Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания
статья

Тараканова Аксана Александровна

В статье представлен опыт работы детского сада №81 "Мальвина" города Сургута ХМАО - Югры в рамках реализации задач патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot-oe_vosp-e_statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие дошкольников

как основа патриотического воспитания

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

Без чего человек перестает быть личностью»

                                                                                                       В.А. Сухомлинский

Целью работы по духовно-нравственному развитию ребенка, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

• создание системы нравственно -патриотического воспитания;

• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

• формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

• воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

• развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

• расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

• ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка

Субъектами взаимодействия являются ребенок, педагоги, родители и социум.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1. «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2. «Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3. «Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4. «Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

6. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

7. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

Основными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются: игровые обучающие ситуации, тематические дни (недели), целевые экскурсии, патриотические акции, создание мини-музеев, творческая мастерская, организация и участие в викторинах, конкурсах, проектная деятельность.

За основу мы взяли следующие формы работы:

- Опора на духовные традиции семьи. Включение семьи в профессионально-родительскую общность в работе по духовно-нравственному развитию ребенка.

- Формирование детского сообщества, прежде всего, игрового, в котором будет проходить самоопределение и инициативная деятельность, становление и формирование культурной позиции ребенка. В игре раскрываются забота, помощь, взаимодействие, сотрудничество и т.д. на нравственном уровне.

- Включение детей в традиции страны и народа. Это направление связано с фольклором, праздниками, сказками, песенками, народными играми, творчеством.

- Проживание календаря, как традиционного народного, так и гражданского в деятельности, а не в мероприятиях. Праздник как структура работы: мероприятие – внешняя форма (вспышка) и подготовка к празднику – вхождение в смысл и значение данного мероприятия.

В нашем образовательном учреждении создана определенная система жизни, уклад на основе базовых национальных ценностей:

- система отношений взрослых и детей, основанная на взаимном уважении;

- круг традиционных праздников и событий;

- режим дня, правила поведения и ритуалы;

- возможность разновозрастного общения и взаимодействия;

- воспитание ответственности через доверие и уважение;

- авторитет труда и знания;

- свобода и ответственность.

Одним из условий реализации опыта   является специально-организованная развивающая среда.   Развивающая среда дает возможность детям познакомиться   с символикой Российской Федерации, ХМАО - Югры, г. Сургута, с известными людьми, героями войны, труда, первыми руководителями нашей страны, историческими   событиями.

В детском саду организован мини-музей «Русская изба», который даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта, в рамках тематической недели педагоги в группах создают мини-музей «Воинская слава», где размещены атрибуты времен Великой Отечественной войны.

Совместно с родителями дошкольников созданы макеты улиц, достопримечательностей города, собраны коллекции, фотоальбомы, созданы видеопрезентации.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагоги, прежде всего, сами подробнее изучили краеведческий материал, с которым необходимо познакомить детей.

В проекте «Мой край Югра» был систематизирован материал по темам: «Я и моя семья», «Мой город», «Природа родного края», «Города и реки ХМАО», «Быт, традиции коренных народов Севера», «Сказки ХМАО», «Народные игры коренных народов ханты», «Земляки, прославившие наш край».

Реализация проекта осуществлялась через разнообразные формы организации воспитательно-образовательного процесса: занятия, прогулки, беседы в утренние и вечерние часы, рассматривание фотоальбомов, чтение книг, посещение историко-культурного центра «Старый Сургут», продуктивные виды деятельности.

Работу по реализации проекта начинаем с бесед с детьми о семье, значении семьи для человека. Используем различные формы работы: беседы «Мои родственники», «Родословная моей семьи» «Семейные традиции»; рассматривание семейных фотографий; художественное творчество «Составление своего древа семьи»; чтение произведений о семье, маме; составление рассказов на тему «Моя дружная семья»; сюжетно-ролевые и дидактические игры «Мой дом» и «Моя семья».

Успешность развития дошкольников при знакомстве с регионом и городом возможна только при активном взаимодействии с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому в первую очередь мы расширяем «центр патриотического воспитания», пополнив его фотоальбомами, иллюстрированными книгами: «Моя Югра», «Ханты-Мансийск – столица региона», «Наш город», произведениями хантыйских писателей и поэтов, «Быт русского народа и коренных народов Севера», картинами местных художников.

С детьми проводим целый ряд мероприятий: рассматривали иллюстрации зданий разного назначения, альбома «Мой город», образовательная деятельность «О Сургуте нашем мы ведем рассказ», художественное творчество «Мой регион», «История и достопримечательности моего города», «Сургут - моя малая Родина», дидактическая игра «Сложи герб города».

Воспитывать детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, ребята должны знать, чьими именами названы улицы города, самые интересные примечательные учреждения.

Одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Знакомя детей с природой родного края, учим их видеть не только красоту, но и понимать и беречь ее. Знакомя детей с фауной и флорой хантыйской земли, связываем материал с климатическими особенностями, учим находить причинно-следственные связи: зима суровая и длинная, а лето короткое – это влияет на разновидности их представителей. Так как не всегда можно организовать прогулку в парк, сквер в разное время года, мы используем просмотр презентаций, фотоальбомов растительного и животного мира, составление гербария, записываем видеонаблюдение за одним объектом в разное время и др. Проводим беседы и занятия на темы: «Растения тайги», «Деревья и кустарники нашего двора», «Животный мир нашего региона», «Красная книга», «Наши пернатые друзья», «Как звери готовятся к зиме», рассматривание альбомов «Дикие животные», «Птицы», дидактические игры  «Кто, где живет», «Назови птиц нашей области», «Чьи следы», чтение природоведческой литературы, заучивание стихотворений. Наблюдения за природой и природными явлениями усиливаем художественным словом, загадками, репродукциями картин великих художников.

У каждого места на земле есть своя история. Югра имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Осуществляя эту работу, учим детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху – жизнь людей в давние времена. Знакомим детей с бытом коренных народов Севера, рассматриваем фотографии в альбоме «Одежда коренных народов ханты», знакомим детей с народными играми «Волк и олени», «Куропатки и охотники», «Горячая картошка», «Кукушка», «Удочка», «Полярная сова» и др. Знакомя детей с народным творчеством народов ханты, читаем с детьми сказки «Как звери ногами менялись», «Заяц и сорока», «Как медведь и барсук дружить перестали», «Хвастун», дети пересказывали сказки «Айога», «Как лисичка бычка обидела», беседовали по сказке «Скрипучая старушка».

Воспитывая у детей патриотизм, любовь к Родине, знакомим детей с событиями великой Отечественной войны, ее героями: дети с родителями приносят цветы к памятнику 9 Мая, беседуем с детьми о героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе. На территории детского сада возможно организовать бессмертный полк, чтобы дети прочувствовали связь с поколением прадедов; провести митинг. Играем в познавательные игры «Военная техника», сюжетно-ролевые игры «Мы летчики», «Танкисты» и другие.

Стараемся выстроить работу так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным, общественным событиям. Подводим детей к пониманию того, что прославляют наш край люди своим трудом и творчеством. Знакомим детей с выдающимися художниками, композиторами, поэтами и писателями.

Монтескье, французский философ говорил: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов».

Формирование патриотических чувств идет эффективнее, если установлен тесный контакт с семьями детей. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным и природным окружением, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности, ведь родители и другие члены семьи – первые и главные воспитатели. Родители охотно принимают участие в конкурсах рисунков, хорошей традицией в группе стало проведение творческих мероприятий к Дню Матери и спортивного праздника к Дню защитника Отечества, изготавливают костюмы к праздникам, помогают в подборе материала для фотоальбомов.

Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского сада и на личных сайтах педагогов.

Познавательные формы призваны повысить ответственность семьи за нравственно-патриотическое воспитание, обогатить педагогические знания родителей. К познавательным формам относятся круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции.

Досуговые формы организации взаимодействия призваны устанавливать доверительные отношения между педагогами и родителями. В детском саду регулярно проводятся календарные народные праздники, досуги патриотического содержания, экскурсии, викторины, развлечения, выставки.

Хочется отметить, что на сегодняшний день повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей. Позиция большинства родителей изменилась, теперь они не пассивные наблюдатели, а активные участники жизни детского сада.  

Эффективная работа по патриотическому воспитанию невозможна без сотрудничества с институтами культуры и образовательными учреждениями.

Планируем посещение краеведческого музея, историко-этнографического центра «Старый Сургут», дом купца Клепикова.

Систематическая работа в рамках проекта показывает, как дети:

-   проявляют интерес и любознательность по отношению к родному городу, краю, стране;

- проявляют инициативу в социально значимых делах;

- с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев;

-  дети проявляют интерес к культуре своего народа;

-  понимают значение позитивного общения, необходимости сотрудничества и взаимопомощи.  

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания патриотических чувств. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны

Считаем, что патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина и патриота. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь в тесном взаимодействии с семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

"Развитие эмоциональной сферы - основа патриотического воспитания"

      Раннее развитие эмоциональной сферы и последовательная работа, позволяет зародить зерна добра и любви, начиная от мамы до Родины....

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности

Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон  общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание ...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Информация о реализации проекта "Духовно-нравственное развитие дошкольников как основа патриотического воспитания"

https://radost19uray.ru/o-nas/innovacionnaja-i-jeksperimentalnaja-dejatelnost/duhovno-nravstvennoe-razvitie-doshkolnikov-kak-osnova-patrioticheskogo-vospitanija/...