Консультация для воспитателей по теме: «Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
консультация (старшая группа) по теме
«Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие» Л.С.Выгодский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие» Л.С.Выгодский | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад первой категории №263
Кировского района города Ростова-на-Дону
Консультация
для воспитателей по теме:
«Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
Воспитатель
Остапенко Н. В.
2012г.
«Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие»
Л.С.Выгодский
Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования, несмотря на то, что оно, несомненно, является одним из лучших в мире.
Наше дошкольное образование прошло путь от единой обязательной программы в советское время до невероятного разнообразия программ в 90-е. Времена меняются, а вместе с ними и программы, и требования к ним.
В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач.
· сохранение здоровья ребенка;
· развитие базовых качеств личности;
· построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т.С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к ОД соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
· Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве;
· Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
· Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
В нашем детском саду мы организовали творческую группу, педагоги разрабатывают и внедряют серии интегрированных занятий (НОД) по различным направлениям на основе единого комплексно-тематического планирования.
Сущностью интегрированного подхода к ОД является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Важно заметить, что при планировании и проведении НОД воспитателю в работе с детьми помогут такие методы как:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах;
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а также виды детской творческой деятельности как: художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта может быть тематический утренник.
В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), можно показать детям репродукции с картин знаменитых художников (например, А.Шилова «Портрет матери), иллюстрацию, фотографии, дети сами рисуют портреты своих мам, можно организовать выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы и бабушки – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф.Шуберта «Ave Maria»), организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Или другой пример: тематическая неделя (2) посвященная Дню защитников Отечества. Для итогового тематического мероприятия ведется большая предварительная работа: чтение сказок (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, беседы с детьми, совместное изготовление атрибутов для музыкальных номеров, рисование, прослушивание муз/произведений, совместная с родителями экскурсия в парк Победы, создание семейных презентаций «Набережные Челны в годы войны», «Славные защитники города».
В проект по знакомству детей с транспортом включаем такие образовательные области как: «социализация» - расширяем представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формируем у детей эмоционально положительное отношение к создателям транспорта, «чтение художественной литературы» - чтение произведений о транспорте, «познание» - использование в старших группах справочной литературы – знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «художественное творчество» - рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», о/о «музыка» - слушают, исполняют любимые музыкальных произведений из знакомых мультфильмов.
Еще один пример, при планировании с детьми старшего дошкольного возраста проекта «Приобщение к изобразительному искусству», для создания целостной картины мира, можно объединить такие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка.
Зимой, в январе, во время проведения «Недели сказки», интеграция образовательных областей: «чтение художественной литературы», «познание», «художественное творчество» преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Посредством художественной литературы мы развиваем морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для старших дошкольников станет создание рукописных книг.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
В заключение, уважаемые коллеги, нам хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя свою работу, опираясь на комплексно-тематическое планирование, у нас не возникнет больших трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья» (реализация принципа интеграции образовательных областей)
Перспективное планирование проектной деятельности по теме: «Лес, деревья». Срок реализации проекта две недели....
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"
Доклад для выступления на районной конференции, тема: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"....
Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»
Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...
Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД»
Консультация по теме: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в НОД"...
Реализация принципов интеграции образовательных областей в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГС
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: "Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"
Выступление на методическом объединении...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА»
Многолетняя практика работы доказала эффективность использования принципа интеграции содержания образования на основе проектной деятельности, так как позволяет создать единое образ...