра завершается поимкой последней рыбы.

Игра «Рассмеши соседа»

Игроки садятся в круг. Выбирается водящий, который тоже сидит в кругу. Водящий молча легонько толкает плечом соседа. Тот в свою очередь, передаёт это движение своему соседу по кругу,  так продолжается до тех пор, пока движение не вернётся к водящему. Цель игры – заставить соседа нарушить молчание. Для этого все игроки смотрят друг на друга, строят гримасы, стараясь рассмешить своего соседа. Если он не выдержит и засмеётся или издаст какой-либо звук, то выходит из игры.

Игра «Угадай и назови»

Играющие садятся на скамейку. Впереди садится водящий, которому завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладёт руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен отгадать , кто это.

Игра «Угадай профессию»

Один из играющих загадывает какую-либо профессию, например, водитель, и даёт несколько подсказок» «Я еду на машине». Другие игроки пытаются отгадать, какую профессию он выбрал. Загадывающий даёт несколько подсказок.

Игра «Волшебная палочка»

Неотъемлемой принадлежностью чародея является палочка. Предложите малышу поиграть в волшебника, а волшебной палочкой ему послужит обычная пластмассовая палочка. Потрите «волшебную палочку»о шерстяную ткань и поднесите к фантику или к небольшим клочкам бумаги – они поднимутся и прилипнут к ней. Поднесите палочку к тонкой струе воды – и она отклонится в сторону. Теперь ребёнок может сам творить чудеса, при этом можно произносить волшебные слова.

Игра « Поиски цвета»

Участники игры, использующие в качестве ключа для отгадки только цвет предмета, должны обнаружить его и назвать. Выберите предмет, который находится в поле зрения, но не слишком бросается в глаза, например зелёную игрушку на площадке. Сообщив о цвете задуманного предмета, подсказывайте, говоря «холодно», когда играющие называют что-нибудь, находящееся далеко от выбранного предмета; «тепло», когда они приближаются к нему, и «горячо», когда они называют совсем рядом с ним.

Игра «Что здесь лишнее»

Нужно предложить найти лишний предмет из перечисленных. Например:

1.Котёнок, собака, пчела.

2.Картофель, вилка, помидор.

3.Автомобиль, автобус, стул.

Можно выдвинуть много разных версий.

Игра «Запретное движение»

Воспитатель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещённого, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна рука вверх или вперёд». Воспитатель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно воспитатель делает запрещённое движение. Кто из играющих ошибётся и выполнит его, тот выходит из игры.

Игра «Карлики и великаны»

Воспитатель объясняет игру: если он скажет «Великаны», все должны стать на носки и поднять руки вверх, если он скажет «Карлики», все должны присесть. Кто допустит ошибку, тот выходит из игры.

Игра «Удочка»

Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Играющие подпрыгивают, следя за тем, чтобы мешочек не задел их. Тот, кого мешочек заденет, становится в середину круга и сменяет водящего. Выигрывают игроки, которые ни разу не сменили водящего.

Игра «Кто летит»

Воспитатель говорит: «Воробей летит», и поднимает руки, и все дети поднимают руки. Затем он называет других птиц и насекомых. Неожиданно он вставляет «Корова летит», в этих случаях руки поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Побеждают наиболее внимательные.

Игра «Соревнование скороходов»

На земле проводят линию, за которой становятся все играющие. В 20 метрах от неё проводят вторую линию. По сигналу воспитателя все начинают шагать, стараясь как, можно быстрее дойти до финиша. Надо следить за тем, чтобы шаг ни у кого не переходил в бег или прыжки. Побеждает тот, кто, не нарушая правил, дойдёт первым.

Игра «Кто это?»

Предложите ребёнку изобразить какое-нибудь животное с помощью различных движений. Ваша задача отгадать, кого он изображает. Малыш может передать звуки, которые издаёт это животное. Потом меняемся ролями. Пусть теперь он догадается, кого вы изображаете.

Игра «Что плавает, что тонет?»

