Сообщение из опыта работы "Предметно-развивающая среда в контексте ФГТ"
материал по теме
Английский психолог Д. Шаттлеворт установил, что на развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок. Учитывая 12 часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении, это утверждение можно применить и относительно к детскому саду.
Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- патриотического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в нашей группе предметно- пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную –познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Английский психолог Д. Шаттлеворт установил, что на развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок. Учитывая 12 часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении, это утверждение можно применить и относительно к детскому саду.
Современный детский сад- это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- патриотического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в нашей группе предметно- пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную –познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Возникает необходимость наполнять среду в группе играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.
* В первую очередь при организации ПРС необходимо учитывать требования СанПин 2.4.1..2660-10 ( Постановление от 22.07.2010 №91) как условие обеспечения безопасности детей, сохранение их физического и психического здоровья.
*Учитывая ведущую роль игровой деятельности в развитии детей при создании развивающего пространства в группе руководствовались нормативным документом ФГТ ( Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г) в котором указаны различные виды детской деятельности, используемые в детском саду. К ним относятся - игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально- художественная, чтение.
*Следующим нормативным документом является ФГТ ( Приказ № 2151 от 20 июля 2011 г.), где четко выделены следующие принципы построения развивающей среды:
1.Информативности – предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
2.Вариативности , определяющейся видом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями.
3.Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно – образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – развивающей среды.
4.Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно – развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения детей, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
5.Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно – развивающей среды, позволяющих по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
6. Интеграции образовательных областей, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей.
7. Учета полоролевой специфики – построение среды предполагает предоставления возможностей как мальчиков, так и девочек проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами в обществе. При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
8. Учет ЗБР ( зоны ближайшего развития) – для этого пополняется и обновляется предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Понятие предметно – развивающая среда определяется как « система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой сферы, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. При этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей интересов детей нашей группы. В такой среде возможно одновременное включение в активную, коммуникативно – речевую и познавательно - творческую деятельности, как отдельных детей, так и всех детей группы.
Предметно – развивающая среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом.
Условная схема пространства группового помещения с подвижными зонами границ.
Групповая комната представлена 3 зонами: рабочая, активная и спокойная. Границы между зонами подвижны, легко перемещаются в виде напольных модулей.
Вопрос создания предметно – развивающей среды в нашей группе стал особенно актуальным в связи с новыми Федеральными государственными требованиями ( ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра, мы обновляем предметно – развивающую среду в группе.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГТ строилась таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня физической активности. Обогатили среду в группе элементами стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно – развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любым делом. Размещение оборудования по секторам ( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально – игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки модели, предметы для опытно- экспериментальной работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Все материалы учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Имеются материалы, способствующие овладению чтением, математикой, а также материалы, отражающими школьную тему. Необходимыми в оборудовании являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей.
В связи с введением в практику работы дошкольных учреждений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы, в частности предметно–развивающей среде, мною был проведен анализ организации развивающего пространства в моей группе.
В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:
· предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГТ;
· я не всегда учитывала принципы её построения;
· в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;
· присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.
Поэтому одним из важнейших условий реализации ФГТ в своей группе я выбрала организацию предметно-развивающей среды, как мощного фактора развития интегративных качеств ребенка, направленных на гармоничное развитие и саморазвитие детей.
Далее я приступила к практическому внедрению идей.
Продумала зонирование группы с учетом того, чтобы материал, стимулирующий развитие познавательных способностей располагался в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства сформированы следующие центры:
· «Умелые ручки» или центр творчества детей. Здесь предусмотрена интеграция следующих образовательных областей – «художественное творчество», «познание», «социализация», «безопасность»;
· «Веселые нотки» - «художественное творчество», «социализация» и.др.
Вышеназванные центры позволяют детям презентовать свои представления об окружающем мире в продуктивных видах деятельности.
· «Хочу все знать» - название уже предполагает открытие новых знаний в экспериментальной и поисковой деятельности («познание», «безопасность», «социализация»). Здесь представлен широкий выбор игр, умных книжек, познавательных альбомов.
