Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».
статья на тему
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету.
Воспитателя :
Исаевой О.А
Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».
Ноябрь 2013 г.
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребёнка за руку в детстве,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы, тем самым поставили под угрозу выживание человечества. Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.
Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении.
Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.
В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:
- экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;
Одной из возможных форм просвещения в детском саду являются папки-передвижки и ширмы в которых представлен материал на темы: « Экология - это интересно или нет?», « Природа - наш дом». Материал меняется по ходу реализации проекта. Нужно подобрать книги для мини-библиотеки, провести «круглые столы» с обсуждением вопроса о экологическом воспитании детей.
Следующим шагом к намеченной цели должно стать родительские собрания, с презентацией, на которых, будут озвучены цели и задачи экологического воспитания в ДОУ.
Заинтересовать родителей и детей можно путем создания и разработки:
- макетов прогулочных участков,
- изготовление кормушек для птиц,
- оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы», «Жизнь в лесу», «Первоцветы». Предложить сделать совместные поделки, родителей и детей из природного и бросового материала.
-прослушивание аудио и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).
Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом, дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов нужно создать лабораторию неживой природы под названием «Хочу всё знать!», в которой дети с удовольствием будут играть в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняя материал, будут радоваться новым открытиям детей.
Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья нужно провести досуги, развлечения с экологической тематикой.
Таким образом, проводимая работа позволит повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:
- экологии и экологического воспитания детей;
- взаимоотношений детей и взрослых;
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью
улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.
Литература:
1. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.
2. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;
3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;
4. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;
5. А.М. Федотова « Экологическое воспитание дошкольников» ;
6. С.Н. Николаева « Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Педагогическое общество России», Москва, 2003г.;
7. О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.;
8. Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду», «Пед. университет 1 сентября», Москва, 2006г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"
Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»
Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...
Игры для родителей с детьми, направленные на познавательное развитие (экологическое образование)
Родителям важно играть с детьми дошкольного возраста в экологические игры по нескольким причинам. 1. Сознание об окружающей среде: Игры, связанные с экологией, помогают детям развить осознанность...
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»
Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...
Практикум для воспитателей на тему просвещения родителей
Не все педагоги понимают, в чем заключается просветительская деятельность. Многие путают просвещение с информированием. Чтобы избежать недопонимания, необходимо разобраться с данны...