Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».
статья на тему

Исаева Ольга Анатольевна

Доклад к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2_doklad_k_pedsovetu.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Доклад к педсовету.

                                                                 Воспитателя :

                                                                 Исаевой О.А

Тема: «Просвещение родителей, как одна из перспектив развития экологического образования».

Ноябрь 2013 г.

                                                                                                         

                                                                                         

                                                                             «От того, как прошло детство,

                                                                                    кто вёл ребёнка за руку в детстве,

                                                                                    что вошло в его разум и сердце

                                                                                   из окружающего мира - от этого

                                                                                   в решающей степени зависит,

                                                                          каким человеком станет                     сегодняшний  малыш»

                                                                                                                                                      В.А. Сухомлинский.

 В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты ЗЕМЛЯ. Поскольку деятельность людей продолжает вносить изменения в окружающий мир, которые приводят к печальным последствиям, люди перестали «чувствовать» природу, забыли её законы, тем самым поставили под угрозу выживание человечества.  Всё это диктует необходимость усиления внимания человека к природе на самой ранней стадии формирования личности.

 В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс  освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.  А так, так дети склоны копировать поведение взрослых, именно с них и нужно начинать экологическое воспитание.

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении.

Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом: 

- экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;

Одной из возможных форм просвещения в детском саду являются папки-передвижки и ширмы в которых представлен материал на темы: « Экология - это интересно или нет?», « Природа - наш дом». Материал меняется по ходу реализации проекта. Нужно  подобрать  книги для мини-библиотеки, провести  «круглые столы» с обсуждением вопроса о экологическом  воспитании детей.

Следующим шагом к намеченной цели  должно стать родительские  собрания, с презентацией, на которых,  будут  озвучены цели и задачи экологического воспитания в ДОУ.  

Заинтересовать родителей и детей  можно путем создания и разработки:

 - макетов прогулочных участков,

- изготовление кормушек для птиц,

 - оформление выставок детских рисунков на темы: «Наши питомцы»,  «Жизнь в лесу», «Первоцветы».  Предложить сделать  совместные поделки, родителей и детей из  природного и бросового материала.

 -прослушивание  аудио  и видеотеки со звуками, и жизнью обитателей леса, экологическими проблемами (наводнение, пожары в лесах, задымление).

    Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, таким образом,  дети должны усваивать сведения не вербальным, а наглядным методом. Этот метод даёт возможность ребёнку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов у ребёнка активизируются мыслительные процессы, развивается речь, обогащается память. Поэтому совместными усилиями, родителей и педагогов нужно  создать  лабораторию неживой  природы под названием «Хочу всё знать!»,  в которой  дети с удовольствием будут играть  в «исследователей». Узнают, что вода удивительное вещество (может быть и прозрачной и цветной, принимать форму того сосуда в котором находится), песок в сухом состоянии сыпучий, а из влажного можно лепить, камень тонет, лист дерева имеет прожилки и многое, многое другое, а родители пополняя  материал, будут  радоваться новым открытиям детей.

 Для создания атмосферы взаимопонимания, радости и веселья нужно провести досуги, развлечения с экологической тематикой.

Таким образом, проводимая работа позволит  повысить компетентность и заинтересованность родителей в вопросах:

 - экологии и экологического воспитания детей;

 - взаимоотношений детей и взрослых;

 - вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс с целью

 улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта.

Литература:

1. Под редакцией М.А. Васильевой «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозаика синтез, Москва, 2010г.

 2. Т.А. Маркова «Детский сад и семья», «Просвещение», Москва, 1986г.;

 3. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011г.;

 4. Л.И. Грехова «В союзе с природой», «Сервисшкола», Москва, 2003г.;

 5. А.М. Федотова « Экологическое воспитание дошкольников» ;

 6. С.Н. Николаева « Ознакомление дошкольников с неживой природой», «Педагогическое общество России», Москва, 2003г.;

7. О. М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду», «Учитель», Волгоград, 2011г.;

 8. Н.А. Рыжова, «Экологическое образование в детском саду», «Пед. университет 1 сентября», Москва, 2006г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Экологическая тропа как средство устойчивого развития экологического образования"

Основные характеристики экологической тропы Главной целью экологической тропы является осуществление экологического развития учащихся путем реализации систем практико-ориентированной э...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое образование) с детьми старшей группы на тему: «Почему дует ветер?»

Образовательные задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.2.Уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх &nda...

Игры для родителей с детьми, направленные на познавательное развитие (экологическое образование)

Родителям важно играть с детьми дошкольного возраста в экологические игры по нескольким причинам. 1. Сознание об окружающей среде: Игры, связанные с экологией, помогают детям развить осознанность...

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»

Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...

Практикум для воспитателей на тему просвещения родителей

Не все педагоги понимают, в чем заключается просветительская деятельность. Многие путают просвещение с информированием. Чтобы избежать недопонимания, необходимо разобраться с данны...