Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
консультация по теме
Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация на тему: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД» | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №34 г. Курганинска
Муниципального образования Курганинский район
Консультация на тему:
«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
Воспитатель: Сафарян С.А.
2013г.
2
«Правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие»
Л.С.Выгодский
Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.
Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.
· сохранение здоровья ребенка;
· развитие базовых качеств личности;
· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
3
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
В нашем детском саду мы организовали творческую группу, которая апробирует и реализует методическую разработку: «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ»; на практике педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.
Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Важно заметить, что при планировании и проведении ИОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
4
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;
Форма проведения ИОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.
В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.
5
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.
Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.
Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.
Пример образовательная область «Познание»
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
– сенсорное развитие;
– развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
– формирование элементарных математических представлений;
6
– формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Старшая группа
- Развитие сенсорной культуры.
Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.
«Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Музыка»
2. Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.
Ребенок открывает мир природы.
Интегрируется практически со всеми образовательными областями: «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность».
Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:
- обсуждение вместе с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря (расширяет социальные ориентации детей и представления о народной культуре);
- использование для слушания звуков природы и классической музыки (помогает детям эмоционально воспринимать и лучше понимать красоту и многообразие природного мира);
- реализация детских проектов, в которых используется опыт представлений из разных образовательных областей: «Календарь природы», «Почемучка», «Мы кладоискатели», «Я – помощник», «Книга путешествий», «Наши сказки о животных». «Наши коллекции»
3.Развитие математических представлений.
Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.
Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным. Так, в ходе поиска способов преобразования геометрических фигур (из одних фигур получить другие) творческий подход к реализации идеи осваивается в деятельности по аппликации, бумагопластике, изонити, лепке. Детям могут быть предложены темы «Изготовление витражей», «Рисуем математику». В конструировании дети используют схемы и модели разной степени сложности, измерение,
7
сравнение с помощью чисел, анализ конструкции с точки зрения пропорций соотношения частей, симметрии, размещения в пространстве, соответствия стилю и эстетическим требованиям.
Интеграция математического и природоведческого развития эффективна в овладении обследованием, сравнением, умением обобщать по признакам, характеризовать объект исходя из существенных и несущественных признаков.
В детских играх-проектах «Мы кладоискатели», «Охраняем и защищаем природу», «Игры для малышей», «Считай, смекай, отгадывай» и т. п. создаются благоприятные условия для интеграции, становления и развития субъектной позиции ребенка.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"....
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
"Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Музыка») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Автором представлена методическая разработка для педагогов «Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников» на тему: « Разработка содержания основной общеобраз...
Внедрение ФГОС в практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области « Музыка» с другими образовательными областями»
Внедрение ФГОСв практику работы музыкальных руководителей ДОУ «Осуществление принципа интеграции образовательной области« Музыка» с другими образовательными областями»...
Консультация для воспитателей по теме: «Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
«Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие» Л.С.Выгодский...
Доклад на тему: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"
Выступление на методическом объединении...
«Разработка содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») с учетом принципа интеграции образовательных областей»
Цель: Формировать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельностиЗадачи, ведущие к реализации цели:расширять представления детей о военно-патриотическихпраздника...