Налейте в тазик воды и предложите малышу опустить туда разные предметы: металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные, бумажные. Результат очень заинтересует ребёнка. Нужно объяснить детям, почему одни предметы тонут, а другие держатся на воде.

Игра «Вода и музыка»

Приготовьте семь пустых стеклянных бутылок и наберите воду так, чтобы в первой было примерно пять сантиметров жидкости, а в каждой следующей – на сантиметр выше. Поставьте их в ряд в соответствии с уровнем воды. Постучите по бутылке карандашом. Получится звуковая гамма из семи нот.

Игра «На охоте»

Соберите все игрушки, изображающие животных и птиц, и спрячьте их в траве, в кустах, невысоко на деревьях. Затем маленький охотник выходит не промысел. Чем больше он найдёт спрятанных зверей, тем больше его добыча. Хорошо, если охотников будет несколько.

Игра «Рисуем брызгалкой»

Из пластиковой бутылочки делаем так называемую брызгалку. Для этого в пробке надо просверлить одно или несколько отверстий. Теперь, когда мы будем нажимать на бутылку, наполненную водой, из этих отверстий будут бить струи воды. Этими струями очень хорошо рисовать на сухом асфальте. Можно придумать невероятные композиции, которые тут же, высыхая, будут исчезать.

 



Предварительный просмотр:

Словесные игры

«Петушок»

Дидактическая задача. Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

Игровое правило. Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Игровые действия. Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям:

—                Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком.

Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок. Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

После слов «что ты громко поешь?» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3 — 4 раза.

«ХОХЛАТКА»

Дидактическая задача. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения; закрепить знания о повадках курицы-наседки.

Игровое правило. Дети прибегают к воспитателю только после сигнала — слов: «Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!»

Игровые действия. Имитация гуляющих цыплят; звукоподражание; бег по сигналу в одном направлении.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков.

—                Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит.  Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

"Куда? Остановитесь!

Куда? Куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!"

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдем гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне.

Курочка с цыплятками гуляют по двору: ходят, собирают зернышки, разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять, расходятся по всей комнате, воспитатель останавливается и, говорит:

Куда? Остановитесь!

Куда? Куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!"

Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3—4 раза.

«Угадай, кто позвал»

Дидактическая задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе.

Игровые правила: не смотреть на детей, отгадывать только по голосу того, кто позвал, правильно называть его имя. Называть имя громко, голос не менять.

Игровое действие: поиск того, кто позвал.

 «Заинька»

Дидактическая задача: продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.

Игровое правило: заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет.

Игровые действия: зайчик выбирается считалкой, дети ходят по кругу и приговаривают слова: Заинька, по сеничкам

                                                         Гуляй, погуливай!

 Серенький, по новеньким погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочити, некуда серому выпругнути.

Заинька, поскачешь – выскочишь,

Серенький, попляшешь – выпустят!

 «На птичьем дворе»

Дидактическая задача: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.

Игровое правило: все громко произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», и др.

Игровые действия: воспитатель предлагает детям вспомнить как кричат гуси, куры, утки и другие.

Произносит текст: Наши уточки с утра……….

                                   Наши гуси у пруда………..

                                   А индюк среди двора………..

                                   Наши гуленьки, вверху…….

                                   Наши курочки в окно…………

                                   А как Петя-петушок

                                   Ранним - рано поутру нам споёт…….  

 «Кто что слышит?»

Дидактическая задача: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (шуршит, звенит, играет и т.д.).

Игровое правило: показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Игровые действия: действовать со звучащим предметом. Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы как звучат.

«Каравай»

Дидактическая задача: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила: движения должны совпадать с текстом.

Игровые действия: изображают каравай разной величины, танцуют, поют.

                                                          «КАРУСЕЛЬ»

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам

стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:

Вот такой... Вот такой... Каравай, каравай! Кого хочешь выбирай!

— Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

 Еле, еле, еле, еле,        А потом кругом, кругом —

Завертелись карусели.        Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,        Раз и два, раз и два —

Карусель остановите,        Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

                                                                                                       

  «КОРШУН»

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

—                Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном,— говорит воспитатель.

