Педагогический проект Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 258.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №34 «Лукоморье».
Педагогический проект
Тема: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».
Составили воспитатели: Стародымова Ирина Васильевна; Голубкова Татьяна Валентиновна. |
г. Чайковский 2016 год.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".
В.А. Сухомлинский
Внешние участники: воспитатели средней группы.
Масштаб: ноябрь 2016г. – апрель2017г. (долгосрочный)
Целевая группа: дети средней группы, воспитатели и родители воспитанников.
Вид проекта: творческий.
Актуальность:
Результат мониторинга показал, что у детей недостаточно развита общая и мелкая моторика рук и уровень развития речи. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Цель проекта:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через развитие мелкой моторики пальцев рук.
.
Задачи:
-Развивать общую моторику рук детей;
-повысить интерес детей к упражнениям с пальчиками;
-расширить словарный запас и представления об окружающем мире дошкольников;
-развивать мышление, воображение, память, внимание (в том числе слуховое);
-формировать желание и умение работать в коллективе сверстников;
-научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях;
-познакомить родителей с нетрадиционными методами развития общей и мелкой моторики рук, такими как биоэнергопластика ( сочетание движений речевого аппарата и кистей рук), кинезиология( наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения) и Су-Джок терапия( воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма);
-привлечь родителей к сотрудничеству.
Предполагаемый результат:
У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике.
Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности.
Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
сроки | Этапы | Мероприятия |
ноябрь | Подготовительный | Выбор темы, постановка целей и задач; Написание перспективного плана; Составление картотек игр по развитию мелкой моторики пальцев рук: -пальчиковые игры,прил.1 -упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением (игры с прищепками);Прил.2
Подбор материала для игр. |
декабрь- апрель | Практический | - систематизация накопленных материалов. |
май | Заключительный | - презентация результатов проекта. |
План методических мероприятий
сроки | Содержание работы |
Ноябрь - апрель | 1. Пальчиковая гимнастика и игры в течение дня. 2. Биоэнергопластика (речь с движением). Приложение 4. 3. Пальчиковый массаж с использованием различных предметов (массажных мячей, карандашей, шишек, грецких орехов)Приложение 6. 3. Использование дидактических игр для развития мелкой моторики. 4. Игры с мячом - «Мой веселый звонкий мяч». 5. Конструирование «Узоры из счётных палочек» 6. Использование игр для развития речи и мелкой моторики из бросового материала. Консультация для родителей « Нетрадиционные методы развития общей и мелкой моторики рук ( биоэнергопластика - сочетание движений речевого аппарата и кистей рук), кинезиология( наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения) и Су-Джок терапия( воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма). Приложение 5. |
декабрь | Выставка поделок из пластилина «Ловкие пальчики» |
Январь | -Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей». Приложение 3. |
Февраль | - Выставка игр и игрушек, выполненных руками детей и родителей: «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить». |
март | Оформление центра для развития речи и мелкой моторики. |
Апрель | -Изготовление альбома с домашними фотографиями детей по развитию мелкой моторики «Занимаюсь дома». |
Продукт проекта:
Для родителей:
- передвижная выставка игр и игрушек, сделанных своими руками, для развития ручной умелости детей «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».
- памятка для родителей «Развитие мелкой моторики детей».
- выставка книг по развитию мелкой моторики детей.
- альбом – отчёт с домашними фотографиями детей по развитию мелкой моторики «Занимаюсь дома».
Для детей:
- выставка игр и игрушек, сделанных своими руками.
Для педагогов:
- электронная презентация проекта;
- выставка игр и игрушек, сделанных своими руками, для развития ручной умелости детей «Чтоб красиво говорить, надо с пальцами дружить».
Приложение 1.
Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет.
Приложение 2.
Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением
Цели:
развитие мелкой моторики рук;
расширение и активизация словаря;
развитие творчества и воображения;
развитие памяти и внимания.
Исходное положение для каждого упражнения: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу проговаривания текста.
«Лиса» Хитрая плутовка, рыжая головка, «Интересный разговор» | «Крокодил» пообедал у зверей, «Гусь» |
«Зайчик и собачка»
Указательный и средний пальцы левой руки подняты вверх, остальные сжаты. Указательный и большой пальцы правой руки открывают и закрывают прищепку. Во время произнесения последней строчки стихотворения левая рука прячется за спину.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
И собаку выпускает.
Собака злая лает,
Зайчик убегает.
Упражнения для расширения и активизации словаря по теме «Домашние животные»
Собака и щенок Курица – цыплята | Кошка и котенок Свинья и поросенок |
Развитие творческого воображения дошкольников в играх с прищепками
Тучка и дождик | Самолет |
Приложение 3
Памятка для родителей
«Творим и говорим: игры с прищепками»
С младшего возраста у детей отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательных процессов, следовательно, и наблюдаются системные нарушения звуковой стороны речи, слоговой структуры, лексико-грамматического строя и собственной связной речи.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе коррекции речи. А так как речевой и двигательный центр расположены рядом в коре головного мозга, отсюда и вытекает связь между осязанием и развитием речи.
Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми им нужно много самых разных игрушек.
