Семинар-практикум для родителей "Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить"
консультация (старшая группа)

Модеева Наталья Ивановна

Семинар-практикум для родителей общеразвивающих групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей на тему:

«Чтобы четко говорить -надо с пальцами дружить»

Учитель-логопед: Модеева Н.И

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

  1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
  2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
  3. Пропаганда педагогических знаний среди родителей;
  4.  Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;
  5. Показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики
  6. Познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики

Демонстрационный материал:

   Игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература с комплексами пальчиковой гимнастики, учебная литература, мяч.
Раздаточный материал:

    Стихотворные тексты к пальчиковым упражнениям.
В зале организована выставка:
1) научно-методической литературы;
2) развивающих игр, направленных на развитие мелкой моторики рук;
3) книги, сборники пальчиковой гимнастики в игровой форме, иллюстрации к пальчиковой гимнастике, рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики (этот материал родители могут забрать домой для проведения индивидуальной работы).
Столы в зале расставлены полукругом, на столах разложен раздаточный материал.

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.

Педагог: Добрый вечер, дорогие родители!

     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Вначале нашей встречи я хочу предложить вам немножко поиграть и развить ваши ручки и фантазию (игра с мячом). Главное в жизни каждого родителя – это дети. И какими вырастут ваши дети, во многом зависит от вас. Предлагаю вам немного пофантазировать. Если вы могли бы представить вашего ребёнка в виде геометрической фигуры. То какая это фигура и почему?

     2. Основная часть.

 Сегодня на этой встрече в форме проведения семинара-практикума, вы научитесь:

  •  правильно мотивировать своих детей на выполнение пальчиковой гимнастики;
  •  узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с маленькими детьми игр, направленных на профилактику речевых нарушений.

  Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Слайд 2
Педагог:  Несовершенства детской речи принято считать возрастной закономерностью в этом возрасте, которая изживается сама собой, но есть индивидуальные особенности у детей, которые не дают в полной мере усвоить звуки к 5 годам. В этом возрасте овладение правильным звукопроизношением затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематического слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей, сознательного отношения к несовершенствам своего произношения.

Слайд 3

Вместе с тем, положительными факторами являются: высокая подражательность, стремление к игровым действиям, эмоциональность –

 вот на эти положительные факторы мы будем делать упор, когда будем заниматься с ребёнком пальчиковой гимнастикой.
Привлечь внимание маленьких детей легко, но удержать сложнее, поэтому опираться мы должны на положительные факторы (воспитатель на мольберте записывает эти основные факторы, когда хотим провести пальчиковую гимнастику.
Слайд 4

Рекомендации к выполнению пальчиковой гимнастики:
- Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
 Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. 
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Cтимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Слайд 5 

Примерные упражнения пальчиковой гимнастики

Слайд 6
Правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания:
• не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате
• не заниматься после еды (через 1, 5 часа)
• свободная, не стесняющая движений одежда
• не переутомляться, не более 3 минут.

Предлагаю вам немного поиграть

  • Движение самомассажа:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

  • Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем - без помощи другой руки.
  • Хлопки:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

Например,

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Педагог: Уважаемые родители, а какие пальчиковые игры знаете вы и граете ли вы со своими детьми? Поделитесь опытом.
Педагог: Давайте подведём итог нашей встречи.
1. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком пальчиковую гимнастику?
2. На какие положительные факторы вы будете опираться, чтобы заинтересовать детей в выполнении заданий.
  Я благодарю вас за участие в семинаре-практикуме, надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в игры, которые помогут эффективному развитию речи.
И закончить мне бы хотелось притчей о сове.

                                             ПРИТЧА О СОВЕ

Жила-была в лесу Сова. Она была очень мудрая, поэтому звери леса часто ходили к ней советоваться. А еще Сова очень гордилась своим умом и дорожила своим временем, поэтому говорила она редко, мало и только по делу, а если её просили что-нибудь посоветовать, то советы её всегда были краткие. Как-то раз к Сове пришло столько зверей за советами, что к ней выстроилась целая очередь. Последним в очереди стоял Ёжик. Он, послушав ответы Совы, решил, что Сова и вправду очень мудрая, а потому стал думать, о чем бы ее таком интересном спросить.
— Здравствуй, Сова, — сказал Ёжик.
Но Сова ничего не ответила ему и даже не посмотрела в его сторону. Ведь Сова была очень гордой и очень дорожила своим временем.
А Ёжик продолжил говорить.
— Вот ты, Сова, даешь всем советы, а какой самый главный совет ты бы дала сама себе?
Сова задумалась. Она думала минуту, другую, третью.
Она думала так долго, что у Ёжика даже голова устала смотреть вверх, на Сову, и он опустил ее.
Спустя какое-то время Сова взглянула на Ёжика и улыбнулась ему, чего раньше она никогда не делала.
— Я бы посоветовала сама себе каждый день делать как можно больше хорошего и доброго, — сказала она Ёжику.
Говорят, что с тех пор Сова стала мягче и добрее, а еще она стала дружелюбнее относиться к тем, кто спрашивал у нее советы.
Я желаю вам, чтобы вы были такими же мудрыми как сова, каждый день делали как можно больше хорошего и доброго, и к вам за советом всегда шли люди.

   

 3. Заключительная часть.


Педагог:  Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путём примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому мой совет – разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию.
А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум на тему: «Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить» Презентацию подготовила учитель-логопед Н.И.Модеева

Слайд 2

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает внимание, память, мышление; развивает тактильную чувствительность;

Слайд 3

Положительные факторы: Высокая подражательность Стремление к игровым действиям, Эмоциональность

Слайд 4

Рекомендации к выполнению пальчиковой гимнастики: - Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения - Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. - Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. - Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). - Никогда не принуждайте ребёнка. - Cтимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Слайд 5

Примерные упражнения для пальчиковой гимнастики Сжимание пальцев в кулак и разжимание ( ладонями вверх, ладонями вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди ) . Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3секунды. Вращение кистями рук ( в правую, затем в левую сторону; вовнутрь – обеими кистями; наружу ). «Пальчики здороваются» – соприкосновение подушечек пальцев ( пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки; пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки; то же одновременно двумя руками; Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди, начиная с большого пальца, затем с мизинца ( правой руки, левой руки, обеих рук одновременно ).

Слайд 6

Правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания: • не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате • не заниматься после еды (через 1, 5 часа) • свободная, не стесняющая движений одежда • не переутомляться, не более 3 минут

Слайд 7

Пальчиковая гимнастика Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!» и т

Слайд 8

Игры и упражнения для развития моторики пальцев Игры с прищепкамии Массаж пальчиков Игры с мелкими предметами: бусинами, пуговицами, орешками и т.д. Игры с сыпучими материалами Пазлы , лото, мозаики, конструкторы

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ! Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово !», «Давай помогу!» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить

В данной статье подобран материал , который поможет укрепить мелкую моторику рук и подготовить руку к письму....

"Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить"

В консультации предложены упражнения для развития пальцев рук дошкольников....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!»

Цель:•пропаганда педагогических знаний среди родителей;• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;• показать способы и приёмы проведения пальчико...

“Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить”

Консультация для родителей по развитию речи....