· «Здоровье и спорт» решает задачи следующих образовательных областей – «здоровье», «физическая культура», «безопасность», «познание». Особое внимание уделяю подвижным детям. Для удовлетворения двигательной активности в группе имеется балансир и батут.
· В «Экологическая гостиная» дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения и впечатления мы отображаем на сезонных лентах и в календаре природы («познание», «труд»).
· Дети очень любят заниматься театрализованными играми, играми-драматизациями. С этой целью у нас организован центр «Мы артисты» («художественное творчество», «музыка», «чтение художественной литературы»).
Одним из наиболее главных принципов построения предметно-развивающей среды считаю принцип учёта половых и возрастных особенностей детей, реализующий возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В связи с этим в группе созданы центры сюжетно-ролевых игр, как для девочек, так и для мальчиков, оснащённых необходимым оборудованием.
Для девочек: кукольная мебель, посуда игрушечная, куклы крупные и средние, парикмахерская Салон «Очарование», магазин и т.д.
Для мальчиков: «Маленькие строители», «Конструкторская», «Автосалон», игрушки для обыгрывания построек и т.д.
Согласно программе «Детство» в группе оформлен стенд по патриотическому воспитанию «Наша Родина», где дети могут ознакомиться с символикой России, Саратова и Энгельса.
При оформлении группы я учитываю мнение воспитанников и использую работы, изготовленные ими под нашим руководством в ходе совместной деятельности. Включение детей в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.
Особое внимание уделяю эстетическому оформлению помещений, считаю что окружающая обстановка должна создавать психологический комфорт, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитывать хороший вкус у ребёнка находящегося целый день в детском саду.
Из всего вышесказанного хочу сделать вывод: созданная предметно-развивающая среда в нашей группе обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление групповых помещений вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
А для нас такая организованная среда позволяет приблизиться к позиции ребёнка и организовать его самостоятельную деятельность.
Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует активному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Центры развития активности детей в группе.
1.Образовательная область « Познание» - интегрируется с образовательными областями: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка», «Коммуникация».
Центры активности:
1.Центр сенсорного развития
2 Центр « Мы познаем мир»
3.Центр конструктивной деятельности « Строим дом»
4.Центр математического развития «Любознайка».
2. Образовательная область « Чтение художественной литературы» - интегрируется с образовательными областями: « Познание», «Музыка», « Социализация», « Здоровье».
Центры активности:
Центр «В гостях у сказки»
3.Образовательная область «Коммуникация» - интегрируется с образовательными областями: « Познание», , « Социализация», « Здоровье»,»Безопасность», « Чтение художественной Литературы» , « Труд», « Физическое развитие»
Центры активности:
Центр речевого развития « АБВГДейка»
4.Образовательная область « Физическое развитие»- интегрируется с образовательными областями: « Коммуникация», «Познание», « Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».
Центры активности:
Центр « Здоровье и спорт».
5.Образовательная область « Безопасность»- интегрируется с образовательными областями: « «Познание», « Здоровье» , « Чтение художественной литературы»
Центры активности:
Центр « ПДД».
6.Образовательная область « Здоровье» - интегрируется « Познание», « Социализация»», «Безопасность»
Центры активности:
Центр « Состояние здоровья ребенка».
7. Образовательная область « Художественное творчество – интегрируется с образовательными областями : «Познание», « Чтение художественной литературы», «Коммуникация»,» Ручной труд»
Центры активности :
Центр « Умелые ручки».
8.Образовательная область « Музыка»- интегрируется с образовательными областями «Познание», « Чтение художественной литературы». «Социализация», « Физическая культура».
Центры активности:
Центр Музыкально- театральной деятельности : « Веселые нотки», « Мы артисты».
9.Образовательная область « Социализации»- интегрируется с образовательными областями « Познание», « Чтение художественной литературы», «Труд», « Коммуникация», « Безопасность».
Центры активности:
Центр сюжетно - ролевых игр «Мы играем».