—        Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

—        Ямочку копаю,— отвечает коршун.

—        Что в ней ищешь?

—        Камешек.

—        Зачем тебе камешек?

—        Чтобы носик точить.

—        Зачем тебе носик точить?

—        Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами,— продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

«ЗАЙКА»

Дидактическая задача. Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.

Слова

Зайка беленький сидит. Он ушами шевелит, Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку испугал, Зайка прыг... и убежал.

Ход игры. На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Слова:

Зайка беленький сидит,

Он ушами шевелит,

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

«КОНЬ»

Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; воспитывать внимание, согласованность действий.

Игровое правило. Соотносить движения со словами стихотворения.

Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры. Воспитатель ставит в колонну всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку- буденовку.

— Дети, сейчас, мы будем играть так: Кирилл будет бойцом, а мы — все его лошадки. Куда скажет буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивалось ранее.) Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются,— заканчивает объяснение правил и хода игры воспитатель.

  Топ-топ-топ! Ты скачи в галоп. Ты лети, конь, скоро-скоро. Через реки, через горы. Все в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп!

«Тпру»,— говорит воспитатель вместе с ведущим бойцом.

Движения

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки.

Бег все время убыстряется.

«ГУСИ»

Дидактическая задача. Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило. Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие. Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя        Действия детей

Тег-тег-тег,        Дети вытягивают шеи,

Гуси белые, гуси серые,        расставляют пальцы, машут руками.

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,        Все вместе произносят:

Крыльями машут,        «Га-га-га! Не хотим домой.

Носы раскрывают.        Нам и здесь хорошо!»

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.


«ЕДУ-ЕДУ»

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действии.

Игровое правило. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.

Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть — всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок-цок-цок».— «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р»,— произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув волоки», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения.

        Движения

Еду-еду        Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

Для этой игры хорошо иметь в группе красную шапку для ездока и вожжи для лошадок. Усвоив игру, дети в дальнейшем самостоятельно играют в нее во время прогулки.

«ПТИЧКИ»

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия; продолжать активизировать речь детей.

Игровые правила. Дети-птички должны согласовывать свои движения со словами стихотворения. Птички выбирают по своему желанию других птичек.

Игровые действия. Имитация движений птиц; выбор новых птичек; использование шапочек для птиц.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: — Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички,

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

  Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.



Предварительный просмотр:

Считалки

Вкруг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки:

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдёшь, затопишь печь!

Жили-были я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Колокольчик всех зовёт,

Колокольчик нам поёт

Звонким, тонким голоском:

Динь - бом, динь - бом!

Выходи из круга вон!

Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь…

Выходи – тебе гореть!

Мимо леса, мимо дач

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука – что это за штука?

Хвать, хвать! Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Он пустился дальше плыть,

Выходи, тебе водить!

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

И тебе водить велели!

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто  не спит, тот выйдет вон!

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит – сметаны нет.

Помогите-ка Степану,

Поищите с ним сметану!

На лужок пришли бельчата

Медвежата, барсучата.

На зелёный на лужок

 Приходи и ты, дружок!

Трух – тух - тух,

Ходит по двору петух

Сам со шпорами, хвост с узорами

Под окнами стоит, на весь двор кричит

Кто услышит, тот бежит!

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

Заинька, не беги – вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок, не спеши в лесок.

Иди к нам в хоровод веселить народ!

Тили – тели,

Птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнёзда вить!

Кто не вьёт, тому водить!

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире, чай пили,

Чашки били, по три денежки платили!

Кто не хочет платить, тому и водить!

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери вист замок

Ты на ключик иди

И замочек отопри.

Комарики мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке..

Близко ночь, улетайте прочь.

Раз, два, три

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает месяц!

Кто до месяца дойдёт,

Тот и прятаться пойдёт!

Ахи, ахи, ахи ох,

Маша сеяла горох

Уродился он густой, мы помчимся, а ты стой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...