"Развитие эмоциональной сферы - основа патриотического воспитания"
презентация к уроку по теме
Раннее развитие эмоциональной сферы и последовательная работа, позволяет зародить зерна добра и любви, начиная от мамы до Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_-_osnova_patrioticheskogo_vospitaniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм в самом общем своем значении является одним из высших человеческих чувств. Традиционно патриотическим чувством является любовь к своему отечеству и соотечественникам.
Само слово «патриотизм» ведет свое происхождение от греческих слов patriotes – соотечественники patris – родина, отечество.
В современных науках, философии, социологии, психологии, педагогике, патриотизм рассматривается как сложное психологическое явление и представляет собой характеристику личности, имеющую генетические корни, отражающую историческую связь, «человек – среда обитания и развития.
Для патриотического воспитания развитие эмоциональной сферы личности имеет решающее значение.
В своем развитии, патриотические чувства проходят длительный путь. Истоками их можно считать простейшие формы эмоций.
Эмоции (от лат. Emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоции человека, вызывая у него целую гамму разнообразных чувств. Многие психологи утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.
Наличие элементарных эмоциональных ощущений, в период внутриутробного развития, позволяет говорить о возможности формирования у плода предпосылок социального доверия к внешнему миру. В решении этой задачи, существенную роль играет эмоциональное благополучие матери, социальный и психологический климат, окружающий ее.
В древние времена на Востоке, каждая девушка к свадьбе, должна была соткать ковер.
Мудрый обычай готовил ее к многотрудной семейной жизни. Перенимая эстафету от древних, автор метода «Сонатал», Михаил Львович Лазарев, предложил новый обычай: «Каждая женщина за время беременности, должна соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса».
Метод «Сонатал» (от sonus – лат. – звук, natal, лат. – рожденный, музыка рождения), направлен на обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком до его рождения.
Известно, что уже в 14 недель, плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно, воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них. Музыка материнского голоса становится началом социальной активности ребенка.
В течение 4 лет я проводила занятия в группе «Сонатал». На занятиях я предлагала будущим мамам вспомнить, и должным образом, эмоционально окрасить ежедневные ритуалы, такие как: пробуждение ребенка, купание, кормление, засыпание, и сопровождать их пением коротких песенок – попевок, чтение различных стихов. Так, будущие мамы, прошедшие занятия в группе «Сонатал», отмечают близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций.
2
Патриотизм – очень личное, почти интимное чувство, связанное с переживаниями раннего детства. Все в первые дни и месяцы жизни ребенка имеет значение: эмоциональный отклик на голос матери, колыбельные песни, вид из окна.
В период - от рождения до двух лет – формируются разнообразные эмоции. Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители, желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.
В нашем детском саду, мы предлагаем родителям продолжить занятия с малышами в группах дополнительного образования – «Музыкально – ритмические занятия», для детей от 6 месяцев до 3х лет. Эти занятия часто посещают самые близкие ребенку люди – бабушки, дедушки, старшие братья и сестры. Несомненно, важную роль в этих занятиях играет психологический фактор взаимодействия ребенка и родителей, особенно мамы. Материнская роль, чувства, поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера.
Наша задача заключается не только в том, чтобы научить маму общению с ребенком, но и помогает:
- установлению эмоционального контакта с ним;
- созданию атмосферы любви и ласки;
- научить родителей испытывать радость общения с малышом;
- вовлечению ребенка в происходящие вокруг него события;
- созданию положительного эмоционального настроя к группе детей и взрослых;
- формированию умения ребенка общаться с детьми и взрослыми;
- приобщению к фольклору.
Особую роль на этих занятиях мы уделяем значению колыбельных песен в жизни ребенка.
Я объясняю мамам, что через них, на подсознательном уровне передается положительная информация, хорошо усваивается, превращаясь в бесценную кладовую знаний. В наше время наблюдается разрыв традиционных эмоционально – духовных связей, которые очень важны в жизни человека. Выявляется интересная зависимость возникновения человеческой привязанности друг к другу. Например, одна бабушка, не могла объяснить причину не полного душевного контакта со своим первым внуком, имея прекрасное взаимопонимание со вторым, пока не вспомнила, что до и после рождения второго внука, у нее было свободное время, и она часто пела ему колыбельные песни.