Однако не стоит забывать и о предметах домашнего обихода, если немного ими пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для детей, чем специализированные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Такой игрушкой могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми относятся к нетрадиционной форме работы. Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны.
Приложение 4.
Упражнения биоэнергопластики с речевым сопровождением.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются
и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец
прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении (лежит
на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута. Под счёт поочерёдно касаются
стола кончики пальцев и запястье.)
Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать
Лягушонка.
Расшумелась мелкота –
Видно, близко нет кота!
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.
Кот Тимошка жил на крыше.
Ниже, в доме, жили мыши.
По стене взбирались мыши,
Не боясь кота на крыше.
Сказка «У Солнышка в гостях»
Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
- Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт. Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
Долго шли они. Увидели Ёжика.
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дня его не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж.
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогу показывать.
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А в доме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёж зафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой заслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать.
Ёж – давай колючей щетинкой начищать.
А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать.
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело, светло и тепло.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Кинезиологическая физминутка «Колечко» (Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)
Упражнение «Кошечка»
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)
Упражнение «Фонарик»
Фонарик погас!
Фонарик зажёгся!
(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)
Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка» («Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь» (Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)
Кинезиологическое упражнение «Лягушка» (Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе)
Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Приложение 5.
Памятка для родителей.
«Применение Су–Джок терапии для дошкольников»
Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак ЧжэВу. В переводе с корейского обозначает Су- кисть, Джок- стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком.
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Вот некоторые формы работы с детьми:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
«Шарик»
Шарик я открыть хочу.
Правой я рукой кручу.
Шарик я открыть хочу.
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.
2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю.
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.
3.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много».Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично можно провести упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5.Использование шариков для звукового анализа слов.
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
6.Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому необходимо шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.
Приложение 6.
25 приемов массажа пальчиков для развития речи
Пассивный массаж (массирующие движения выполняются взрослым)
1. Солнышко
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».
Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама лишь одно бывает.
2. Сорока белобока
Спиралевидноепоглаживаниетыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.
Сорока – сорока, где была? Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.
3. Метели
Зигзагообразное поглаживание.
Свистели метели, летели снега
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.
4. Улитка
Щипцеобразное разминание края ладони.
Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.
5. Паук
Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.
Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
Если надо наутек, выручают 8 ног.
Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.
6. Пила
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.
Принялась она за дело. Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)
7. Звери
Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
8. Медведь
Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
9. Огород
На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг – огород!
10. Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика
11. Мячик
Катаем мячик между ладоней:
Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.
12. Мяч
Я мячом круги катаю,
(катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
Взад вперед его гоняю,
(гоняем мячик между ладонями по столу)
Им поглажу я ладошку,
(гладим одну ладошку мячиком)
Будто бы сметаю крошку,
(гладим другую ладошку мячиком)
И помну его немножко,
(сжимаем мячик одной рукой)
Как сжимает лапу кошка.
(меняем и сжимаем мячик другой рукой)
13. Ежик
Ежик в руки мы возьмем,
(берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.
(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,
(подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем.
(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,
(кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем
(ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем …
(ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.
(меняем ручку и тоже катаем мячик)
Еж
Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
15. Шарик
Движения выполняются по тексту:
Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
Можно шар катать по кругу
Перекидывать друг другу.
1, 2, 3, 4, 5 –
Всем пора нам отдыхать!
16. Ежик-чудачок
Ежик, ежик – чудачок
Сшил колючий пиджачок
(прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
Встал с утра, и в лес – гулять,
(поднять руки вверх)
Чтоб друзей всех повидать.
(перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
Ежик топал по тропинке
(постучать мячом по столу)
И грибочек нес на спинке.
(завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
Ежик топал не спеша,
(прокатываем мяч по одной коленке вперед)
Тихо листьями шурша.
(прокатываем мяч по другой коленке назад)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий Попрыгайка,
(подбрасываем и ловим мячик)
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку!
(завести руки за спину и спрятать мяч)
Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша
17. Утюжок
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
18. Добывание огня
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
19. Догонялочка
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
20. Горка
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
21. Волчок
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
22. Вертолет
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт
Наш красавец-вертолёт.
23. Массаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
Кусается сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
24. Массаж грецкими орехами
Катать 2 ореха между ладонями:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
25. Массаж бумагой
"Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Чтобы красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Представленный материал познакомит с интересными методами и приемами развития мелкой моторики пальцев рук....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173257-1357478620.jpg)
Статья "Чтоб красиво говорить надо с пальцами дружить"
Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-385131-1389984729.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей "Чтоб красиво говорить - нужно с пальцами дружить!"
Семинар знакомит воспитателей с приёмами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики детей в условиях массовых и коррекционных групп ДОУ. В конце семинара воспитатели совмест...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/05/picture-298951-1399309425.jpg)
ЧТОБЫ ЧЁТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверня...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-1153419-1730387875.jpg)
Консультация на тему: "Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить"
Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Исследовательский проект "Чтобы чисто говорить, надо с пальцами дружить!"
Учеными доказано, что уровень развития речи и мышления ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, поскольку центры головного мозга, отвечающие за р...