10.Образовательная область « Труд» - интегрируется с образовательными областями « Познание», « Чтение художественной литературы», « Социализация», « Физическая литература», «Художественное творчество».
Центры активности:
Центр труда.
В связи с новыми требованиями и перспективным планированием нами были разработаны тематические дни по которым строится вся работа в течении всего пребывания детей в ДОУ. Тематические дни разработаны на весь календарный год, в каждом месяце 4 различные темы. Например, «Я и моя семья», «Наши помощники в быту», «Мир животных», «Мир вещей», «Самоделкин» и т. д. На основании этих тем и выстраивается вся наша воспитательно- образовательная работа и свободная деятельность детей. Остановлюсь на двух из дня : на прошлой неделе проходила неделя « Я и дорога». Вся предметно – развивающая среда была реорганизована в соответствии с темой дня, выставлены соответствующие дидактические игры, конструкторы, развернута воображаемая улица с дорожными знаками , транспортом и пешеходами –все это для сюжетно- ролевой игры «Мы на дороге». В центре книги все энциклопедии и иллюстрированный материал был посвящен дороге , дети . зная дорожные знаки и определенные правила объясняли друг другу как правильно вести себя на дороге. На планшете и ковровом покрытии создавали воображаемые ситуации неправильного поведения на дороге и сами же находили правильный выход из сложившихся ситуаций. ,это очень захватывает детей. Во всех центрах был выставлен материал , посвященный тематическому дню. Дети с большим удовольствием сами выбирают необходимый материал и в течении дня пользуются им. На этой неделе предусмотрена неделя « Моя Родина, мой край». Таким же образом вся предметно – развивающая среда будет преобразована в соответствии с тематическим днем. Именно еженедельное изменение и преобразование предметно – развивающей среды подталкивает детей самостоятельно изменять ее, тем самым принимая активное участие в выборе и использовании необходимого материала
Место педагога в развивающей среде.
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он « одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка. Воспитатель с одной стороны является автором среды, а с другой стороны – ее компонентом. Педагог зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Создавая « среду обитания» ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, художником, психологом и т.д.Большую роль в организации образовательной среды играют взрослые. Воспитатели планируют гибкие и интересные виды игровой, трудовой и учебной деятельности, учитывая потребности каждого ребёнка, как в активной деятельности, так и в отдыхе. Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют образовательное пространство и планируют виды деятельности с учётом индивидуального уровня развития каждого ребёнка (продумывать тематику имеющихся навыков и умений, правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом) .
Моя задача организовать работу так, чтобы раскрывались потенциально - творческие способности каждого ребенка. Они заключаются в том, что я поощряю и учитываю детскую инициативу. Обеспечиваю условия для деятельности, чтобы дети при желании могли продолжать самостоятельно черпать свой интерес. Поддерживаю и помогаю детям при их просьбах. При необходимости помогаю войти в группу сверстников обнаруживающему явное стремление к контактам. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Задача педагога в детском саду состоит в умении моделировать социокультурную, пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить, развивать способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда окружающая детей в группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливания организма каждого из них.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно – развивающую среду любой возрастной группы в группе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды детского сада и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Дайте детству состояться – дайте детям наиграться!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/17/picture-81017-1353144716.jpg)
Сообщение из опыта работы: Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка.
Здесь изложена информация о том, как правильно развивать музыкальную креативность ребёнка....
Сообщение из опыта работы :"Привлечение родителей к созданию адаптивной образовательной среды в условиях коррекционного ДОУ"
В сообщении рассказывается о том, как в ДОУ осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к сопровождению детей с нарушением зрения. Современное включение родителей в коррекционно-...
Сообщение из опыта работы. Предметно - пространственная среда по ОБЖ
средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/08/picture-902421-1488975479.jpg)
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».
Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-950649-1506011277.png)
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1097273-1547461109.jpg)
Сообщение к педагогическому совету «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в контексте новых требований. Обмен опытом»
laquo;Особенности организации предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе» Подготовила воспитатель первой квалификационной категории: Дайкова Н.С....