Если спросить современную маму, какие колыбельные она знает, перечень будет не велик. Многие из народных колыбельных забыты и утеряны. При этом нарушается связь поколений. Пение колыбельных песен детям поможет восстановить эту связь.
При благоприятном, доброжелательном отношении родителей, родных и близких, у ребенка создается позитивное отношение к информации, ее накоплению, осмыслению, что способствует к нормальному или опережающему темпу развития.
Многолетний опыт работы в группе дополнительного образования «Музыкально – ритмические занятия» позволяет:
- сделать стабильным эмоциональное состояние детей в период адаптации к детскому саду;
- помочь родителям пройти путь от взаимодействия с ребенком к содружеству с ним.
Приоритетным направлением детского сада является социально – эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Дальнейшая работа по реализации этих чувств, осуществляется по разработанному нами перспективному плану «Социально – эмоциональное развитие детей». Этот план включает в себя следующие темы:
3
- «Я и мои друзья»
- «Мой детский сад»
- «Моя семья»
- «Мой город»
- «Мой край - Урал»
- «Моя страна - Россия»
В которых заложен музыкальный репертуар по всем разделам музыкального развития детей, по всем возрастным группам.
Результатом реализации этого плана являются детско – родительские праздники, многие из них стали традиционными в детском саду:
- «День рождения детского сада»
- «Новоселье»
- «Мы теперь уже большие»
- «Выпуск в школу»
- «День матери»
- «Мы с папой большие друзья»
- «Поэзия народного искусства»
- Фольклорные праздники с участием ансамбля «Горенка»
- «День открытых дверей»
Совместные праздники помогают установлению эмоциональных контактов с родителями, сверстниками, другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия и других переживаний.
Одно из важных качеств – проявление любви и уважения к матери, мы наблюдаем на празднике «День матери», в момент, когда дети подготовительной группы исполняют своим мамам песню «Глажу маму любимую, мою нежную, милую. И слова не расскажут, как я ласково глажу, рук теплом тебя грею, как люблю и жалею», гладя ее и прижимаясь к ней. А какое чувство гордости испытывают дети за своих пап, старших братьев и дедушек, на развлечении «Мы с папой большие друзья».
В детском саду, посвящая «Году семьи», мы провели вечера: «Рядышком с бабушкой» - бабушки, качая своих внучат, исполняли колыбельные песни, вспоминали игры своего детства, играли с детьми, звучали песни в исполнении всех присутствующих, и все это проходило в теплой дружеской атмосфере, наполненной любовью и радостью.
Вечер «Творческая семья», открыл для нас новые талантливые и творческие семьи.
Покорил всех присутствующих эмоциональностью, игрой на различных музыкальных инструментах. Артистизмом, художественными способностями. Сколько радости и положительных эмоций получили зрители. Эти вечера сплотили родителей и детей в единый дружный коллектив, объединенный душевными человеческими взаимоотношениями. А сколько гордости испытали дети от совместных выступлений.
Чрезвычайно важно, чтобы в дошкольном возрасте, у ребенка были сформированы чувства сопричастности, любви, ответственности, прежде всего, по отношению к своим родным и близким, своей малой Родине, народной культуре, исторической памяти.
Раннее развитие эмоциональной сферы и последовательная работа, позволяет зародить зерна добра и любви, начиная от мамы до Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами музыкального воспитания
В статье рассматривается такое понятие как эмоциональная сфера, какие факторы будут способствовать успешному развитию эмоциональной сферы дошкольников, а так же даны рекомендации музыкальн...
Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения
Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...
Эмоциональное раскрепощение и развитие чувственной сферы в физическом воспитании
Эмоциональное раскрепощение и развитие чувственной сферы в физическом воспитании...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на основе использования релаксационных технологий и методов арт-терапии
В данной методической разработке представлены различные варианты технологий с импользованием методов арт-терапии для ...
Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания
В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников....
Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"
https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...